Кот Баюн

"Даже самое маленькое из кошачьих - совершенство"
Леонардо да Винчи

В городе Иерусалиме недалеко от большой смотровой площади есть заметное, очень красивое высотное здание с колонами, стеклянными боковыми стенами и балконами. Это большой Хоспис для пожилых состоятельных людей. Моя подруга Элла  устраивала туда своего престарелого отца, которому исполнилось 95 лет. Он уже был не в состоянии себя обслужить: с трудом ходил, опираясь на ходунок, купаться и одеваться сам тоже не мог, плохо видел, да ещё мешали проблемы со здоровьем: сердце и с лёгкими тоже не всё в порядке.
После устройства отца в этот хоспис, Элла мне предложила как-то составить ей компанию и навестить Якова Хаймовича.
Весна выдалась не жаркая. Утром прохлада живительным ветерком радостно врывалась в распахнутые окна и двери жителей белокаменного города, поднимая настроение, привыкшим к жаркому климату израильтянам.
Мы с Эллой и её взрослой дочерью Сильвией выехали часов в десять. Девушка работала в их частном цветочном магазине. По дороге Сильвия рассказывала о своих любимых цветах орхидеях.
- Они бывают такие разные и по окраске и по виду, но пахнут все изумительно! Эти райские цветы щедро источают аромат, ощущаемый даже с улицы. Пользуются орхидеи богатым спросом у покупателей. У меня есть несколько клиентов, которые приезжают издалека, некоторые из них даже коллекционируют орхидеи.
- Да, это интересная тема. Орхидеи вообще необыкновенные цветы, очень радуют глаз своей неординарной красотой, уж не говоря о запахе! – заметила я.
Подъехав к Хоспису, Элла нашла место в тени для парковки. Мы вышли из её комфортабельного авто и неторопливо направились к парадному входу в Хоспис.
Просторный холл поразил своим размахом: высоченные потолки, богатые люстры, кругом ковры. Поднялись на второй этаж на вместительном лифте, в котором находилась удобная для пожилого возраста скамья. Проходя по коридору, к нашему удивлению, мы увидели огромного белого мохнатого кота с голубыми глазами. Он горделиво вышагивал по ковровой дорожке, воспринимал людей как что-то само собой разумеющееся и совсем их не боялся. Любил знакомиться, подходил и обнюхивал каждого нового гостя. Я его даже погладила, а он в ответ промурлыкал что-то на своём кошачьем языке. От него исходила какая-то магическая притягательность и мудрость. Проходящая женщина, видимо работница, сказала, что зовут его Баюн, что он - особенный кот и является редкой достопримечательностью их заведения. Кот, подняв хвост трубой, проводил нас до двери отца моей подруги Эллы.
В просторной светлой комнате на одного человека было всё необходимое для проживания: небольшой шкаф, стол, на столе вазочка с цветами, графин с водой, стаканы, три стула, деревянная кровать, тумбочка на колёсиках, телевизор, две картины – натюрморт и лесной пейзаж, ходунок, инвалидное кресло с электроприводом. Туалет и душ располагался в отельном помещении в комнате. Еду отцу Эллы приносили в комнату. Яков Хаймович почти не вставал. Он дремал, лёжа на кровати. Мы тихо расселись на стулья. Кот Баюн куда-то исчез. Сильвия сказала, что он вошёл в душевую. Она заглянула туда, но кот как будто бы испарился. Через несколько минут в комнату вошла медсестра, а из  душевой появился кот Баюн. Он, как видно, чувствовал себя хозяином всего заведения и гулял, где вздумается. Всех по очереди обнюхал ещё раз, а потом заглянул во все углы и укромные места в комнате, даже под кроватью проверил. А потом уселся посреди комнаты и начал умываться.
- Какой у вас кот самостоятельный! – произнесла Сильвия.
- Да. Он у нас уже давно живёт и находится на полном обеспечении хозяина Хосписа, а также на особом положении, - отметила медсестра средних лет, продолжая мерить давление больному.
- И что же в нём такого особенного, если не секрет? – поправляя длинные волосы, поинтересовалась Элла.
- О-о! Баюн у нас просто уникум! Дело в том, что он предчувствует близкую смерть наших пациентов за несколько дней до их кончины. Наш кот обычно приходит в комнату умирающего пациента. День или два долго сидит в определённой позе вблизи кровати или на самой кровати больного, поджав под себя лапы, почти не ест и не выходит из комнаты, наблюдает за человеком, как будто сопереживая его уходу, сочувствуя, как бы провожает умирающего в последний путь. Он словно знает все тайны и пороки этого человека и выступает хранителем его тайн. Для некоторых одиноких пациентов это бывает очень важно.
- Да-да, действительно удивительный у вас питомец! А как он у вас появился? – спросила Сильвия.
- Этого, к сожалению, я вам сказать не смогу. Когда я устроилась на работу в Хоспис, кот уже жил здесь, - ответила медсестра, заканчивая процедуру, поставила больному капельницу с лекарством и ушла.
Мы немного пообщались с Яковом Хаймовичем. А Баюн продолжал сидеть посреди комнаты, подобрав под себя лапы, и никуда не торопился.
Я подумала, что это, наверное, печальный знак, но быстро отогнала от себя нехорошую мысль. Через час мы уехали из Хосписа, а кот оставался в комнате отца Эллы.
Через два дня мне позвонила плачущая Элла. Она сообщила, что её отец ночью умер. Я незамедлительно поехала к ней.
Похороны прошли на следующий день. Очень жаль было Якова Хаймовича. Он прожил долгую, достойную и радостную жизнь.
Но неясно было, как совершенно чужой кот мог предчувствовать смерть незнакомого старика? Как эти кошачьи загадочные создания могут предвидеть разные катаклизмы: наводнения, землетрясения, несчастья и даже смерть чужого человека? Какие органы тела кошек подсказывают им про невзгоды и несчастья? Ученые до сих пор гадают, как это происходит…
26.05.2020 г.

 


Рецензии