Генка Каратаев

Генка Каратаев


Генка Каратаев был видным мужиком на деревне: кудри у него были красивые русые и свои от природы,-  ах, уж эти кудри, по которым не одна девка в деревне по ночам плакала...Исконно русский мужик в кепке, в которую всякий раз, идя на пьянку- гулянку, закалывал какой-то цветок, какие в ту летнюю пору цвели в лесах, огородах и палисадниках перед домами, как это было принято в старинной Руси, да и не только в старинной, и в нынешней тоже. Всякий раз появлялся этот весельчак балалаечник то с ландышем, то с маком, то с ромашкой, а по осени с золотым ша’ром! Любили его не только девки, но и бабы, особенно вдовы, коих в  послевоенные годы было очень много. Высокий, стройный, хорошо и чисто одетый, он вызывал чувство любви, радости и счастья. Хорошо танцевал вальсы, польки, плясал вприсядку под гармонь, сам немного играл и на балалайке, и на гармони.
Рубаха - парень с широкой улыбкой, тонкими чертами лица, правильным носом. Всё было хорошо в его внешности, но...был коварным смех, и он играл этим смешком как визитной карточкой. Бабы баяли <фольклорное выражение>,  что  кто-то по какому-то празднику в драке выбил ему с левой стороны верхний зуб; так, он, говорят, ходил к знакомому цыгану, и тот поставил ему позолоченный зуб. Теперь его улыбочка освещалась золотом, каким никаким, а золотом, коего в деревне у многих и вовсе никогда не было...Этот “жеребец” танцевал буквально на ходу, стоял, перебирая ногами, как хороший конь,  готовый пуститься в галоп (пляс ) в любую минуту, если бы ему дали шо’ру, то есть приказали…
Конечно, такому молодцу нашлась невеста, но только  в соседней деревне за двадцать пять километров от д.Никитинка… Так это и лучше, - не будет у деревенских баб и девок склок  и распрей промеж собой, как если бы он женился здесь. Невеста - красавица.., самая красивая дочь у Николая и Марьи Марковых из шестерых детей, из которых четверо были  дочери. Натуральная блондинка с правильными чертами лица, но не просто правильными, но и с красивыми. Это была настоящая русская пава с широко открытыми глазами как у куклы, с красивыми щечками холеного благородного лица, на которых часто играл румянец. Пухлые алые губы, чуть выдающийся подбородок придавали этому лицу любознательность, открытость, простодушие и умиление. Белый частокол зубов часто был открытым, как и сама Зоя Маркова. Она всем напоминала актрису Любовь Орлову, но что её разнило с артисткой, - та это чисто деревенский быстрый говорок, которым разговаривала вся её семья и многие в деревне. Что это за черта русского народа.., откуда эта спешность поведать миру информацию чем быстрей, тем лучше? Кто не понял, - так значит, и не надо; кто не расслышал и не разобрал едких, может быть, слов в свой адрес, - так значит,  так и надо… Повторять не будем по десять раз! Вот такая была  специфика разговора на деревне и селе...Откуда родом эта привычка..?
Говорят, с Украины… Так разговаривают хохлы и хохлушки между собой. Столько лет притесняли этот самобытный народ, что раскидан он был по всей Руси, вплоть до Барабинских степей и границ с другими государствами на Дальнем Востоке. И пышногрудую Зою, Каратаеву уже , принимали за эту хохлушку.., и в этом было какое-то унижение и пренебрежение к ней. Да.., стереотипы, ярлыки, от них очень трудно отвязаться, когда каждый человек виден как пешка на шахматной доске, тем более, в деревнях и сёлах.


   Но большому кораблю, говорят, и большое плаванье! Генка не мог усидеть в этой деревне,в этой попросту,сказать, дыре, ведь он был  уже женатый, и все песни пляски  с девками закончились. Оптимист по натуре, он послушался друга цыгана уехать на Южный Урал, в Миасс или Бреды, где условия жизни были гораздо лучше всех пышных Никитинских огородов, в которых(стыдно сказать) обычная редиска поспевает только к концу июня.
И они с Зоей уехали в Бреды. Там родился у них сын Слава, в котором они оба что называется, “души не чаяли”
Жили хорошо; было и тепло, и сытно, и радостно на этой земле Южного Урала. Разодетые как картинки, оба с золотыми зубами, они приезжали к Зоиной сестре Фаине в деревню.
По этому случаю Фаина устраивала пиры по дня два - три, где главным козырем их семьи был успех и рассказы, как стать успешным, а за ним крылось и хвастовство в наилучшей жизни по сравнению с другими. Зоя манила сестру к себе, чтоб была рядом  родная сестра, но Фаина долго не соглашалась: у них было солидное хозяйство да ещё и пчёлы, которых жалко бросать.  Хорошая работа на стройке с большой зарплатой тоже удерживала их. Но в конце концов, они уехали, но уже тогда, когда деревня вся опустела, и многие перевезли свои частные дома в ближайший посёлок. Примерно лет восемь продлилось Каратаевых счастье, в котором они буквально купались, уповая на сына: То  *Славик пошёл в детский сад*, то Славик научился плавать*, то *Славик пошёл в школу* или *Славик гоняет на велике с рамой*  и так далее, и тому подобное. Везде и всюду был на первом месте сын Слава!


      Но случилось несчастье: Славик, любящий успех и похвалу, решил прыгнуть с вышки( что он делал не раз…)
Но в этот раз он прыгнул с вышки в другую сторону, где под водой оказался большой камень. Сильнейший удар головой да ещё под водой, повлекли остановку дыхания и смерть, почти мгновенную. Вот и всё….Нет больше Славика, и нет больше славы, которую он так полюбил с малого возраста…*С малых лет счастья ...нет!?* Кощунство, - но это именно так! Вместе с трагическим концом  Славика кончилась и счастливая жизнь родителей… Да, так и было: начались взаимные упрёки кто в чём виноват перед их сыном, кто не доглядел: мать, которая многое разрешала сыну или отец, который учил ребёнка плавать..? Все выяснения привели только к одному результату, только к разводу. Они расстались, хотя в первое время вернулись в д.Никитинку, много горевали и утешались не чем иным, как водкой.
   Генка стал злым и неразговорчивым соседом для многих, держал большую чёрную собаку, которая кидалась на людей и, говорили, кусала за ноги, кусала и прокусывала до крови икры ног прихожего к ним в дом или просто прохожего.
Не радовала их и пышная сирень, которой они до отъезда гордились, потому как ни у кого не было такой сирени около дома, как у Каратаевых. Покрутился Генка около родни, около Кости, мужа Фаины, поутешался, сколько мог, но не смог уже быть прежним человеком, которого знала и любила вся деревня. Чем кончил? -Уехал в дальние края... один, на заработки. Уехал, чтобы забыть своё горе, свою распавшуюся семью.  Забыть всех, и этот остров с названием д.Никитинка потому, как захолустье для него было тоже сродни смерти!


26.05.20 в 16.15


Рецензии