О способе модификации музыкальной октавы

Способ модификации современной классической октавы фортепиано базируется на сделанном мною открытии в области исследований русского языка. Толчком к открытию послужило наблюдение: в текстах стало принято писать букву Е вместо Ё. Для лучшего понимания изобретения необходимо рассказать о предварительном этапе его создания.

Как филолог по образованию, я изучала алфавиты русского и других языков, в том числе, древнего санскрита, латинского языка (преподавала латинский язык в Воронежском медицинском институте). Алфавит любого языка предназначен для коммуникации людей с помощью слов, для создания лексики языка. Из букв алфавита как из «кирпичиков» составляются слова, словам приписываются определённые значения. Невозможно для каждого отдельного слова иметь уникальные знаки-буквы. Поэтому существует универсальный набор некоторого количества букв в алфавите для всего множества слов.

Алфавиты разных языков имеют ограниченное количество букв из которых составляются слова и формируется лексика. Не имеет значения, сколько букв в том или ином алфавите. Их может быть 22, 26, 33 или 54. В любом случае алфавит будет выполнять свою функцию для создания слов. Но у русского алфавита и, как следствие, русского языка есть ещё одна уникальная особенность.

Исторически сложившееся своеобразие алфавита русского языка заключается в том, что в нём чётко можно распределить буквы циклами, циклы разделяются на 8 этапов (8 букв) и можно анализировать каким образом в словах цифровые эквиваленты слов связаны со значениями слов. В русский алфавит заложен универсальный способ кодирования информации. Позже я назвала такую алфавитную систему аббревиатурой РАПС (Русская алфавитная периодическая система).
 
У русского алфавита 33 буквы. Так как буквы Е и Ё в РАПС вошли в одну «ячейку», то в этой периодической системе имеется всего 32 (8 х 4) этапов-букв в 4-х алфавитных циклах.

«8-ми этапность» наблюдается не только в РАПС.
 
8 «ячеек» или этапов в циклах используется в ряде систем матричного типа:
– материя в органической и неорганической форме в «Периодической таблице химических элементов» Д. Менделеева (по 8 групп элементов в рядах таблицы);
– в компьютерах картинки, изображения, видео, текст, звук в системных программах для кодирования информации (8-ми битные и 16-ти битные коды);               
– в программах цветности (в современных компьютерах вводят палитры из 16 (8 х 2), 32 (8 х 4), 256 (8 х 32) и т.д. цветов);
– в психологии 8 (4 х 2) основных, всего 16 психотипов личности по Фрейду, Юнгу и др. и американская разработка формирования в бизнесе на основе этих психотипов продуктивно работающего коллектива (книга «Восьмая нота менеджмента или Бизнес как он есть на самом деле», Карнаух И.И., Танаев В.М., 2002г.).
               
В некоторых древних календарях с делениями кратными восьми (Зороастрийский, Славянский календарь), в орнаментах народов мира, в вышивках, в древних и современных символах тоже наблюдается отражение 8-ми этапов цикла.
 
Предложение новой музыкальной октавы имеет «алфавитный» источник. И это, видимо, произошло не случайно. Связь языка и звука имеет исторические корни. У учёных есть гипотеза (сейчас принятая как достоверный факт), что на заре развития человечества первобытный человек не разговаривал как мы сейчас словами, а произносил на распев отдельные звуки, видимо, подражая животным. Выражал какие-то эмоции, передавал сигналы об опасности, показывал отношение к определённым вещам. Это была невербальная основа будущей речи. С развитием мозга, слухового аппарата и органов речи, произошло разделение звуков на два направления: а) слова и речь для коммуникации людей и б) звуки, в том числе, музыкальные, как таковые.
               
Русский алфавит показал универсальную систему через определённое количество букв и их порядок. В нём заложено два аспекта: основная функция для создания лексики и проявление универсальной системы. Алфавиты других языков, кроме основной функции, могут иметь какие-то другие миссии. А универсальная система для её применения в разных областях, в частности, в области компьютерных технологий кодирования информации, могла быть понята людьми в мире не через алфавит, а какими-то другими путями.
               
Благодаря свойству универсальности, систему возможно применить в музыкальной сфере. Октава фортепиано, как повторяющаяся часть звукоряда (цикл), имеет 7 основных (до ре ми фа соль ля си) и 5 дополнительных нот (чёрные клавиши), всего 12 нот, тонов или клавиш. Я предложила сделать 8 основных и 8 дополнительных нот, всего 16 клавиш.
 
До предложенной мною музыкальной октавы 8/16 вместо 7/12, система использовалась в ряде областей, но не была представлена сама суть структуры системы ни одним из авторов. Я дала описание этой системы и ответила на главный вопрос почему она имеет 8 основных делений, получаемых в результате использования модуля десятичной системы счисления из 10 цифр от 0 до 9 (0123456789). Это стало открытием, назвала его «Десятичная матрица» (ДМ). В материалах на изобретение (описание, формула, чертежи, реферат) дала описание того, как это открытие можно применить в музыкальной сфере. А в дополнительных материалах «Математического доказательства» представила на геометрических рисунках математическое доказательство объективного Закона ДМ.
 
На многочисленных музыкальных форумах профессиональные музыканты давно ведут дискуссии о необходимости модификации существующей классической октавы. С их точки зрения она является не совсем «правильной». Музыканты считают, что в музыке, как и в жизни, всё строится на отношениях. Каждый отдельный звук звукоряда звучит прекрасно, а сочетания в интервалах, аккордах дают мало консонансов.
 
Лучшим консонансом считается музыкальный интервал, названный «октава» (до – до, соль# – соль#) с соотношением частот нижнего и верхнего звуков 1:2. Это поочерёдное или одновременное нажатие ближайших одноимённых двух нот звукоряда или, другими словами, 1-ой и 13-ой ступени. Такой интервал тоже называют октавой, в отличие от октавы как набора нот (7 основных и всего 12 нот в октаве).
               
Примечание.  Октаву 7/12 (до до# ре ре# ми фа фа# соль соль# ля ля# си), как повторяющуюся часть (цикл) клавиатуры, в теоретических объяснениях обычно принято рассматривать на примере Первой октавы (она начинается с ноты «до» и имеет камертонную ноту «ля» 440 Гц). У фортепиано имеется 7 полных и две крайние неполные октавы. Музыкальный интервал октава  до1 – до2  это 1-ая и 13-я ступень c нотой «до» Второй октавы. А если говорить в целом о звукоряде, то откладывать музыкальный интервал октаву можно с любой нижней ноты звукоряда, также, как и любой другой интервал (терцию, квинту, кварту и т.д.)
 
Октава, как музыкальный интервал 1:2, это «священная корова музыки». Так её называют в музыкальном мире уже несколько столетий. А зародилась октава в глубокой древности. Человек напевал удобный для себя тон и ещё один тон в два раза выше по частоте звука. А затем мог спеть средний тон между двумя крайними и ещё два промежуточных тона. Так появилась пятитоника как голосовая основа музыкальных инструментов. Она до сих пор используется в музыкальной культуре разных народов, фольклоре, на пятитонике построены многие национальные инструменты. Пятитоника является также прообразом современного равномерно темперированного строя (РТС), который имеет равные расстояния между звуками.

Со временем, к пяти нотам стали добавлять ещё ноты, но расстояния между нотами стали разные. В Индии, например, в инструментах с неравномерной темперацией используются октавы в 22 ноты. Музыкальный интервал 1-ой и 23-ей ступени – это октава 1:2, а внутри этой октавы сделаны градации (деления на ноты). Играют на таких инструментах одноголосые мелодии, нажимая поочерёдно ноты (клавиши), в случае с группой певцов – поют звуки мелодии в унисон. Разные народы создали разные варианты музыкальных строев, с разными расстояниями между нотами и разным количеством нот в октаве. И получили своеобразие звучаний своих национальных инструментов.

По прошествии времени, снова напомнила о себе пятитоника с равным расстоянием между нотами. Более 500 лет назад испанская музыкальная школа предложила делать музыкальные инструменты с РТС. Было много противников. Ситуация начала меняться лишь в 18 веке, когда И.С. Бах представил миру свою музыку. Его произведения были революционным событием, но… так называемый «равномерный строй» – достаточно ещё несовершенным. Однако, шаг был сделан.

В современной европейской музыке, в звукоряде фортепиано с РТС, в октаве имеется пятитоника  до – ре# – фа# – ля – до  и ещё по две ноты между пятью нотами пятитоники (всего 13 нот в музыкальном интервале). Кроме «священной коровы» относительно гармоничными для звукоряда можно назвать ещё интервалы квинту и кварту. Теперь надо ответить на вопрос, почему музыканты не довольны малым количеством консонантных интервалов, аккордов и септаккордов в инструментах с октавой 7/12 и какой они видят выход. Определилось два взгляда на решение проблемы.

Некоторые музыканты решили идти вспять, т.е. по ретроградному пути кардинального отказа от РТС. Математически высчитанные частоты в герцах для звукоряда с РТС это с математической точки зрения правильные цифры, но ноты звукоряда, сделанные точно по этим значениям, дают много фальшивых, как говорят музыканты, «кривых звуков». Проблему частично решают настройкой, где-то опускают звук, где-то подтягивают.
 
Мы, обычные люди, привыкли к звучанию фортепиано, и даже некоторый диссонанс, как специфика и своеобразие звучания рояля и других инструментов с фиксированным звуком, нам нравится. Но музыканты с хорошим слухом, среди которых есть даже уникумы, хронически не принимают такой вариант, считают, что скрипач своей игрой рвёт душу, а по клавиатуре бряцают и стучат. И они ратуют за возвращение к натуральному строю. Натуральный строй давал гармоничное звучание для пения и игры мелодий для одноголосья, но не возможна была транспозиция мелодии вверх или вниз по диапазону, игра в разных тональностях и широкое применение в музыке аккомпанемента, а также требовалась частая перенастройка инструмента.
 
Современный музыкальный мир не пойдёт путём возвращения к натуральному строю. РТС даёт многие преимущества и имеет потенциал для своего развития. История РТС началась давно и на сегодняшний день не закончилась. Октава 7/12 не самая плохая из-за наличия в ней пятитоники, но с точки зрения гармонии является недостаточной по количеству нот. Поэтому надо идти вперёд, искать новое количество нот в октаве.

Музыканты сошлись во мнении, что если оставлять РТС, то необходимо сделать большее количество нот в октаве для получения новой соразмерности. Но почему до сих пор не был конкретно решён вопрос?

У профессионалов часто возникает «замыленный взгляд». Музыканты, как большие специалисты в своём деле, шли от числовых соотношений в музыкальных интервалах, перебирая их варианты. А начинать надо от основы, концепции и тогда уже подходить к внутренним вопросам в системе, сама правильная основа выведет на их решение.

Изобретатели тоже, не имея идеи или концепции новой октавы, предлагали различное количество нот в октаве (14, 19, 20, 24, 56 и более) методом простого перебора, иногда пытаясь найти какое-то объяснение таким вариантам, что до сих пор не решило проблему. Производители музыкальных инструментов не приняли новых предложений и в европейской музыке до сегодняшнего дня осталась октава 7/12.
 
У изобретателей был путь методом проб и ошибок. Описание способа модификации существующей классической октавы дано впервые. Октава 8/16, построенная по этому способу, даст достаточное количество консонантных интервалов (они отражены в таб.2 – таб.5 описания). Модифицированная октава 8/16 самодостаточна по количеству нот. У октавы 7/12 нет полноты нужного количества нот в цикле октавы (7 основных и 5 дополнительных нот) и, следовательно, нет перехода одного полного цикла октавы к следующему полному циклу. Это причина проблем в соразмерности звучания интервалов.

Изобретатели думали, что чем больше нот в октаве, тем лучше. Но есть норма для основы, согласно которой не надо ни больше, ни меньше. Большое количество нот реализовано в электронных инструментах. Там есть функция разбивки октавы 7/12 на голоса. Из большого количества нот аранжировщики могут подобрать соответствующие гармоничные сочетания путём постепенного подбора и наложения звуков. Но основа осталась всё той же – 7/12. Получилось в истории музыки, как бы, перепрыгивание через этап, путь к множественности, минуя простоту (основу).

Самое простое, как правило, оказывается самым сложным. Этот парадокс был реализован в отношении октавы: к простоте необходимо было подойти с позиции взгляда на целое, понимаемое только через повторяемую часть целого, т.е. цикл. Внешнее оформление двух рядов звукоряда, цвет клавиш, их порядок в звукоряде тоже является прямым следствием этого понимания. Содержание и форма едины.
               
У меня сложилось мнение, что и профессиональные музыканты, и изобретатели не учли, забыли об изначальной пятитонике, не увидели её в октаве 7/12 и не поняли также по причине отсутствия концепции как выстроить с необходимым дополнением четырёх нот модифицированную октаву в 16 нот и внешне оформить музыкальный интервал 1:2 в 17 ступеней. Я назвала этот интервал «лактава» для отличия от названия музыкального интервала «октава» 1:2 фортепиано. Неологизм образован от ла- (мы поём ла-ла-ла).

На акустических инструментах с длинными октавами, предложенными изобретателями, играть невозможно по эргономическим показателям размера кистей рук, большого удлинения диапазона, что даёт непомерное увеличение струнного механизма в корпусе инструмента и создаёт большие проблемы при настройке инструмента (исключениями являются аккордеоны из-за компактных язычков и т.д.)

Автором предложена самодостаточная основа, а в электронных инструментах с октавой 8/16 можно сделать любое разумное количество голосов (слишком большое деление на голоса не нужно, так как близкие по звучанию тона будут на слух неразличимы).
 
У фортепиано в пятитонике  до – ре# – фа# – ля – до  имеется по 2 промежуточных ноты (всего 13 ступеней хроматического ряда фортепиано). У новых инструментов с модифицированной октавой в пятитонике  до – ми – соль – си – до  имеется по 3 промежуточных ноты (всего 17 ступеней). Создание новых инструментов с 4-мя чётными (не лучший вариант с точки зрения гармонии), 5-ю и более промежуточными нотами в пятитонике возможно, но не практично, а также является «размыванием» идеи основы. На инструментах с такими длинными октавами сложно будет играть.
 
Можно сделать вывод, что предложенный в изобретении вариант модификации классической октавы 7/12 фортепиано это – единственный и лучший по всем показателям вариант прогрессивного развития исторически сложившейся пятитоники как голосовой основы для музыкальных инструментов. Надо совершить шаг: вместо двух промежуточных нот в пятитонике сделать между нотами пятитоники по 3 промежуточные ноты. И это будет оптимальный вариант для количества ступеней в лактаве ещё и по Закону ДМ.
               
Теперь, от рассмотрения количественной стороны наличия нот в октаве и лактаве необходимо более подробно перейти к рассмотрению качественной стороны – звуку.

Когда композитор пишет музыку, а исполнитель играет на инструменте, создаётся изменчивый поток сочетаний музыкальных звуков. При неполной октаве 7/12 в большинстве случаев эти сочетания проявляют недостаточность, нечёткость, некоторую фальшивость в соразмерности.
 
Модифицированная октава компактна, удобна и даёт необходимую соразмерность. Это вполне подойдёт для профессионалов с тонким слухом. Она также покажет новую соразмерность любителям музыки при игре как на акустических, так и на электронных музыкальных инструментах. Может стать популярной игра-импровизация (сочинительство в момент игры) для любого человека (не музыканта), так как в основу октавы заложен объективный Закон ДМ, базируемый на понятной для каждого человека, буквально с детства, десятичной системе счисления (ДСС).

Необходимо предоставить хотя бы коротко информацию ещё об одном аспекте – авторской разработке по звуку в области специфики звучания нот двух рядов инструментов с модифицированной октавой. Понимание этого аспекта связано с природной основой Закона ДМ. В изобретении все вопросы связаны между собой и согласуются с ДМ. Тема двух рядов была подробно рассмотрена в «Математическом доказательстве". А в этом тексте предоставляется освещение данного вопроса в общих чертах. От понимания роли двух рядов и нюансов звучания нот в этих рядах зависит выбор значения в герцах частоты камертонной ноты.
 
Надо отметить, что в звукоряде не может быть ситуации сплошной консонантности. Модифицированная октава даст в инструментах консонантные звуки и интервалы и, переходные к консонантным, звуки и интервалы. У них разные оттенки акустической природы. Эти два типа звучаний относительны друг друга и они чередуются в звукоряде. Я не назвала последние – диссонансами. Эти звуки и интервалы менее устойчивые, переходные. Первые – стабильность, вторые с «характером» новаторства. Звукоряд с консонансами одного уровня не может быть создан. А абсолютный консонанс отдельных звуков, если даже и может быть создан гипотетически, будет восприниматься плоско, безжизненно, «окончательно». В нём не будет пространства для воздуха, потенциала для развития.
 
В звукоряде есть основные ноты первого ряда и дополнительные ноты второго ряда. Они, в принципе, похожи, но у них есть свои задачи. Попеременная природа характера звучания нот двух рядов инструмента это не мажор и минор в обычном понимании, не деление нот на «мужские и женские», как воспринимают ноты некоторые музыканты. Это таким попеременным образом выстраивается в геометрической прогрессии звук нот звукоряда, повышение частот в герцах. Этот порядок в области акустики дискретных звуков нот звукоряда согласуется с модулем ДСС 1-го ряда и модулем ДСС 2-го ряда.
 
В «Математическом доказательстве» подробно разобран вопрос назначения нот двух рядов инструмента. Этот вопрос чётко не определялся через звукоряд фортепиано. В случае звукоряда с модифицированной октавой, назначение необходимости наличия в звукоряде двух рядов (не случайно исторически выбрано два ряда) получило своё теоретическое и практическое объяснение.

В документах изобретения также дана следующая информация о звуке: сказано о выборе камертонной ноты, значение которой принято выражать целым числом и от которой можно по известным формулам РТС построить весь новый звукоряд; дано в качестве примера предложение конкретного значения частот в герцах для камертонной ноты.

Необходимо рассмотреть индексы Международной патентной классификации (МПК).

В описании изобретения постоянный (константа) объективный универсальный Закон проявляет себя как использование полного модуля ДСС и Закона ДМ в области физики звука (раздел G – физика, класс G10 – музыкальные инструменты, акустика) с эффектом получения модифицированной октавы и новой соразмерности в восприятии звуковых сочетаний в музыкальных интервалах и аккордах клавишных инструментов. В аранжировке использовать новую звуковую соразмерность было возможно с прошлого века путём выбора аранжировщиком нужных звуковых сочетаний, а сама цифровая основа модифицированной октавы, как цикла, предложена впервые.

Особенностью моего изобретение является то, что октава, как таковая, не имеет специального индекса МПК. Эта «универсальная единица», принадлежащая всей музыке, формировалась на протяжении тысячелетий. В настоящее время её называют «октава фортепианного типа» или октава фортепиано, в узких кругах её величают октавой органно-фортепианного типа. Принадлежит такая октава любым инструментам (духовым, струнным, ударным). В изобретении круг инструментов ограничен клавишными. Есть разные клавишные инструменты и они тоже относятся к этим трём большим группам.
По прототипу предмет изобретения можно обозначить индексом G10C 3/12 (2006.01) (клавиатуры, клавиши фортепиано), а подклассами (заглавными буквами латинского алфавита) указать область применения модифицированной октавы для любых клавишных инструментов с любым типом звукообразования и способом извлечения звуков: G10B (органы, фисгармонии), G10C (фортепиано), G10D (музыкальные инструменты не отнесённые к другим подклассам), G10F (автоматические музыкальные инструменты), G10H (электронные музыкальные инструменты).
 
Предмет изобретения должен быть как-то назван, например, модифицированная октава –  это «октава синтэпиано». Слово «синтэпиано» (от слова «синтез») – аналог слова «фортепиано».
Слово «фортепиано» объединяет два понятия – пианино и рояль.
Синтэпиано объединяет тоже два вида инструментов – октаримо и окторояль (оба слова образованы от лат. octo восемь).
«Фортепиано» переводится как громко-тихо.
Слово «синтэпиано» можно воспринимать как «облегчённый синтез» (как более чёткое получение музыкальных звуков; как сочетание в музыкальном произведении гармонии, преобразования и затем созидания новой гармонии).

Самым большим преимуществом и отличительным признаком данного изобретения является то, что оно построено на объективном природном Законе ДМ. Специфичностью новизны и также проблемой по её принятию является то, что психологически новое принимается не сразу. Но рано или поздно любые изобретения могут стать необходимыми. Поэтому авторам есть смысл открывать их миру.

Автором данного изобретения сделано гуманитарно-цифровое описание универсального Закона. На его основе построена модифицированная октава и лактава. В октаве имеется 8 основных нот (до ре ми фа соль ля си йо). В первом ряду (как и во втором с дополнительными нотами) в интервале лактавы модуль ДСС из 10-ти цифр проявляет себя как 9 ступеней основных нот (8 + 1), причём, 9-ая ступень является повторяющей первую на удвоенной частоте; в тональных отношениях в лактаве в хроматическом ряду фигурирует цифра 8/16 ДМ (8 тонов или 16 полутонов). У фортепиано, в отличие от инструментов с модифицированной октавой, в первом ряду (второй ряд не рассматривается) используются цифры в октаве и музыкальном интервале октавы (7 + 1 = 8), а в тональных измерениях 13-ти ступеней хроматического ряда – цифра 6/12 (5 тонов + 2 полутона или 12 полутонов).

В материалах заявки показано преимущество нового звукоряда в отношении длины, так как при добавлении в октаву 4-х нот (клавиш) удлинение октавы происходит только на ширину одной клавиши.

На рисунке фрагмента клавиатуры описания предъявлен принципиально новый вид внешнего шикарного оформления клавиатуры, связанный напрямую с содержанием, «сознанием» нового инструмента, его главной музыкальной единицей – октавой.  В лактаве чёрным цветом двух пограничных клавиш (йо# - йо#)обозначены границы музыкального интервала, это историческая преемственность музыкального интервала 1:2. Срединная нота лактавы (фа#)выделена рисунком, орнаментом или инкрустацией. Это триальность (неологизм), так показан исторический ход создания пятитоники и это также основное деление лактавы по принципу получения консонантных интервалов. Три клавиши серого цвета по обе стороны от срединной ноты [3 + (1) + 3] c двумя крайними клавишами чёрного цвета подтверждают в цикле октавы наличие 8-ми этапов (9 – 1 = 8); срединные ноты у двух участков по три серых клавиши ещё раз подтверждают заложенную в оформление идею триальности и принципа поиска консонантных интервалов; серые срединные клавиши можно внешне выделять (в описании это рекомендовано осуществлять в звукоряде аккордеона) или оставить в сером цвете, чтобы визуально не перегружать длинный звукоряд, например, окторояля.

Лактавами второго ряда визуально выделяются октавы инструмента. В октаримо это КО, БО, МО и три верхние октавы (всего 6 полных октав + 3 дополнительных ноты: йо и йо# в СКО и йо в Четвёртой октаве). У окторояля можно сделать большее количество октав в звукоряде.

Кроме словесного описания, в заявке на примере внешнего оформления звукоряда, фактически, дан визуальный «портрет» Закона ДМ, раскрывающий его содержание через внешний вид лактав второго ряда. Закон как матрица (программа, таблица, схема) обрёл не только своё словесно-цифровое описание, но и своё конкретное «лицо». И произошло это в музыкальной области человеческой деятельности, во внешней художественной форме звукоряда. В то, как выглядит внешнее оформление любого продукта, всегда заложен значимый смысл. В случае с октавой это два смысла: музыкальный и Закона ДМ.

Примечание. Лицо человека – симметричное. Лактава симметричная по внешней форме (не по звуку).

Изобретение имеет обще-социальный характер. Об этом не говорится в материалах изобретения, но любое изобретение всегда занимает какое-то своё место в общей череде изобретений и его значения в цивилизационном мире. Поэтому об этой важной стороне изобретения тоже можно сказать несколько слов.

В современной философской и художественной литературе встречается такое образное выражение как «восьмой День творения», что говорит о новом уровне понимания устройства мира. В наше время наступает понимание на новом уровне полноты цикла мирового Закона, его 8-го этапа. Музыкальный мир не должен потерять новую октаву: в ней впервые отражена эта полнота природного объективного Закона.
 
Леонардо да Винчи считал, что изображение первично. Рисунком на плоскости (ширина, длина) можно передать суть предмета одномоментно в полноте его восприятия. Рисунком фрагмента клавиатуры (фиг.4 чертежей описания изобретения) передан «портрет» Закона, отражающий его внутреннее содержание. А звук вторичен, идёт постепенно по схеме или программе этапов (нот) циклов (октав) в глубину/высоту, даёт объём. Звук – это «здесь и сейчас». Прослушивание музыки (музыканты этот процесс называют «обрастание мясом», т.е. звуком) это развитие процесса во времени. Получается полнота понимания Закона через музыку в нашем третьем измерении. Таким образом, музыка, которая занимает существенную часть в жизни человека и всегда считалась тайной, с использованием объективного природного Закона и новой соразмерности в своей музыкальной области выводит мир человека на новый уровень восприятия реальности.
 
«Даже если человеческий разум… создаст множество различных изобретений, ему никогда не выдумать ничего прекраснее, проще или лаконичнее, чем существует в природе, потому что в её произведениях уже есть всё, что нужно, и нет ничего лишнего»  (Леонардо да Винчи)                                                


Рецензии