Гемма Августа
Вена, Музей истории искусств.
Gemma Augustea - это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Один слой — белый, другой — синевато-коричневый. Диоскурид был любимцем Цезаря Августа и его работы, равно как и их копии, высоко ценились в древности. Предполагается, что гемма была сделана в 10-е—20-е гг. н. э., впрочем, некоторые ученые, основываясь на своеобразной интерпретации изображений на гемме, настаивают на том, что на самом деле это случилось на несколько десятилетий позднее.
Мастер старательно вырезал мельчайшие детали, добился яркого контраста между изображением и фоном и эффектно использовал игру теней. Благодаря своим размерам гемма смогла вместить довольно обширную композицию, а работа с ней в значительной степени упрощалась. Её размер — 19,05 см в длину и 22,86 см в ширину, а средняя толщина —1,27 см.
Если это работа Диоскурида или его последователей, гемма, вероятно, был сделана при дворе Цезаря Августа. Через некоторое время, ещё в античную эпоху, она попала в Византию, возможно, уже после того, как Константин официально перенес туда столицу Империи.
Важно отметить, что Август, несмотря на то, что полностью принимал и способствовал распространению императорского культа за пределами Рима, особенно в провинциях, не допускал того, чтобы ему поклонялись как богу в самом Риме. Есть и такое мнение, что на гемме действительно изображён Август, но сделана она была специально для близкого друга или родственника, возможно, даже жившего в Риме, но он в таком случае должен был быть единственным человеком, кто знал бы о ней.
Первое упоминание о камее относится к 1246 году — на тот момент она хранилась в сокровищнице аббатства Сен-Сернен в Тулузе (Франция). Позже её приобрёл король Франциск I и перевёз в Париж, где она находилась с 1533 по 1590 год, пока не пропала.
Впоследствии гемма оказалась у императора Священной Римской империи Рудольфа II, который приобрёл её за 12000 дукатов. В XVII веке гемму оправили золотом, скорее всего из-за того, что она была повреждена и у неё отсутствовала левая верхняя часть, в результате чего была утеряна, как считается, как минимум, одна фигурка. Вероятнее всего, это произошло ещё до того как её приобрёл Рудольф II.
В настоящее время гемма хранится в венском Музее истории искусств.
РАССМОТРИМ ГЕММУ ПОДРОБНЕЕ
ВЕРХНИЙ РЯД.
Гемма Августа с нумерацией фигур
Персонаж № 1 обычно интерпретируется как Цезарь Август, он сидит, опираясь на жезл. Персонаж № 3 — это богиня Ойкумена, персонификация обитаемого мира. Она венчает Августа дубовым венком. Персонаж № 5, предположительно, представляет собой Нептуна. У его ног находится персонаж № 6: по одной из версий, богиня Гея, по другой версии, это Италия (божественное олицетворении Италии). У неё в руках рог (возможно, это рог изобилия), рядом с ней дети, которых интерпретируют как олицетворение времён года (в руках одного из них колосья).
Рядом с персонажем № 1 сидит богиня Рома (№ 2), воинственное олицетворение города Рима: её рука лежит на рукояти меча, в другой она держит копьё, а голову венчает шлем. Её ноги покоятся на доспехах побежденного врага, а взгляд устремлен на персонажа № 1. Между ними расположен символ Козерога (№ 9), любимого созвездия Августа.
Персонаж № 4 — богиня победы, Виктория. Она управляет колесницей, с которой спускается персонаж № 7. Персонаж № 7 — это, предположительно, Тиберий, преемник Августа. Персонаж № 8 идентифицируется как Германик, любимый племянник императора.
НИЖНИЙ РЯД.
Нижний ряд, скорее всего, связан с итогами одной из военных кампаний на северных рубежах Римской империи. Считается, что тут изображены пленные (№ 11), а также римские солдаты, устанавливающие деревянный трофей.
Исходя из формы шлема персонажа № 18, предполагают, что это воин одрисского царя Реметалка I, который был союзником Августа во время войн в Паннонии. Персонажа № 15 интерпретируют как бога войны Марса. В других персонажах усматривают Диану (№ 13), Меркурия (№ 14), но на этот счёт нет единого мнения.
Свидетельство о публикации №220052601532