Оправдательное покаяние Андрея Кураева

МИССИЯ РЕАНИМАТОРА (из блога Кураева в ЖЖ)

Миссиология говорит о том, как привести человека в церковь. Но как его там удержать? В былые времена этим занимались инквизиция и полиция. В условиях же свободы совести сама церковь должна озаботиться тем, чтобы в ней было такое служение «удерживающих».

Есть такая профессия – удерживать человека в Церкви.

Миссионер приводит человека к Церкви. Пастырь отвечает за его жизнь внутри Церкви. Но как быть, когда человек разочаровался в своем пастыре? Кто призван удерживать тех, в ком произошло церковное выгорание? Есть ли имя для такого служения? Реаниматологи?

В древней церкви было служение привратников-остиариев. Их задача - мешать вхождению в храм. «Остиарии, подобно древним aedituis, отпирали и запирали двери христианских храмов, смотрели за лицами, входящими в храм, а лицам, почему-либо подозрительным, заграждали вход, они сортировали присутствующих, указывали места для кающихся и оглашенных и пр. … Остиарии – это ветвь иподиаконата. На первоначальное родство этих двух должностей указывает то, что, по крайней мере на Востоке, иподиаконы долгое время исполняли обязанности придверников храма. Собор Лаодикийский (IV в.) неоднократно (правила 22, 43) внушает иподиаконам не покидать дверей храма во время богослужения» (см. Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви. Спб., 1997, сс. 105 и 107).

То есть они мешали язычникам присоединиться к христианскому собранию, а также тем, кто был временно от этого собрания отлучен.

Сегодня же явно нужны люди, которые работали бы в обратном направлении: умоляли остаться.

Обычно в нашей «врачебнице» уходящим прописывается тройная доза покаяния: ты сам виноват, твоя вера слаба, нечего смотреть на чужие грехи, когда ты сам хуже всех… Плюс рекомендуется посмотреть фильм ужасов: тебя ждет ад и в этой жизни, и в следующей. И, конечно, прописывается терапия шипением: враги перевербовали, иудины сребренники, печеньки Госдепа… Итоговый приговор: никогда он не был нашим, хотя и вышел от нас.

В тоталитарных группах и обществах это может быть эффективным. С овцами и паствой так можно. А вот с людьми это срабатывает далеко не всегда. Скорее – наоборот. Уходящий, увидев такой оскал «братской любви» и «пастырской заботы» ужасается: так вот куда меня сослепу занесло!

Да, сослепу. В религиозном обращении есть удивительное совмещение двух мотивов: прозрения и ослепления. Прозрения о главном и ослепления в «мелочах».
Если Бог ведет человека, то Он его отчасти ослепляет. В неофитском восторге человек не видит даже очевидной грязи за церковным порогом…

Одна из моих любимых святоотеческих книг – «Душеполезные поучения» аввы Дорофея (начало 7 века). Именно там приведен замечательный образ точек на окружности и центра (точки – люди; центр – Бог. Если все точки хотят стать ближе друг ко другу, они должны двигаться не по окружности, а к центру) . Но через 30 лет после первого прочтения я заметил в этой книге как годами «братья» буквально ссали на авву Дорофея:
«И другой брат также, по искушению ли, или от простоты, Бог знает почему, немалое время каждую ночь пускал свою воду над моею головою, так что и самая постель моя бывала омочена ею. Также и некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей келлией, и я видел, что множество клопов набиралось в моей келлии, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара» (Поучение 4. О страхе Божием). И это происходит в монастыре, где еще недавно подвизался святой Варсануфий и был жив святой Иоанн («Когда я ещё был в монастыре аввы Серида, у старца аввы Иоанна, ученика аввы Варсануфия…»).

Вот так – святые и звери вместе, в одном монастыре…

Но нужно было уже менее восторженное отношение к тексту, чтобы расслышать и оценить такие подробности.
Лишь со временем приходит понимание того, что
а) я сам изменился совсем не в той степени, о какой мечтал. Скажу прямо: обожения не произошло;
б) наблюдаемые церковные люди (скажем, одноклассники по семинарии) не стали более «воздушными», чем были в юности;
в) все страсти, что бушуют в нецерковных семьях и коллективах, вполне полноправны и у нас. Единственное отличие: у нас всё это происходит под парчевой завесой красивых слов о любви, братстве и служении

В пору моего неофитства книги по истории как бы христианских стран порой вызывали у меня протест и недоумение: ведь этим людям, в отличие от советского общества, было доступно и знакомо Евангелие, их наставляла святая Христова Церковь. Но как же тогда они могли так обращаться друг со другом? С атеистов (окружавших тогда меня) – какой спрос… Но – верующие, христиане?!

Гаснут иллюзии – и любимое у Отцов сравнение жизни со спортивной ареной вдруг оборачивается горечью:
Герман Титов стал вторым космонавтом после Гагарина. И всю жизнь его снедала мысль о том, что в истории космонавтики он остался лишь вторым.
Тех, кто его утешал, он спрашивал: "Ты знаешь, кто первым открыл Америку? – Колумб. - А кто был вторым? Вот!" .

Вот и в Новый Иерусалим с земли стартуют многие. Но чемпионов – единицы. А остальные? Как живется несвятым в церкви несвятых?
Как продолжать забег после подножек товарищей, после случаев заведомо предвзятого судейства и травм? И как помочь «споткнувшемуся»? Просто повторить предстартовое тренерское мотивирующее наставление? Еще громче кричать «Спартак – чемпион!»?

И все-таки есть иной путь.
Как помочь плачущему? – спросил как-то замечательный священник Александр Ельчанинов. И ответил – «плакать вместе с ним».

Если человек, травмированный опытом своего и окружающего православия, плачет о неприглядных реалиях церковной жизни, излечит ли его тот, кто будет произносить дежурные и изрядно надоевшие похвалы нашей несравненной «духовности»? Или же «удерживающий» должен вместе с уходящим честно и горько плакать?

Какую интонацию избрать – «всё не так плохо!» или «Всё гораздо хуже, чем ты сказал, но…».
У человека уже разбились розовые очки (как всегда, самым ранящим образом: стеклами внутрь). Предлагать ему запасной экземпляр того же типового рекламного изделия бесполезно.

Остается поговорить с ним честно, с признанием его печальной правоты относительно нас.
Это классический многократно и разнообразно проработанный сюжет перевербовки прозревшего: оказывается, у власти, с которой он борется, стоят такие же как он. Они знают всё то, что печалит его и даже больше, и именно поэтому они консервируют Систему, поскольку ее демонтаж грозит много худшими последствиями. Пример: Странник и Максим в «Обитаемом острове» Стругацких .

(В ранней повести Стругацких с таким же сюжетом («Попытка к бегству, 1962) прогрессор говорит: "Можно напялить белые хламиды и прямо в народ... И мы станем проповедовать социализм... Местные фарисеи посадят нас на кол, а люди, которых мы хотели спасти, будут с гиком кидать в нас калом. А в стране воцарится хаос, из которого вынырнут какие-нибудь саддукеи… Вы понимаете, что хотите сделать? Вы хотите нарушить законы общественного развития! Хотите изменить естественный ход истории! А знаете ли вы, что такое история? Это само человечество! И нельзя переломить хребет истории и не переломить хребет человечеству").

Есть еще советская история:
Человек вбегает в поликлинику, и говорит в регистратуре: «Мне нужен врач ухо-глаз». Медсестра поправляет: «Такого врача нет. Есть ухо-горло-нос». - «Не-не-не, мне — ухо-глаз». - «Такого нет. Может, вам нужен глазник?» - «Нет, я хорошо вижу». – «Тогда, может, вам нужен специалист по болезням слуха? – «Нет, нет, слышу я тоже хорошо». – «Так кто же вам нужен?» - «Мне нужен ухо-глаз… Понимаете, я хорошо вижу и хорошо слышу. Но я не могу согласовать данные слуха и зрения. На партсобраниях я слышу одно, а в жизни-то вижу совсем другое!».

И если это противоречие возникло, его не излечить постановкой шор или увеличением громкости звука.

Тут надо менять слова и привычки докладчиков. Исповедник и сын священника-миссионера Сергей Фудель делился своими горькими мыслями: «Некоторые молодые из недавно пришедших в Церковь бездумно и доверчиво принимают все, что в ней есть, а потом, получив удар от церковного двойника, огорчаются смертельно, вплоть до возврата в безбожие… О церковном двойнике надо говорить с самого начала, говорить ясно и просто, так же ясно, как о нем говорится в Евангелии. Знайте о нем и ищите Христа в Церкви, только Его ищите… Темный двойник Церкви совершает в истории страшное дело провокации: создает у людей впечатление, что иной Церкви, кроме него, не существует, что нет на земле больше Христовой правды… Величайшее духовное неблагополучие Церкви тщательно замазывали каким-то особым елеем словесной веры: «На Шипке древнего православия все спокойно»… В 20-х годах в одном подмосковном храме кончилась литургия. Все шло, как обычно, и священник сделал завершающее благословение. После этого он вышел к народу на амвон и начал разоблачаться. В наступившей тяжелой тишине он сказал: «Я двадцать лет вас обманывал и теперь снимаю эти одежды». В толпе поднялся крик, шум, плач. Люди были потрясены и оскорблены: «Зачем же он служил хотя бы сегодня». Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы вдруг на амвон не взошел какой-то юноша и сказал: «Что вы волнуетесь и плачете! Ведь это всегда было. Вспомните, что еще на Тайной Вечери сидел Иуда». И эти слова, напомнившие о существовании в истории темного двойника Церкви, как-то многих успокаивали или что-то объясняли. И, присутствуя на Вечери, Иуда не нарушил Таинства" .

…То есть Фудель предлагает горький ответ на горький вопрос. Его слова про темного двойника Церкви, «как-то многих успокаивали» - в том числе и меня («У стен Церкви» я прочитал еще в 1986-м году в машинописи – и эта книга помогла мне пережить первую травму от вхождения в мир семинарии и профессиональной церковности).
Но это «успокоение» слишком легкое. Двойник – значит, не мы. Иуда – значит, не апостолы. Всё сводится к личному греху. Но почему в некоем сообществе именно грешникам так легко становится проникнуть в управление и говорить от его имени? Почему в некоей больнице так мал процент исцеленных, зато внутрибольничные инфекции становятся массовыми и почти неизбежными?
Православие это не только Символ Веры. Это многомиллионная и уже многопоколенная культурная инерция, далеко не тождественная своему учению и своим книгам. И вот целостного анализа этого исторического феномена, анализа не отдельно богословского и не отдельно фольклорного, а именно целостного – у нас пока нет. Мы сегодня во всех подробностях знаем, как вирус обманывает иммунную защиту каждой клетки в отдельности и организма в целом. Но как мутирует Церковь Христова в своего «двойника»? Что именно в целостной церковной культуре благоприятствует размножению этих вирусов и создает настоящую пандемию?
Тут есть общие для всех людей законы психологии и аскетики. Есть общесоциологические законы функционирования пирамид власти, общие и для КПСС, и для Ватикана.

Но наверняка есть и нечто специфически церковное. Например, странное верование, что «преемником апостолов» можно стать через простое прикосновение руки к макушке. И при этом просто ни в чем – ни в своей жизни, ни в своей системе жизненных ориентиров - не быть похожим на апостолов. Как епископство из жертвенного служения превратилось в личные охотничьи угодья? И ведь не стыдно им слова мученика, призывавшего к мученичеству – «если кто желает епископства, тот доброго дела желает» (Тим 3,1) – относить к своим карьерным похотям! И это преподаваемое в любой воскресной школе верование в то, что таинство может совершать любой мерзавец в рясе (это верование преподносится как обличение «ереси донатизма») точно ли не создает идеальной питательной среды для вирусов и темных двойников? Но ведь это вера самой церкви, а не только ее двойников. Так точно ли они чужды нам?

Конечно, в обществе есть и механизмы защиты от коррупции (нравственной и имущественной). Интересно, что ранняя Церковь предложила рецепты нынешней демократии: прозрачность и гласность. У нас это называлось «публичная исповедь» каждого перед всей общиной и затем столь же публичная многолетняя демонстрация своего покаяния. Те самые «привратники» (остиарии, аколуфы), в частности, должны были не допускать «кающихся» и «припадающих» в помещение, где находились «верные».
Но хотели бы мы сегодня такого? Для самих себя - хотели бы мы отмены тайны исповеди и «возвращения к истокам»? Нет? Так и кто тут «двойник церкви»?

Мало диагностировать болезнь и даже видеть путь ее облегчения. Надо подумать и о последствиях лечения: что придет вместо увиденного извращения. Антибиотик, конечно, поможет вылечить грипп, но не откроет ли он исцеленного человека для более тяжелых болезней?
Неясностей много. Но даже в медицине врач-диагност и врач-хирург – это разные люди и разные специальности. И если лечение не обязано быть радикальным и инвазивным, то диагноз все же должен быть честным. И независимым от авторитетного мнения директора клиники (особенно – от мнения ее финансового директора).

Я не раз говорил, что а) миссионер должен быть немного вне церкви – среди тех, кому он несет свое слово и б) что он должен уметь слушать свою речь ушами своей аудитории. А теперь представьте себе, что миссионер, отойдя от церковного микросоциума, повернулся и посмотрел на него глазами своих неверов. Ну, чтобы понять, как и он сам и представляемый им микросоциум выглядят в глазах соседей по городу и планете. Точно ли его не ждет судьба жены Лота?
Со стороны порой что-то заметнее. Но главное: по церковному мнению у нецерковных людей не может быть благодати. Значит, их взгляд на церковь безблагодатен. Значит, они путают «двойника» с настоящей церковью, а «мелочи» с «главным». Но мы-то «благодатны». Мы этой ошибки не делаем. И если по нашей самооценке это «мелочи» и «двойник», то сама Церковь и должна возглавить войну с этими мелочами, мешающими ее миссии! И она должна быть благодарна если не своим внешним критикам, то хотя бы своему разведчику-миссионеру, который сообщил ей о том, как на самом деле она выглядит в глазах тех, кому вроде бы желает послужить своим примером и словом.

Легко было апостолам возвещать еще совершенно неизвестную и невидимую религию. В них, в первых и очень немногих христианах, было единство эссенции и экзистенции (сущности и существования). Павел = христианин. Что есть христианство? – то, чему учит вот этот Павел. А раз у апостола его слова не расходились с его жизнью, то его слова оказывались весомы.

Но потом христианство стало религией цитат. Мы цитируем слова, которые обличают нас же самих, но мы все равно чувствуем себя вправе их обращать к другим (и даже «мы» научились употреблять, явно не относя к себе лично). Миссионер сегодня не одинок по крайней мере в глазах своих неверов. Для них он представляет известную и властную, богатую и лицемерную институцию (будь оно иначе – они бы уже не были неверами). И если именно в этот имидж он призывает встроиться своих собеседников, то он сам и лично виноват в разрастании «двойника церкви».

Значит, миссионер просто обязан дистанцироваться от этого образа своей церкви. В церкви доказать, что ты не приверженец некоей ереси можно лишь одним путем: ясно возгласить анафему именно ей. Вот и миссионер, чтобы не казаться слепцом или фарисеем, должен порой сказать жесткие слова осуждения дурных церковных манер и суеверий. И лишь оттолкнув «двойника», можно попробовать показать на то, что тот заслоняет.

При этом надо учесть, что миссионер работает сегодня не на острове Пасхи, а рядом со своим родным епархиальным управлением и в поле пристального и порой весьма ревнивого внимания родной Патриархии. И, значит, его обличение «двойника» этому самому двойнику мгновенно станет известно, вызвав соответствующую реакцию. Так что миссионеру предстоит выбор между равнодушным презрением «оглашаемых» и гневом своего владыки.
Есть еще вопросы о том, почему православная миссия так малоуспешна?..

Итак, даже миссионер должен уметь делать горькие признания о реалиях церковной жизни. Уговаривая: может, у вас получится лучше, и вы не совершите наших ошибок…
И тем более должен это делать церковный «реаниматор» - тот, кто пробует удержать уходящих.

Но что ему скажут благочестивцы? – «Не нравится - уходи!»; «Сначала выйди из церкви, чтобы ее критиковать!». И вообще – «сор из избы не выносят», а «родную мать публично не критикуют».

***

это я стал готовить к переизданию книгу "Перестройка в Церковь", вышедшую в 2009-м.


Рецензии
Чтобы удержать людей в Церкви нужно, чтобы люди видели и понимали, что земная Церковь служит Истине, а не оправдывает эту воровскую и сатанинскую власть.
Нужна активная приходская жизнь. Должны быть какие-то совместные трапезы, совместные паломничества, совместные обсуждения каких-то событий в свете христианства.
А этого всего нет. У человека нет чувства, что он находиться в каком-то коллективе, что он не один. Церковь сегодня - это собрание одиночеств.((
Может быть, еще что-то надо делать. Но эти две вещи надо делать как минимум.

Александр Туранский   10.06.2020 12:22     Заявить о нарушении
Да, ощущение такое, что светские и церковные власти "оптимизируются" под дьявола.

Виктор Долгалев 2   10.06.2020 12:29   Заявить о нарушении
"Да, ощущение такое, что светские и церковные власти "оптимизируются" под дьявола".
Виктор, совершенно непонятно, как Вам удаётся сохранять веру в дьявола, пи отрицании веры в Бога. Полагаю, здесь всё-такт должна быть определённая последовательность. Не говоря уже о дуалистических религиях, даже в Библии, возьмём книгу Иова, это великолепно отлаженный дуэт, Добро и Зло, две стороны одной медали. Следует определиться: или они существуют оба в наших фантазиях, или мы умножаем на ноль сразу обоих. Впрочем, сатанисты за Бога признают как раз-то Дьявола. Но МИР Виртуала безграничен, кто как хочет, так и хохочет. Да поможет Вам Святая Троица: Кришну, Вишну и Черешну! С теплом и улыбкой, Л.Х.

Лев Хазарский   07.01.2021 15:09   Заявить о нарушении
Христос сказал иудеям: ВАШ ОТЕЦ ДИАВОЛ. Истина - это то, что ищется. Что находится и обретается подвержено энтропии, моли и ржавчине. Дьявол не устоял в истине, то есть перестал совершенствоваться, а с ним и все таковые, остановившиеся в развитии. Христос назвал Петра сатаной только потому, что тот не хотел, чтобы Христос восходил к Богу. Довольны ли Вы, дядь Лёва, сегодняшним состоянием христианства, а заодно и всем средневековьем после отшествия апостолов?

Виктор Долгалев 2   07.01.2021 15:28   Заявить о нарушении
Впрочем, Ваша шутка атеистическая, и проблемы христианства Вас не трогают.

Виктор Долгалев 2   07.01.2021 15:31   Заявить о нарушении
Вот как желаемое признаётся за действительное http://proza.ru/2021/01/07/1338

Рождены христиане свыше от Бога.
В самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими.
Причастны Святого Духа.
Перешли от смерти в жизнь.
При Божией благодати приобрели славу,
и красоту,
и небесное неизглаголанное богатство.
Имеют небесную любовь,
жизнь.
В души их уканула жизнь небесного бессмертия.
Опытно изведали небесную славу,
Имеют великие, неизглаголанные и неисповедимые обетования Божия;

ПО ЧАСТИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

По общению и причастию Святого Духа созерцают вечные блага.
С великим вожделением Христа единого имеют пред очами.
Ум христиан и разумение пребывают в мире Христовом
и в любви Духа,
всегда заняты мудрствованием о небесном.
У них обновлён ум,
умирены помыслы.
Достигли постоянства,
твердости,
безмятежия и покоя,
не рассеиваются и не волнуются уже непостоянными и суетными помыслами.

ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ:

Приобрели сердцу своему упокоение от Бога
и небесный духовный мир.

Вожделеют творить Его заповеди
Вожделеют небесного царства.
Со Христом желают царствовать бесконечные веки.
Вожделеют улучить те неизглаголанные блага, какие созерцают духом.
Желают единой любви небесного Царя.

На христиан уканула роса Духа Божественной жизни, и уязвила сердце божественною любовию к небесному Царю-Христу,

СТРЕМЛЕНИЯ:

Отдаются в плен вожделению и любви.
Всецело устремляются ко Христу.
В совершенстве сохраняют любовь свою ко Господу.
Им необходимо взыскать и уверовать, что сподобятся от Бога будущего воскресения.

ПО ЧУВСТВУ КРАСОТЫ:

Уязвлены иною по сравнению с земной неизреченною божественною красотою.
Привязаны к оной красоте,
к неизглаголанной славе,
к нетленному благолепию,
к недомыслимому богатству истинного и вечного Царя-Христа.

ВОЛЯ:

Сколько есть сил, к Нему единому прилепляются христиане своим произволением, и в этом приобретают помощь благодати,
Имеют ко Господу всецелую любовь, сколько возможно сие для произволения и хотения.
Имеют небесную приверженность ко Господу.

Отрицается душа сама себя, и не следует хотениям ума своего; потому что по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла, ходит он лукаво.

Она всецело предает себя Господню слову.
Ради Христа отрешается от всяких видимых уз, сколько возможно сие для воли,
совершенно предаётся Господу.

Желает всегда по собственной воле своей любить единого Бога
и отрешиться от всякой мирской любви.
Любит небесное царство и по собственной своей воле и при помощи Господней не лишается уже вечной жизни.

Предание себя Господу погружает человека в добро,
облегчает его и делает для него нетрудными всякую брань и всякую скорбь.

ДОБРОДЕТЕЛИ:

Потребны великая вера, великодушие, борение, терпение, труды, алкание и жажда всего доброго, быстрота, неотступность, рассудительность, благоразумие.

Божией силою низлагает христианин мир и силы порока, как скоро душа возлюбила Господа,
исхищается из оных сетей собственною своею верою и великою рачительностью,
своей верой, великими трудами и помощью свыше сподобляется вечного царства,
старается жить по внутреннему человеку,
быть благопотребным и благоискусным.

Виктор Долгалев 2   07.01.2021 16:01   Заявить о нарушении
Виктор, то, что моя шутка атеистическая, Вы поняли верно.
А вот с заявлением "Христос сказал иудеям: ВАШ ОТЕЦ ДИАВОЛ" придётся разбираться. Здесь НЕПОЛНАЯ ЦИТАТА Евангелия от Иоанна глава 8 стих 44.
Никто не мешает нам привести цитату полностью.
«Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи».
Итак, о чём вещает Христос?! Он отнюдь не говорит «евреи, вы молитесь дьяволу». Вовсе нет! Он сообщает «евреи, тот Бог, которому вы молитесь, на самом деле есть дьявол. Так как он « человекоубийца от начала», «ибо нет в нём истины», к тому же он «отец лжи». Этот Суровый Бог Иегова РЕАЛЬНО КРЫШЕВАЛ евреев. А Христос, по крайней мере, с его показаний, являлся представителем доброго Бога Элоима.
В Евангелие от Марка Глава 15
«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Ещё раз подтверждается, представителем какого Бога являлся Христос. Естественно, евреи, спасая своего Бога, свою религию, да и себя, по крупному счёту, действовали столь решительно!
Всегда готов к РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛЕМИКЕ на самые запутанные темы, не обременённый избыточной религиозностью, Ваш Л.Х.

Лев Хазарский   07.01.2021 20:23   Заявить о нарушении
Вы, дядь Лёва, видимо, обиделись за евреев. Нет, различие религий по сорту есть во всех народах. Вот, например, как классифицирует религии Бхагавад-гита: ТЕ, КТО ПРЕДАНЫ ДРУГИМ БОГАМ И ПОКЛОНЯЮТСЯ ИМ С ВЕРОЙ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОКЛОНЯЮТСЯ МНЕ ОДНОМУ, О СЫН КУНТИ, НО НЕПРАВИЛЬНЫМ СПОСОБОМ. ВОИСТИНУ Я — НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И ГОСПОДЬ ВСЕХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ. НО ОНИ НЕ ЗНАЮТ МОЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ И ПОЭТОМУ ПАДАЮТ. ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ ПОЛУБОГАМ ИДУТ К ПОЛУБОГАМ, ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ ПРЕДКАМ ИДУТ К ПРЕДКАМ, ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ ДУХАМ И ПРИЗРАКАМ ИДУТ К ДУХАМ, ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ МНЕ ИДУТ КО МНЕ(9:23-25). Мне, например, нравится у древнееврейского народа религия ессеев: http://proza.ru/2017/11/19/950

Виктор Долгалев 2   07.01.2021 21:35   Заявить о нарушении
Мне все религии ГЛУБОКО ПО БАРАБАНУ. А в фразе "Вы, дядь Лёва, видимо, обиделись за евреев" есть намёк на то, что и Я ИЗ ЭТИХ. НЕУЖЕЛИ в выставленной на обозрение фотографии, сделанной для отчётности перед проза.ру на днях, Вам всё-таки удалось разыскать РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ?!!!

Лев Хазарский   07.01.2021 22:46   Заявить о нарушении
На фото лицо симпатично-славянское. Но Вы выпячиваетесь то ли фамилией, то ли псевдонимом. Да и Лев чисто еврейское имя. Кроме того, у Вас в избранных авторах нет чисто иконных русских фамилий.

Виктор Долгалев 2   07.01.2021 23:38   Заявить о нарушении
У меня нет ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ, это набор букв!
"Да и Лев чисто еврейское имя".
Глупее фразы я В ЖИЗНИ НЕ ЧИТАЛ!!! "Лев, Роман, Борис, Аркадий, Константин и т.д., ЭТО ЯЗЫЧЕСКИЕ ИМЕНА, часть которых перешла в христианство не так давно. Всё это есть в интернете! Евреи стали называть детей этими именами УЖЕ В 20 ВЕКЕ!!!
Вы ещё скажите что РОЗА типично еврейское имя. Учитесь отличать причину и следствие достаточное и необходимое. Ну, или, хотя бы, как учил Христос, отделять зёрна от плевел, то есть плоды от сорняков.
Еврейские, это те имена, что ЕСТЬ в Ветхом Завете. И часть имён из Нового Завета. Например, ИВАН(Креститель), Андрей(первозванный), Пётр(апостол),Павел(апостол) и далее по списку. Вот как-то Так. Остаётся один совет: в любом деле крайне важно УЧИТЬ МАТЧАСТЬ.
Всегда на молниеносной контратаке, тот ещё демагог, циник, скептик, схоласт, софист, агностик и релятивист, Л.Х. ВСем всех благ!

Лев Хазарский   08.01.2021 00:50   Заявить о нарушении
Вот что я извлёк из Яндекса:

Лев-это русифицированный вариант еврейского имени Лейба. Лейба по-еврейски как раз и означает "лев" (животное). Никакое оно не русское изначально.

Что касается Льва, то тут тоже не обошлось без древнееврейского имени — Левий. Его носил один из 12-ти предков евреев (помните 12 колен Израилевых?). Его потомки называются — левиты. И многие из них носят имена и фамилии, которые имеют корень «леви» или «лев». В Европе и России весьма популярны фамилии типа: Левинсон, Левитан, Леви и так далее.

Виктор Долгалев 2   08.01.2021 01:11   Заявить о нарушении
ну если у вас мозги полностью повёрнуты на евреях и еврействе то я умываю руки. фанатики всех мастей меня не интересуют. пока-пока.

Лев Хазарский   08.01.2021 02:25   Заявить о нарушении
Дядь Лёва! Если бы Вы были Авраамом или Моисеем или даже пророком меньшего пошиба, я бы с вами подружился. Но Вы мне интересны даже будучи атеистом, как открыватель новых истин и белых пятен. Однако, надо сказать, Вы капризный псих: руки в ноги - и тикать.

Виктор Долгалев 2   08.01.2021 10:26   Заявить о нарушении
я не против, можете читать мои тексты, радуйтесь. но вести пустые разговоры нет интереса. лучше я это время посвящу для творчества. а так скандалить ради самого процесса?! и жизни не хватит. Всем всех благ!

Лев Хазарский   08.01.2021 12:22   Заявить о нарушении
Г-н Долгалев 2! Каждый извлекает из Яндекса, подобно фокуснику из цилиндра кролика за уши, то, ЧТО ЕМУ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫГОДНО. Но не надо считать себя умным, а остальных дураками!!! А то выходит, как в том анекдоте "вы всю науку к ...ую сведёте". когда идёт заведомое дешёвое передёргивание текста, хочется бежать отмыть руки антисептиком!
"Лев (греч. Λέων в значении «лев») — мужское русское личное имя греческого происхождения[2][3].
Лев находится среди тех имён, которые давались новорождённым, чтобы те приобретали некую сверхсилу (в данном случае силу льва)[4]. На Русь принесено вместе с христианством из Византии. Долгое время было редким именем, лишь с начала XX века в Российской империи приобрело популярность, детей стали называть в честь Льва Толстого[2].

От имени Лев образована фамилия Львов

Иноязычные варианты
• англ. Leo[8]
• арм. լեվոն (Левон)
• белор. Леў[9]
• болг. Лев[9]
• итал. Leo[3]
• лат. Leo, Leonis[8]
• нем. Leo[8]
• польск. Lew[9]
• укр. Лев[9]
• фр. Leo[3]
• чеш. Lev[9]
А ГДЕ ЕВРЕЙСКИЙ ВАРИАНТ?!!!

Не трудно заметить, что такие имена, как Борис и Лев, очень часто носят представители еврейской национальности. При этом, с точки зрения лингвистики, это совершенно славянские имена. Первое связано со словом «бороться», второе — имеет отношение к благородному дикому животному.
Кстати, львы в давние времена обитали в Европе (точнее, их вымерший предок «европейский лев»). Учёные считают, что это был подвид так называемого древнего пещерного льва, либо азиатского. Львы обитали на Балканах и в современной южной России ещё во времена древних греков и римлян, так что они, и позднее пришедшие сюда славяне, льва хорошо знали и охотились на него. В Болгарии до сих пор имя Лев популярно, а в своё время болгарских царей по имени Лев было считать не пересчитать.
То же самое касается имени Борис. Это усечённая форма славянского имени Борислав (помните замечательного советского актёра Борислава Брондукова?). Оно переводится, как «борись за славу». И это имя в полной форме, между прочим, тоже весьма популярно в той же Болгарии. А вот в России почему-то более короткий вариант стал чаще использоваться. Оба эти имени были языческими, но позже были признаны христианами, поскольку их носили цари, как никак.
***
В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему евреи-то эти имена так полюбили? Что в них особенного, кроме того, что они такие благородные?
А дело в том, что у евреев есть сугубо еврейские имена: Барух и Берл, например. Имя Барух носили многие библейские герои, оно переводится как «благословенный» с древнееврейского. Что касается имени Берл, то оно связано с немецким «Ber», то есть «медведь». Почему с немецким? А потому что именно на основе немецких диалектов возник язык евреев-ашкенази — идиш. Именно на нём Берл — это и есть Бер, что является отсылкой к более древнему еврейскому имени «Дов», то есть «медведь».
(В скобках замечу, что на древнеславянских языках «медведь» - это тоже «бер». Однокоренное слово «берлога», например, то есть «логово бера». Но, чтобы его не произносить вслух из-за запрета-табу — славяне говорили: «медведь» или «ведмедь», то есть «тот, кто ведает, где мёд». А в немецком сохранилась первоначальная форма, потому что у древних германцев запрета на произнесение имени не было, медведь не был им тотемным животным).
Но вернёмся к нашим евреям. Советские евреи не очень хотели, чтобы их еврейскость бросалась в глаза или в уши. Космополитизм, сионизм, антисемитизм и всё такое... Поэтому дома называли детей Барухами и Берлами, а в обществе — Борисами. Это русское имя наиболее близко по звучанию. Вот и всё. Позднее Борисами стали записываться и в свидетельства о рождении и в паспорта. Но как бы имея в виду, что они Барухи и Берлы :-)
.
***
Что касается Льва, то тут тоже не обошлось без древнееврейского имени — Левий. Его носил один из 12-ти предков евреев (помните 12 колен Израилевых?). Его потомки называются — левиты. И многие из них носят имена и фамилии, которые имеют корень «леви». В Европе и России весьма популярны фамилии типа: Левинсон, Левитан, Леви и так далее.
В России также есть фамилия — Левин. Но её могут носить вовсе не обязательно евреи! Дело в том, что изначально эта русская фамилия писалась как Лёвин. Например, герой книги Льва Толстого — Лёвин — был именно через «Ё». Но в советских книгах эту букву не любили и печатали как «Е». Таким образом экономили деньги на НЕиспользовании лишней буквы в типографии. Сейчас это, конечно, не актуально, ведь набор и вёрстка идут на компьютере. Но до сих пор букву «Ё» почему-то не любят некоторые.
А зря! Из-за это возникают этнические сложности, между прочим".

Лев Хазарский   08.01.2021 14:05   Заявить о нарушении
Очень много осадков! У меня и зонтика-то нет. Убедил, дядь Лёва! Я и сам Долгалёв, но только устно. По паспорту Долгалев. Паспортисты согласны были букву Ё поставить, если у матери она написана. Но у матери товарищ Сталин тоже её стибрил. но теперь даже если я говорю канцелярским крысам - Долгалёв, они записывают - Долгалев.

Виктор Долгалев 2   08.01.2021 15:13   Заявить о нарушении
ну, чё, Витёк! все недоразумения помножены на ноль?! А я сразу сказал: "Сработаемся!". Заходи, брателла, у меня родник мудрости никогда не иссякает. Хочешь что-то стоящее предложить, почитаем, оценим. Одним словом, впереди дали неизведанные, горизонты бескрайние. До встречи на волнах креатива, пишущий для людей, Л.Х.

Лев Хазарский   08.01.2021 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.