Памятник 1812 года

Памятник 1812 года. Создатели и хранители.

Как не гордиться! И моё Уварово знают в дальних землях и восторгаются  талантливым созданием, живших людей на моей земле.
Архитектор и ценитель прекрасного прошлого И.Ю. Позднякова, проживающая в Вене, Австрии, пишет восторженным изумлением и умилением о Старой Ольшанке и её культурной жемчужине – церкви Вознесения Христова.
Газеты «Тамбовская жизнь», «Уваровская жизнь», некоторые писатели, поэты писали об этом храме.
На мой взгляд, архитектор Позднякова освещает важную историческую проблему значительно полнее, уделяя большое внимание проектировщикам храма, создателям его не только как объекта культа, но и важного исторического памятника войны 1812 года, юбилей которой мы только что отметили.
Церковь была возведена по заказу Веры Николаевны Воейковой, дочери известного русского архитектора, поэта и музыканта Н.А. Львова.
У Вериньки, так её ласково звали родственники, родители умерли рано и она воспитывалась в семье известного поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Получила прекрасное семейное образование, владела несколькими иностранными языками
Накануне войны 1812 года в доме дяди Державина она познакомилась с полковником Генерального штаба российской армии Алексеем Васильевичем Воейковым. В 1813 году венчались в Петербурге.
С окончанием войны гененрал-майор, герой Отечественной войны Воейков АВ заканчивает военную службу и они в 1816 году переехали из Петербурга переезжают в имение Ольшанка (Богородицкое), купленное на имя Веры Николаевны. Супруги прожили здесь девять лет, воспитали детей Марию, Леонида и Алексея.
Генерал Воейков умер в 1825 году в больнице Рассказова и похоронен на кладбище Трегуляевского мужского монастыря. Могила не сохранилась…
Вера Николаевна всю жизнь носила траур по мужу, полностью себя посвятила воспитанию детей, а потом и внуков.
Ещё при жизни мужа было решено построить в Ольшанке церковь в память погибших на поле брани. Храм был заложен в 1843 году и освящён в 1860 году в год тридцатипятилетия со дня смерти А.В.Воейкова.
Храм проектировался друзьями семьи Воейковых, учителями их детей академиком, профессором Академии Художеств Константином Антоновичем Молдавским и профессором архитектуры Романом Ивановичем Кузьминым.
Это были талантливые, известные специалисты в проектировании храмов .Ими были спроектированы и возведены многие известные строения в Санкт Петербурге, Париже и других городах.
Живописец и график К.А.Молдавский известен как автор росписей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, владел навыками проектирования.
Высоким специалистом был и академик, профессор архитектуры, исследователь античной и византийской архитектуры, преподаватель Академии Художеств.
В 1841 году был на должности главного архитектора Министерства Императорского Двора.
Кузьмин автор проекта Павловского собора в Гатчине, собора Св. Александра Невского в Париже, греческой церкви Дмитрия Салунского в Санкт-Петербурге.( К сожалению, храм не сохранился).
Результатом совместного творчества двух крупных столичных академиков стал необычайны и во многом уникальный, как считают современные специалисты, проект усадебной церкви во имя Воскресения Христова.
Не многие сохранившиеся усадебные храмы не только Тамбовщины, но и России, были спроектированы содружеством творческим столь таких высоких талантов.
Посвящение церкви воскресению Христа определило и архитектурное решение проекта. Он напоминает планировочную структуру главного храма христианского мира – иерусалимскую ротонду Воскресения, воздвигнутой над Гробом Господним.
Работа над Воскресенской церковью в усадьбе Воейковых, как считают специалисты, стали своеобразной творческой лабораторией для РН Кузьмина при проектировании мирового шедевра христианского мира - собора Александра Невского в Париже.
Сведущие люди в архитектуре рассмотрели и символику в проекте храма в Ольшанке: двенадцатигранный световой барабан,прорезанный шестью арочными окнами, обозначают двенадцать апостолов. Но в случае с храмом – памятником героям Отечественной войны в Ольшанке, это,возможно, и знаменательный год в российской истории - 1812.
Основным источником света в центральной части храма были проёмы в стенах барабана, закрытыми рамами с решётками. 
Оригинально был спроектирован пол в храме. В центральной части он на 16 сантиметров ниже уровня входа. Уклон от стен галереи к центру давал возможность беспрепятственного обзора со всех удалённых мест церкви..Пол был выполнен из наборного соснового паркета, состоял из двухаршинных квадратных щитов. В Ольшанке, как и в усадебном храме Львовых в Никольском – Черенчицах в Тверской губернии, находились фамильные усыпальницы. Склепы были поставлены в обходной галерее у внешних стен.
В центральной части цокольного этажа размещалась редкая система отопления. Она позволяла поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам – воздуховодам, встроенным в несущие стены.
Особый восторг у прихожан церкви Воскресения в Ольшанке вызывала роспись храма. Она была выполнена выдающимися мастерами.
Мария Алексеевна, дочь генерала, в 1843 году вышла замуж за историка и археолога, секретаря «Русской миссии» в Афинах Дмитрия Васильевича Поленова. Её сын Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) – знаменитый художник – пейзажист, профессор Петербургской Академии Художеств. Он часто гостил в имении Воейковых. Делал зарисовки, потом они послужили ему при написании будущих прекрасных картин.
Он принимал участие, давал советы по росписи церкви. Они были прекрасны и представляли собой большую художественную ценность. Они никого не оставляли равнодушным…
Невозможно не сказать хотя бы несколько слов о хозяйке имения Вере Николаевне Воейковой.
По воспоминаниям близких,(в частности библиографа Хрущёва НП), Вера Николаевна была деятельным и разносторонне одарённым человеком, хорошей и требовательной хозяйкой. Она умела держать бразды правления в своих руках.
Многое, чем она жила и, что импонировало её романтической юной душе  в семье Львовых в имении Никольском, перенесла и усовершенствовала с особым изяществом и заботой в Ольшанке. Не была праздным человеком, любила трудиться, была богомольна.
Она организовала и содержала больницу и школу, что тогда не в каждом имении было.
В её доме была богатая библиотека. Особой её гордостью был заложенный и любовно выращиваемый парк. Здесь были высажены саженцы, выращиваемые в усадьбе Львовых. Ещё и до наших дней сохранилась поросль тех редких, нигде в округе не встречаемых красивых деревьев.
Она заложила прекрасный цветник, проявляла о нём постоянную заботу. Цветник, оранжерея, парк были предметом её гордости.
Много удивительного было в её имении: водяная мельница и пруд, овчарня с удивительной породой овец, конный двор.
Её внучка Елена Дмитриевна – художник, человек одарённый, в доме и панно создала.
Вообще, это была творческая, деятельная семья. Явно не чета дядюшке из «Евгения Онегина» Пушкина, «…сидел да мух давил.»
В семье все трудились, все, потом и подросшие сыновья, были чем- то полезным, творческим увлечены…
Сам Алексей Васильевич собрал богатую библиотеку, коллекцию картин и гравюр, «баловался» стихами, писал поэмы. На бричке любил объезжать окрестности. Кто знает,
возможно, бывал и в Уварово, оно к тому времени было уже известным селом…
И сыновья Воейковых Алексей и Леонид были творческими людьми. Они оставили о себе светлую и дорогую память. К примеру, Пушкинская научная библиотека, Тамбовский краеведческий музей хранят редкие исторические, краеведческие книги, картины, гравюры. Собрание Л.А.Воейкова является одним из самых значительных, составляющих  музейных и библиотечных фондов. Всего 357 единиц хранения раритетов 18-19 веков. Деятельность краеведа, хранителя, собирателя исторических, культурных ценностей России и теперь является примером сложной и важной государственной работой. Чрезвычайно богата его коллекция гравированных портретов. А собрание гравированных портретов Екатерины -2 не имеет равных.
В декабре 1886 года издан был первый том подробного словаря русских гравюр Ровинского и Воейкова. Он и сейчас бесценен для специалистов.
Умер Леонид Алексеевич 10 декабря 1886 года (по ст.стилю), похоронен на Тамбовского Казанского мужского монастыря. Могила не сохранилась.
Воейковы оставили нам большое, бесценное культурное наследие, но воспользовались мы им крайне плохо и очень медленно меняем своё отношение к наследию к лучшему…
Уже на седьмом десятке жизни Вера Николаевна без энтузиазма встретила «раскрипт» об отмене крепостного права. Началась «русская удалая вольница». Началась анархия, всё дозволено, тащи, воруй, грабь…
В архиве Тамбовской области довелось видеть прошение помещицы Воейковой о вызове воинской команды для наведения порядка. Приезжали казаки, порядок плётками навели…
А Вера Николаевна после этого выделила «освобождённым» крестьянам землю в чистом поле и отселила туда свободолюбивых. Так образовалось Новая Ольшанка…
В преклонном возрасте Воейкова Вера Николаевна и мемуары написала –  «Воспоминания».  Книгу в 1903 году опубликовали её потомки. Мне не удалось её найти. Но судя по отзывам и изложении книги Хрущёвым Николаем Петровичем (он составлял опись книг библиотеки Воейковых, хранится та опись в Тамбовской областной библиотеке им. Пушкина). Вера Николаевна откровенно и беспристрастно описывает своих родственников, знакомых, друзей, время, что делает ей честь. К слову сказать, спустя многие десятилетия мой дядя Михаил Васильевич несколько лет председательствовал в колхозе «Красное знамя», образованном в Старой Ольшанке. Не знаю, как уж он там руководил…
Помню,как бабушка моя глядя на возвышающуюся церковь за лесом и рекой Вороной с каким-то душевным подъёмом говорила:» На Авейковом( так в простонародии трансформировали фамилию Воейковых!), рай земной! Не виданная красота!».
Конечно, от былого имения процветающего мало что осталось. Разрушенная церковь, да запущенный парк.
Но появилось самое главное –появилось у людей желание восстановить былое. Пусть пока таких людей не очень много. Но всё начинается с малого. С самых активных и увлечённых. Многим из нас стыдно и горько за порушенное. Неужели в классовой борьбе нельзя было избежать рушить храмы, жечь иконы и книги?...
Начали это благородное дело восстановления былого супруги Васильевы. Им немало уже удалось сделать. Они нашли людей, увлекли их идеей. В оживающем храме началось богослужение, сюда пошли люди. Это уже очень важно.
Возрождением Ольшанки постоянно занимается глава адмиистрации Уваровского района Бочаров Александр Николаевич. Здесь открыли музей, он постепенно наполняется экспонатами. Здесь проводятся различные культурные мероприятия. Студенты Уваровского химического колледжа работают на благоустройстве парка.
О былом имении в Ольшанке стала чаще писать пресса, это важно.
Бог даст, сюда в Год культуры заглянет высокое областное, и не только областное, начальство да и поддержат доброе начинание активных
людей.
Часто думаю, может быть нам, прежде чем ехать в Лувр парижский и там восхищаться шедеврами, неплохо было бы и свои познать. Открыть хранилища, где многие годы лежат сокровища рода Воейковых.
Прошло уже два века после победного 1812 года!
В октябре 2021 года пришло обнадёживающее известие6 храм-памятник в Старой Ольшанке передаётся из ведения Нижнешибряйского сельсовета Уваровской епархии. Передача должна состояться до конца года. Надеюсь, что появятся инициативные люди, убедят ценителей старины и "общим миром" приступим к благому делу восстановлению храма.
        Июль 2014 года. Ноябрь 2021 года.
               


Рецензии