Без лести предан

БЕЗ  ЛЕСТИ  ПРЕДАН…
                ( Граф Александр Андреевич Аракчеев)
Ошибается русская пословица: « К белому чёрное не пристанет!».
Народная молва, да ещё сдобренная обиженными, людьми авторитетными и известными, что тебе липкая смола, десятилетиями, веками не отмоешься. До конца жизни, и за гробом сопровождает человека.
Одним из многочисленных примеров подобного недоброго дела в русской истории судьба графа Александра Андреевича Аракчеева.
Историки, да и неравнодушные люди, до сих пор не разрешили вопрос – кем же он был? Гением зла или блага? Или тем и другим?
С советской школы помним самые нелестные отзывы: «царедворец», « Нерон», « Сила Андреевич»…
Его имя стало объектом эпиграмм Пушкина, героем народного песенного и стихотворного творчества.
Редкий писатель, поэт, его современник, не точил своё перо на его имени…
При Пвле-1 его считали фигурой зловещей, как мщение всему русскому народу. Историк Н.М.Карамзин характеризовал Аракчеева  - « вреднейший человек в государстве».
Другой историк отмечал:» Он дал своё имя целому тринадцатилетию  нашей истории ( 1812 – 1825), которое и поныне величается «аракчеевщина».
« Неграмотный невежда» тихонько шептались в светских кругах, что была совершеннейшая неправда. Он был выпускником Шляхетского инженерного и артиллерийского корпуса, лучшего учебного заведения России. Здесь в совершенстве изучались математические дисциплины, читался курс артиллерийского дела и фортификации, изучались в обязательном порядке французский, немецкий и латинский языки. В старших классах кадеты обучались только на иностранных языках.
Кадет Аракчеев был склонен к математическим наукам, к артиллерии. Был награждён серебряной, вызолоченной медалью.
Курс закончил в звании армейского поручика, что тогда было высоким привилегиям и исключительным явлением.
В последствии Аракчеев был автором учебных пособий, инструкции по артиллерии.
По поручению Павла-1 занимался вопросами устройства школ юнкеров и прапорщиков, разрабатывал учебные программы.
Но народное мнение о нём за века добрее, справедливее не стало!
В своём имении Грузино (под Тихвином) имел богатую библиотеку.
Своё имение обустроил и превратил в прекрасный архитектурно – парковый комплекс, имел вкус и понятие о прекрасном.
Так всё таки, почему он невежда?
Граф был прямой человек, и если ему что-то не нравилось, не боялся дать нелестную оценку. Не лукавил. Резал, что народ говорит, правду матку!
Многим не нравилось, вызывало озлобленность и месть.
Он высказывал только своё личное мнение, никому его не навязывал
К примеру, отказался в своей библиотеке иметь «Цыгане», « Кавказский пленник» Пушкина.
Не потому ли и стал «героем» его эпиграмм?
Граф Аракчеев был щедрым меценатом: поддерживал бедных художников, давал бедным средства на обучение за границей.
После смерти Александра-1 Аракчеев положил в банк 50 тысяч рублей, завещая вручить их вместе с процентами (около 800 тысяч рублей) в столетнюю годовщину смерти императора тому, кто напишет наиболее. полную и достоверную историю царствования Александра-1
  Это должно было случиться в 1925 году. Не случилось!
Графа Аракчеева его современники и исследователи – историки обвиняли и обвиняют в жестокости. Но это свойственно эпохе того времени. И не только в России.
Аракчеев в своих воспоминаниях писал, что в Шляхетском корпусе, где он обучался, желание к учёбе, укрепление дисциплины розги считались самым верным и испытанным средством
Не мало известных в истории людей той эпохи имели на «вооружении» розги…
Император Павел-1 избрал Аракчеева на роль того человека, который мог навести порядок в армии. Средством для этого граф избрал жёсткую политику и твёрдую руку.
Он был взыскательным руководителем, во всё вникал лично, считал дисциплина – основа армии. Лично проверял казармы, караулы. Ни одна мелочь не могла укрыться от него. Конечно, многим это не нравилось.
Аракчеев добился поставленной цели, армия стала боеспособной, а русская артиллерия – лучшей в мире.
При этом Аракчеев в своей жестокости и требовательности не переходил определённую грань: наказывал подчинённых командиров за слишком жестокое обращение с солдатами.
Граф знал, что в истории он оставит не благоприятный след, память о себе. Но для него было важнее дело исполняемое им: « Мягкими французскими речами не выкуешь дело! Никогда я ничего не просил для себя…, утешаюсь мыслью, что я был полезен» - писал он  в своих мемуарах.
Аракчеев вёл беспощадную борьбу с казнокрадством, лихоимством в армии. Он считал это «племя» злейшими врагами Отечества, которому преданно служил.
Во время войны 1805 – 1807 годов он разбирался с злоупотреблениями в армии и сумел навести строжайший порядок, отдав под суд не одного казнокрада, но навёл порядок в армии и заслужил добрый отзыв солдат и офицеров и ненависть на века «сиятельных воров»…
Пушкин да  не только он, обвиняли его в трусости. Указывая, что он никогда не участвовал в боевых действиях. Аракчеев не отрицал, говорил, что каждый должен быть приставлен к тому делу, где больше пользы принесёт. Его сферой деятельности была административная и на этом поприще он принёс большую пользу России. Армия стала высоко обученной,  дисциплинированной, прекрасно оснащённой и способной решать свои задачи.
Его смелость была другого рода – самого  высокого казнокрада назвать вором и представить в суд.
Особенно велика была его заслуга в развитии и совершенствовании артиллерии, где он был специалист высокого класса…
Потом война 1812 года показала французам мощь и выучку русских артиллеристов.
На личном гербе Аракчеева был девиз : « Без лести предан!».
Аракчеев никому не льстил, даже императору Александру-1.
Он мог всегда открыто высказать своё мнение и мысли, которые не всегда совпадали с мнением императора.
И тем не менее недоброжелатели,мстя графу, переделали его девиз: «БеС, лести предан».
Да, он занимал высокие посты в государстве, он был твёрдым проводником линии царя в государственных делах.
Александр-1 умело направлял «твёрдую руку» Аракчеева, оставаясь сам как бы в тени русского общества. В случае неудачи, критики возмущения российского общества виновником становился Аракчеев. Он был сильной личностью и нельзя забывать те положительные начала, которыми Россия обязана этому всесильному помощнику императора.
Аракчеев Александр Андреевич прожил 65 лет и умер в 1834 году.
Пушкин потом сожалел, что ему не удалось лично поговорить с всесильным графом. Со временем мнение Пушкина о нём менялось.
Как то так сложилось в нашей истории, что « сильным личностям» не везло. Вспомним Ивана Грозного, Петра-1, Суворова, Ушакова, Жукова, Сталина…
Все, кто укреплял Россию, ковал её могущество, в жизни или после подвергались липкому, не справедливому суду общественного мнения. Судили царей. царствующих председателей, генсеков и вновь явленных президентов.
Не случайно художник и философ Рерих, вглядываясь в нашу историю, с горечью произнёс: « Чем выше авторитет, тем больше псов его облаивает…»
Современной России нужны люди сильной воли, с мудрой головой, способные не только декларировать законы, но и настойчиво, упорно, повседневно работать над их исполнением.
Пора нам избавиться от афоризма, жизнь всё настойчивее призывает: « Строгость законов компенсируется не обязательностью их исполнения!».
Время не то, чтобы вожжи бросать под государственную скрипучую телегу.
Как бы мы не относились к графу Аракчееву, но подобные  бескомпромиссные, волевые люди востребованы нашим временем.
Февраль 2007, май 2020 года.
Граф Александр Андреевич Аракчеев.


Рецензии