75. Склонение или устрашение и укрощение

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через свою душу становится ясным многое. То, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Послание 75.

"Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе."

Избраны и благословлены те, кому Господь открылся, явил имя Своё, и это – народ Божий.
Салим – это древнее название Иерусалима, Сион – священная высота. Земля Израиля наполнена не только знаниями, она есть место духовного пребывания Бога. Место – это как «портал» приложения духовной силы – света.
Однако, знаки особого Божьего присутствия не в местах, они – в Его действии:

"Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань."

«Там сокрушил Он стрелы лука молниеносные, щит, и меч, и войну. Сэла!» – это перевод еврейского текста, звучащий более сильно.

Вероятнее всего, поводом написания псалма явилось сверхъестественное поражение  ассирийской армии Сеннахирима в 701 г. до Р. Х., которая не смогла даже приблизиться к Иерусалиму – по свидетельствам пророка Исайи, ночью Ангел Господень посетил их лагерь и убил 185000 человек.
Этому событию посвятил эпическое стихотворение «Гибель Сеннарихима» небезызвестный Джордж Гордон Байрон.

«Ассирияне шли, как на стадо волки,
В багреце их и в злате сияли полки,
И без счета их копья сверкали окрест,
Как в волнах галилейских мерцание звезд.
Словно листья дубравные в летние дни,
Eще вечером так красовались они;
Словно листья дубравные в вихре зимы,
Их к рассвету лежали рассеяны тьмы.
Ангел смерти лишь на ветер крылья простер
И дохнул им в лицо – и померкнул их взор,
И на мутные очи пал сон без конца,
И лишь раз поднялись и остыли сердца.
Вот расширивший ноздри повергнутый конь,
И не пышет из них гордой силы огонь,
И как хладная влага на бреге морском,
Так предсмертная пена белеет на нем.
Вот и всадник лежит, распростертый во прах,
На броне его ржа и роса на власах;
Безответны шатры, у знамен ни раба,
И не свищет копье, и не трубит труба.
И Ассирии вдов слышен плач на весь мир,
И во храме Ваала низвержен кумир,
И народ, не сраженный мечом до конца,
Весь растаял, как снег, перед блеском Творца!»

Строки псалма о сокрушении оружия и войны, символов зла завершаются «сэла!» – «особое звучание», означающее воздействие духа, прикосновение в духе к категории правды. 

Смысл хорошо раскрывается в халдейском толковании: «Когда народ Израиля исполнял волю Божью, Господь располагал Своё величие среди них и сокрушал лук и стрелы».

Нужно обратить внимание: всё, что совершалось, отнесено к месту пребывания Бога – «пребывание Его на Сионе», к святилищу. Это означает, что земные свершения сначала происходили в духе и в ответ на молитвы, возносимые к Господу народом Божьим.

"Ты славен, могущественнее гор хищнических."

В обычном смысле гора есть образ несокрушимости, власти. В духовном же смысле гора – это массив эгоизма и гордости, и замысел Всевышнего в том, чтобы человек увидел, что эта гряда отделяет его от вечности, и только если поднимется над ней, ему откроется гора Сион и Иерусалим, прообразы соответственно небесного и духовного начала. 
А эгоизм и гордыня – это начала хищнических устремлений и злых деяний. Но могущество Творца выше их, и Он сокрушит их – вместе с их оружием и с самой войной – прежде всего войной против Духа.

И становится понятно: только приближаясь к Господу, постигая Его, народ Божий приобщается к могуществу и славе.

"Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь."

«Охватила одурь храбрых сердцем, заснули сном своим, и не нашли рук своих все воины. От окрика Твоего, Бог Йакова, заснули и колесницы и конь» – перевод из Теилим.
«Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги, но Бог их лишил силы – и всё их мирское могущество оказалось бесплодным. «Заснули сном своим» – были лишены духа, духовно обездвижены. Это образ бессилия и бесчестья врагов духовного Израиля, то есть «идущих к Творцу».

"Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли."
«Сэла!» – в конце стиха звучит духовное значение сказанного.

«Какой замечательный Бог! Как Его нужно бояться! Любое сопротивление бесполезно, когда Он в гневе. Когда Он возвещает суд с небес, земля дрожит и утихает – это затишье перед бурей» – так пишут об этих строках толкователи и утверждают, что враги Бога должны трепетать в страхе, и «весь мир научится благоговеть перед великим Богом», «да молчит всякая плоть пред лицем Господа!».

Однако, посмотрим простое духовное значение стихов.

Земля – это символ всего материального, материальная основа эгоизма, от которого в людях идут метастазы самости, гордыни, жадности, лжи. И вместо предначертанных Богом любви и добра, произрастает зло.
Соответственно, угнетённые земли – испытывающие гнёт и страдания от мира, в котором правит зло.
Суд Божий есть само действие Божьего закона, по сути – действие высшего, духовного управления, – так и говорится, что оно «с небес». 

И становится понятно, что эти строки возвещают грядущее спасение, указывая, откуда оно придёт.

Далее продолжается о движущих силах, через которое осуществляется исправление и реализуется спасение.

"И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь."

Господь делает так, что гнев человеческий действует во славу Его.
Мы живём в мире лжи и зла. При этом целиком подвержены чувствам, мы гневаемся сами и боимся гнева других. 

Ни одно свойство человека не создано зря. От нас требуется наконец понять, что всё ощущаемое приходит от Бога, и только ради того, чтобы направить человека к слиянию со своим Творцом. И всё идёт согласно программе, по которой человек должен раскрыть сильнейшее желание к слиянию, подобающее духовному желанию, то есть постоянное, в полную силу и направленное лишь к единственной цели. В духовном не бывает ничего по минимуму, а только по максимуму, и желание человека должно стать непоколебимым.

И Бог ставит человека перед препятствиями и проблемами, всесторонне его испытывая, чтобы он укрепился в преодолении. Он ещё не ощущает Творца, но уже чувствует, что склоняется перед Ним, как перед неким высшим и определяющим не только жизнь, но и внутреннюю сущность. Само действие преклонения приносит ему удовлетворение, удовольствие, спокойствие, наслаждение своим состоянием. Таково воздействие высшего света на желание.
Но до этого склонения человек переживает противоположное состояние: гнев, раздражение, злость – из-за того, что вынужден склониться. Эгоизм всеми способами стремится властвовать, человек очень сильно переживает эти полярные состояния: огромный гнев и полное спокойствие.
И наконец понимает, что самое лучшее – это склониться, склонить себя. Это первое исправление, которое потом сопровождает человека на всём пути.

Склонить себя – это не значит просто покориться, а именно самому обратиться к ощущению Господа, и наслаждаться этим состоянием приближения к Нему, которое приходит после сильнейшего взрыва эгоизма – остатка гнева.

"Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных."

«Делайте и воздавайте обеты Господу» – это всё о том же первом духовном действе программы исправления и спасения – об обращении к Богу.
«…да принесут дары Страшному» – мы воспринимаем Бога по своему собственному ощущению, и те, для кого он страшен – это те, кто ещё не готов к духовному обращению. Их программа начинается с признания того, что всё от Него. 

Бог не нуждается в наших дарах, это мы, воздавая Ему должное, обязаны признать, что всё, чем мы владеем, имеем от Него, как сказано: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому страх, страх; и разве это не является нашим долгом перед Богом?».

Князья - это действующие силой власти, цари земли – это сами силы и власти земного управления. Власти посредством полученного от Бога могущества «устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви».

Укрощающий и страшный Бог для тех, кто для спасения нуждается в укрощении и страхе. Для всех других – любящий и дающий свет, в котором – вечная жизнь.


Рецензии