75. Склонение или устрашение и укрощение

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через свою душу становится ясным многое. То, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Послание 75.

"Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе."

Избраны и благословлены те, кому Господь открылся, явил имя Своё, и это – народ Божий.
Салим – это древнее название Иерусалима, Сион – священная высота. Земля Израиля наполнена не только знаниями, она есть место духовного пребывания Бога. Место – это как «портал» приложения духовной силы – света.
Однако, знаки особого Божьего присутствия не в местах, они – в Его действии:

"Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань."

«Там сокрушил Он стрелы лука молниеносные, щит, и меч, и войну. Сэла!» – это перевод еврейского текста, звучащий более сильно.

Вероятнее всего, поводом написания псалма явилось сверхъестественное поражение  ассирийской армии Сеннахирима в 701 г. до Р. Х., которая не смогла даже приблизиться к Иерусалиму – по свидетельствам пророка Исайи, ночью Ангел Господень посетил их лагерь и убил 185000 человек.
Этому событию посвятил эпическое стихотворение «Гибель Сеннарихима» небезызвестный Джордж Гордон Байрон.

«Ассирияне шли, как на стадо волки,
В багреце их и в злате сияли полки,
И без счета их копья сверкали окрест,
Как в волнах галилейских мерцание звезд.
Словно листья дубравные в летние дни,
Eще вечером так красовались они;
Словно листья дубравные в вихре зимы,
Их к рассвету лежали рассеяны тьмы.
Ангел смерти лишь на ветер крылья простер
И дохнул им в лицо – и померкнул их взор,
И на мутные очи пал сон без конца,
И лишь раз поднялись и остыли сердца.
Вот расширивший ноздри повергнутый конь,
И не пышет из них гордой силы огонь,
И как хладная влага на бреге морском,
Так предсмертная пена белеет на нем.
Вот и всадник лежит, распростертый во прах,
На броне его ржа и роса на власах;
Безответны шатры, у знамен ни раба,
И не свищет копье, и не трубит труба.
И Ассирии вдов слышен плач на весь мир,
И во храме Ваала низвержен кумир,
И народ, не сраженный мечом до конца,
Весь растаял, как снег, перед блеском Творца!»

Строки псалма о сокрушении оружия и войны, символов зла завершаются «сэла!» – «особое звучание», означающее воздействие духа, прикосновение в духе к категории правды. 

Смысл хорошо раскрывается в халдейском толковании: «Когда народ Израиля исполнял волю Божью, Господь располагал Своё величие среди них и сокрушал лук и стрелы».

Нужно обратить внимание: всё, что совершалось, отнесено к месту пребывания Бога – «пребывание Его на Сионе», к святилищу. Это означает, что земные свершения сначала происходили в духе и в ответ на молитвы, возносимые к Господу народом Божьим.

"Ты славен, могущественнее гор хищнических."

В обычном смысле гора есть образ несокрушимости, власти. В духовном же смысле гора – это массив эгоизма и гордости, и замысел Всевышнего в том, чтобы человек увидел, что эта гряда отделяет его от вечности, и только если поднимется над ней, ему откроется гора Сион и Иерусалим, прообразы соответственно небесного и духовного начала. 
А эгоизм и гордыня – это начала хищнических устремлений и злых деяний. Но могущество Творца выше их, и Он сокрушит их – вместе с их оружием и с самой войной – прежде всего войной против Духа.

И становится понятно: только приближаясь к Господу, постигая Его, народ Божий приобщается к могуществу и славе.

"Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь."

«Охватила одурь храбрых сердцем, заснули сном своим, и не нашли рук своих все воины. От окрика Твоего, Бог Йакова, заснули и колесницы и конь» – перевод из Теилим.
«Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги, но Бог их лишил силы – и всё их мирское могущество оказалось бесплодным. «Заснули сном своим» – были лишены духа, духовно обездвижены. Это образ бессилия и бесчестья врагов духовного Израиля, то есть «идущих к Творцу».

"Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли."
«Сэла!» – в конце стиха звучит духовное значение сказанного.

«Какой замечательный Бог! Как Его нужно бояться! Любое сопротивление бесполезно, когда Он в гневе. Когда Он возвещает суд с небес, земля дрожит и утихает – это затишье перед бурей» – так пишут об этих строках толкователи и утверждают, что враги Бога должны трепетать в страхе, и «весь мир научится благоговеть перед великим Богом», «да молчит всякая плоть пред лицем Господа!».

Однако, посмотрим простое духовное значение стихов.

Земля – это символ всего материального, материальная основа эгоизма, от которого в людях идут метастазы самости, гордыни, жадности, лжи. И вместо предначертанных Богом любви и добра, произрастает зло.
Соответственно, угнетённые земли – испытывающие гнёт и страдания от мира, в котором правит зло.
Суд Божий есть само действие Божьего закона, по сути – действие высшего, духовного управления, – так и говорится, что оно «с небес». 

И становится понятно, что эти строки возвещают грядущее спасение, указывая, откуда оно придёт.

Далее продолжается о движущих силах, через которое осуществляется исправление и реализуется спасение.

"И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь."

Господь делает так, что гнев человеческий действует во славу Его.
Мы живём в мире лжи и зла. При этом целиком подвержены чувствам, мы гневаемся сами и боимся гнева других. 

Ни одно свойство человека не создано зря. От нас требуется наконец понять, что всё ощущаемое приходит от Бога, и только ради того, чтобы направить человека к слиянию со своим Творцом. И всё идёт согласно программе, по которой человек должен раскрыть сильнейшее желание к слиянию, подобающее духовному желанию, то есть постоянное, в полную силу и направленное лишь к единственной цели. В духовном не бывает ничего по минимуму, а только по максимуму, и желание человека должно стать непоколебимым.

И Бог ставит человека перед препятствиями и проблемами, всесторонне его испытывая, чтобы он укрепился в преодолении. Он ещё не ощущает Творца, но уже чувствует, что склоняется перед Ним, как перед неким высшим и определяющим не только жизнь, но и внутреннюю сущность. Само действие преклонения приносит ему удовлетворение, удовольствие, спокойствие, наслаждение своим состоянием. Таково воздействие высшего света на желание.
Но до этого склонения человек переживает противоположное состояние: гнев, раздражение, злость – из-за того, что вынужден склониться. Эгоизм всеми способами стремится властвовать, человек очень сильно переживает эти полярные состояния: огромный гнев и полное спокойствие.
И наконец понимает, что самое лучшее – это склониться, склонить себя. Это первое исправление, которое потом сопровождает человека на всём пути.

Склонить себя – это не значит просто покориться, а именно самому обратиться к ощущению Господа, и наслаждаться этим состоянием приближения к Нему, которое приходит после сильнейшего взрыва эгоизма – остатка гнева.

"Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных."

«Делайте и воздавайте обеты Господу» – это всё о том же первом духовном действе программы исправления и спасения – об обращении к Богу.
«…да принесут дары Страшному» – мы воспринимаем Бога по своему собственному ощущению, и те, для кого он страшен – это те, кто ещё не готов к духовному обращению. Их программа начинается с признания того, что всё от Него. 

Бог не нуждается в наших дарах, это мы, воздавая Ему должное, обязаны признать, что всё, чем мы владеем, имеем от Него, как сказано: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому страх, страх; и разве это не является нашим долгом перед Богом?».

Князья - это действующие силой власти, цари земли – это сами силы и власти земного управления. Власти посредством полученного от Бога могущества «устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви».

Укрощающий и страшный Бог для тех, кто для спасения нуждается в укрощении и страхе. Для всех других – любящий и дающий свет, в котором – вечная жизнь.


Рецензии
Как неподражаемые литературные образцы древней беллетристики "высокого штиля" псалмы обладают изначальной ценностью повествования (нарратива). Со времён возможности осмысленного самостоятельного истолкования библейских текстов (именно - переводы их на основные европейские языки)- особо следует отметить в данном аспекте труды Мартина Лютера (Западная Европа) и славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Лишь гениальность их переводов могла в конечном итоге вдохновлять на поэтические переложения авторов уже Нового Времени. Не стОит забывать - приведённый текст Лорда Гордона Байрона в конечном итоге общедоступен русскому читателю благодаря гениальности Алексея Константиновича Толстого ("по праву" с гордынею пишущего в одном из частных писем "...никто ещё не сделал столь точного перевода Ассириян..."). Так что судить о древнем оригинале современники могут не по одному лишь Синодальному переводу. Видимо - архаичность церковнославянского варианта Священного Писания во многом предпочтительнее (для владеющих старославянским). Вне культового значения Псалтыри следует признать самоценность её как литературного памятника. Относительно же исторической достоверности осады Иерусалима "ассириянами" следует отметить совершенно противоположный аспект. После паденя Израиля (Северного Царства) Южное (Иудея) сохранила призрачную независимость. Поход Сеннахериба ставил целью покончить и с этим государством. Осада осложнилась эпидемией чумы в ассирийском стане, но царь Ассирии снял осаду лишь после внесения иудеями огромного выкупа. Но и это - тоже Промысл Божий с учётом "соотношения сил". Поведенческие аспекты целеполаганий правителей еврейских государств не могли не привести к их падению и последующему исчезновению. То же самое может произойти и в наше время. "...А музыка - что ж? Её все любят..."

Вадим Леонов   14.08.2024 01:03     Заявить о нарушении