Уважаемый ая, ое, ые!

Наша группа может – неохотно и за большие деньги – сильно улучшить текст, содержание, сюжетную концепцию Вашего произведения, характеры и нравы Ваших героев, Вашу и их мировоззренческую базу и, наконец, эмоциональное и интеллектуальное воздействие Ваших сценариев, романов, философских произведений, в том числе выдвигающихся на соискание различных премий. Гарантируем положительное воздействие на читателя, зрителя, любимую девушку. При этом мы обязуемся не посягать на рабочие места, различные приоритеты и денежные средства тех, кто может делать вышеперечисленное плохо, но, тем не менее, делает. Мы – как мы уже заметили – с большой неохотой берёмся за подобный труд, но всё-таки берёмся; ибо уверены, что тем самым можем способствовать укреплению веры в работоспособность и таланты человека как такового, то есть как вида, являясь его представителями по доверенности и тем самым обнаруживая себя в качестве дополнительного фактора прирождённой человеку эволюции.

Сразу оговоримся: мы правим текст, нарратируем наррацию, старое покупаем – новое крадём… и тому подобное точно так же, как точильщик ножей точит ножи-ножницы. Мы стоим посереди двора и выкрикиваем то, что выкрикиваем («ножи-ножницы»), но, однако, мы не берём на себя опасный и неблагодарный труд потакать испорченным вкусам и неизвестно откуда взявшимся, но от того не менее назойливым претензиям мальчиков и девочек, в основном достигших так называемого «зрелого возраста», в силу которого они, как правило, и считают себя писателями, поэтами, сценаристами («точильщиками ножей»), чем наносят непоправимый ущерб предприятию, начальству, стране. (Есть основания полагать, что это идеологическая диверсия.)

Если описание места действия, переживаний героев и прочее в том же духе кому-нибудь из звеньев производственной цепи покажется излишним – спорить мы не будем: спорить – в дальнейшем – будете вы. Действительно, то, что пишется и что снимается и, главное, как оно пишется и снимается, наводит на простую, но ясную мысль: литературные работники и труженики кино хотят выполнить свою работу как можно хуже, как бы ставя себя на место действующих лиц шоу то ли "Монти Пайтон", то ли Бенни Хилла, где это приветствуется для создания комического эффекта.  И в целом это выглядит так, словно они – не литературные работники!

Такой же странной кажется нам (увы, очевидная для нас) жажда получения пишущим людом исключительно небольшого (в отличие от большого) количества денег за свою и без того неконкурентопригодную продукцию. Другое существо, какой-нибудь марсианин, венерианец, альдебаранец, наконец!... те в конце концов замахнулись бы на некие литературные (или кино-) высоты, выражаемые в конечном счёте как денежно, так и в смысле ожидающего их лаврового венца. Он (зулусец или, как писал Пушкин, тунгус) писал бы, пусть и обуреваемый комплексом литнеполноценности, сформировавшейся потому, что в его стране литературы или нет совсем, или же она находится в зачаточном состоянии, активно подавляемая иностранным капиталом. Но всё-таки он писал бы, честно и бескомпромиссно идя вперёд, к вершинам искусства – и культуры! Но почему-то это уже не относится к нашей стране (мы уже не помним её названия), традиционно считающейся страной (тут следовало бы перечисление выдающихся лит- и кино- имён) – и даже малоизвестного, но великого поэта Тюнькина!

Возьмём теперь, к примеру, сценариста этой страны Эн. Почему-то для энного сценариста (название устаревшее, но отражающее суть профессии) главное – быть сценаристом американским. Однако мы должны с прискорбием констатировать, что при этом он не теряет некую духовную связь с Родиной, с чем-то специфически энным, если судить по размаху его воображения: большому, но в нерабочем состоянии. Мы пишем об этом с глубоким сожалением – даже с большим, чем, например,  врач, ставящий больному неутешительный диагноз. Врач ставит неутешительный диагноз всё-таки отдельному человеку, зная о том, что большинство людей здоровы – или по крайней мере болеют не той болезнью, которой болеет пациент, сидящий в данный момент в его кабинете в ожидание приговора. Другое дело мы – ведь мы говорим о здоровье нации, которая когда-то хорошо писала, пусть и не вся. Теперь, однако, пишут все – но срабатывает один из законов природы, который можно сформулировать хотя бы так: наиболее повторяемое высказывание является наименее информативным. Или так: чем больше непригодных к определённому роду труда людей этим трудом занимается – тем скорее умирает этот род труда. Связь между первой и второй частями формулировки мы предоставляем найти самому читателю. Это несложно. Надо просто сказать: «Сезам, откройся!» – для начала же надо запастись хотя бы одним льняным семечком.

Мы должны добавить, однако, что от бездарности не умирают (как правило, это даже не «суицидально»: скорее наоборот). Даже если вы напишете очень плохую вещь – вы останетесь живы. И это в каком-то смысле обнадёживает.

Однако останется ли в живых народ и страна, в которой в настоящий момент считается нравственной нормой писать исключительно плохо и даже писать как можно хуже – это большой вопрос.

Каковы же характерные признаки плохого сценариста – или же писателя? Характернейшим признаком плохого писателя (сценариста) является то, что он пишет плохо.

Такого рода формулировка избавляет нас от необходимости приводить примеры, что экономит время и наше, и читательское.

Иногда мы думаем, что этот подход к отечественной литературе (культуре в целом) – результат ни чего иного как гуманности, свойственной нашим соотечественникам. Дело в том, что от такого подхода к любому делу «ни одно животное, безусловно, не страдает», кроме, конечно, такого никому не нужного и в первую очередь – опасного животного как «талант», или, если говорить более развёрнуто, «человек, лучше других приспособленный к делу, которым он занимается». Впрочем, вид это вымирающий.

Выставляя как можно ниже для себя и для «своих» или, как ещё говорится, «наших», планку «творческой приемлемости», животное остаётся на своём рабочем месте пусть не вечно – но до тех пор, пока благодаря его работе предприятие, участником которого оно является, существует И да! с удивлением, но не сказать, чтобы со страхом мы заметили, что благодаря работе этого животного это предприятие не только существует, но и гибнет. Далее мы с прискорбием вынуждены были констатировать, что и существование такого предприятия, и гибель его являются не только одним и тем же процессом, но одной и той же вещью (а в лексическом выражении – синонимами). Если пытаться найти аналогию – то читатель может представить раковую опухоль, которая в конце концов сама себя уничтожает. Однако та опухоль, которую должен представить читатель, вовсе не развивается «в здоровом организме». Это – некоторое самостоятельное тело, зарождение, жизнь и смерть которого происходит не последовательно, а в один и тот же момент: тело-рак, раком живущий и от рака же гибнущий. – Библейские и иные параллели читатель может провести самостоятельно 

Именно поэтому убеждать кого бы то ни было вопреки мгновенно сложившейся традиции лучше и ответственней, смелей и интересней писать, думать, переживать и так далее мы со временем стали меньше (а до того и просто этого не делали). Призывать к, так сказать, искусству мы теперь не будем уже никогда: дело это не только неприличное, но и опасное. Тем более говорят, что иррациональные тенденции необходимы для секреции чего-то очень важного внутри; возможно, в мозгу. Правда, говорилось это о леммингах; и о леммингах в смысле вида. Если вы вообразите леммингианского Мальтуса, который проповедует массовую смерть для сохранения вида в целом – то вы попадёте в самую точку. (Какой простор для ложных экстраполяций!)

Но если люди и хуже – исключительно в этом смысле! – леммингов,  которые всё-таки изучались ими долго, многие десятилетия… если всё же окажется, что иррациональные тенденции что в мозгу отдельного индивидуума, что в «мозгу» общества в целом не ведут к сохранению человека как вида – а напротив, ведут к этого вида истреблению, то и тут есть некоторые если не спасительные, то приятные моменты. Вот например: а вдруг человек на самом деле хочет жить как можно хуже? (Мы не имеем в виду тех, кого в виду не имеем: те достаточно обеспечены.) Ведь всем известно, что в этой ситуации куда как проще галлюцинировать миллионами долларов в своих карманах, женщинами с подиума, яхтами, жемчужными закатами, белоснежными улыбками ямайкоамериканцев в белых штанах, «Оскарами», разумеется. Словом – жизнью.

P.S.: Тексты, предназначенные для обработки сотрудниками нашей группы, равно как и произведённый Вами ранее продукт, обязательно должны быть помещены в Вашу корзину для мусора.


Рецензии