Семь радуг детства. Часть 19


      Утро понедельника началось с общего собрания. Посреди залы снова поставили стол и два стула. Вскоре вошли двое, мужчина и женщина, с бумагами. Мужчина оказался председателем совхоза «Нижне-Иртышский». Он рассказал, что теперь мы будем жить, работать и учиться здесь, у совхоза три отделения, и сейчас они  объявят, кто в какие отделения поедет.  В течение недели все будут определены на работу. А дети должны пройти медосмотр и пойти в школу.
 
Женщина зачитала, какие семьи куда определены. К ней подошла наша мама и тихонько попросила, чтобы нас разделили - свекровь и её сына поселили отдельно. Бабушка поняла, о чём попросила мама, и весь день ворчала: 
- Змея, сжить со свету меня хочешь!
Папа молчал. А мы с Ядей были на стороне мамы. Сколько она может терпеть бабушкину ругань! Да и Витька с его разговорами об одном и том же - тоже не подарок.
Так всё и случилось. Уже на следующий день семьи стали покидать залу, их куда-то увозили. Уехала и бабушка с Витькой - во второе отделение. Скоро объявили, что и мы должны собираться.

Нас поселили в семью Бахаревых. У них было двое детей: дочка Тамара, Ядина  ровесница, и сын лет пяти. Мальчика родители отправили спать на печку, а нам с Ядей отдали его кровать. Родители спали на полу. В доме была всего одна, но большая комната,  у входа стояла большая печка, так что все мы стали жить в этой комнате вместе.
Хорошо ли от нашего поселения было хозяевам, никто не спрашивал. Да и они молчали. Надо так, значит, надо.
Уже утром следующего дня мама  повела нас через весь поселок, а он оказался большим, в больницу. Там были очереди перед каждым  кабинетом. Мы попали в очередь как раз за   Галей Бразевич, она была тоже из Краславы, и Ядя успела с ней подружиться.

Дети входили в первый кабинет вместе с мамами  и через несколько минут выходили, чтобы пересесть в другую очередь.   А вот из другого кабинета неслись крики, вопли, раздавались голоса взрослых. Что там такое страшное? Но те, кто выходил, молча, в слезах,  проходил мимо. Было страшно. Что там происходит? Табличка указывала «Окулист». Что это за врач?
Первой во второй кабинет зашла Галя с мамой. И вскоре раздались зловещие крики. Кто-то в очереди, наконец, сказал: "У ребенка нашли на глазах трахому". Что это за болезнь? Никто не знал. Может, у Гали она  и  есть – трахома? У неё на лице какие-то гнойнички, даже на одном веке – тоже.
- Мама, а у меня есть трахома? - с тревогой спросила я маму.
- Да откуда у вас - глазки чистые, весёлые!
В кабинет мы вошли вместе с мамой. Первой показала свои глаза врачу Ядя. Всё в порядке. У меня страх сразу улетучился, и я смело подошла к врачу.  Ядя с мамой сидели на скамейке  - ждали  меня.

- Трахома,- оттянув у меня на глазах веки, сказала врачиха. Я заплакала. Но она  силой уложили меня  на лавку. Потом  отошла, чтобы взять какой-то жужжащий   инструмент и стала жечь мне веко. Я закричала от дикой боли. Мама держала мои руки и ноги, шептала: "Терпи, дочка, терпи!". Я умолкла только тогда, когда врачиха отошла зачем-то к столу.
- Вот и молодец! - сказала она, принимаясь за второй глаз.
      Тут я выдала такой крик, что задрожали стен! Было  от чего: она по живому жгла веки! Наконец, муки остались позади. Мама вывела нас из больницы. Я вся дрожала. Ядя, вся в слезах, шла молча - она жалела меня.  А мне и поплакать нельзя  - очень больно.

Через несколько дней мама отвела нас в школу. Мы  оделись в форму, в какой ходили у себя в школу, и повязали галстуки.
     Школьное здание было одноэтажным  и похожим на  длинный сарай, только окна были большими.   Крылечко, потом небольшой вестибюль, я там сразу приметила дверь с вывеской «Библиотека». Ура! Значит, я снова буду читать новые книги.  Я уже не представляла своей жизни без книг. «Это хорошо, - подумала. – Не надо искать библиотеку, она под боком».  К этой порея уже так полюбила книги, что ни дня не могла прожить без чтения.

    За дверью вестибюля был маленький коридорчик и в нём с одной стороны - дверь в класс, а напротив – широкий проход в другой коридор, во всю длину здания – с  множеством классов с одной стороны и большими окнами с другой.
    Позже, когда я подружилась с  местными девочками, они  рассказали, что в этом доме когда-то жил  помещик. Я поверить не могла: дом-то совсем простой,  как сарай, только комнат много. Вот у нас в Краславе у графа Плятера целый замок был с большим  парком, подземным переходом, прудом! А тут всего-навсего  два дома, один большой, другой поменьше. Вот так помещик! То ли дело наш граф!

      Продолжение следует


Рецензии