Школьное образование в сталинском СССР

Я считаю себя счастливым человеком, хотя родился в первые послевоенные и голодные годы, к тому же в небольшом северном поселке.  Но я был желанным ребенком в семье учителей со своим нелегким прошлым. Зато я умею ценить и родительскую любовь, и верную дружбу с одноклассниками и земляками. Меня не испугают 40-градусные морозы зимой и и гнус в тайге летом,  необходимость принести сразу три ведра воды или напилить и наколоть поленницу дров, и многое другое, что было обязанностью в мои школьные годы жизни в этом северном  поселке.  И такой же обязанностью была учеба в школе.  Я застал то, считающееся самым лучшим, школьным образованием, дающим выпускниками хорошие знания не только по школьным предметам, но и первые уроки жизни, которым мы следовали всю дальнейшую жизнь.

Рожденный в семье учителей, я видел, сколько сил и знаний они отдавали, чтобы их ученики знали предметы, которые они преподавали в школе. Мой отец был математиком, но будучи длительное время директором школы, вел уроки и по физике, и по химии, по истории, потому что он прекрасно знал всю школьную программу.  У него не было высшего образования, он закончил педагогическое училище, причем очно учился всего год, а потом совмещал учебу с работой в начальных классах школы.  Дважды был на кратковременных курсах по педагогике, все остальные знания он получал самостоятельно. И как говорят сейчас мои земляки, которые учились у него, после его объяснений не оставалось вопросов, все было понятно. И таких учителей в нашей средней поселковой школе было большинство. Недаром около 50% выпускников нашей школы продолжали получать высшее образование и становились достойными людьми.

Сейчас немалое количество российских историков и публицистов считают, что школьное образование в сталинском СССР было самым лучшим. Главное, что при Сталине авторитет  учителя был поднят на такую высоту, что стать учителем в школе стремились самые талантливые выпускники школ.  Учитель в это время  был таким же уважаемым, как офицер, защитник Родины. Только у военных и учителей стаж имел большое значение для ухода на пенсию и получения правительственных наград. Учитель, проработавший  15 лет в школе без замечаний, получал орден «Знак Почета», военный получал орден Красной Звезды.  При стаже в 20 лет учитель награждался орденом Трудового Красного Знамени, военный – Боевого Красного Знамени.  После 25 лет работы или военной службы учитель и военный награждались орденом Ленина, и при желании, могли уходить на пенсию, весьма достойную в то время.  Высокой была и заработная плата учителей.  Нашей соседкой в квартире была учительница А.И.Кокорина, начавшая работать в школе с 1933 года. Она попала под действие этого закона и имела орден "Знак Почета".

Потом Хрущев в 1957 году все это отменил,  провел школьную «реформу», введя вместо обязательного среднего образования обязательное высшее, и заставив в школах проводить производственное обучение. После его отставки производственное обучение было отменено, как показавшее свою полную бесполезность, но вот награды учителям за выслугу лет и высокие зарплаты так и не вернулись.

Сегодня я хочу рассказать  о том школьном образовании, которое существовало в СССР во времена Сталина.

Предметом законной гордости советского народа являлись успехи, достигнутые нашей страной в области народного образования после победы Великой Октябрьской социалистической революции.


Советское государство получило от царизма тяжёлое наследие в виде безграмотности широких трудящихся масс. Число грамотных в России перед Октябрьской революцией составляло 33%, т. е. из трёх человек только один был грамотный. В русских начальных школах обучалось лишь около 50% всех детей школьного возраста, что же касается детей нерусских национальностей, так называемых «окраин» царской России, то они, за малым исключением, школу не посещали. Среднее и тем более высшее образование было доступным почти исключительно детям господствующих классов. Гимназии, реальные училища, университеты и институты являлись привилегированными учебными заведениями. Незначительная прослойка в них детей рабочих и крестьян не меняла этого положения.

«…Правительство берёт деньги с девяти десятых народа на школы и учебные заведения всех видов и на эти деньги учит дворян, заграждая путь мещанам и крестьянам!!» (Ленин).

За годы существования советской власти культурный уровень народа возрос во много раз. Это достигнуто прежде всего в результате расширения сети школ и осуществления с 1930 г. закона о всеобщем обязательном начальном обучении в сельской местности и семилетием в городах и рабочих посёлках. Большую роль сыграла также работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, организованная при широком участии общественности на основе подписанного В. И. Лениным декрета Совета Народных Комиссаров от 26 декабря 1919 г.

Основным средством повышения культурного уровня народа являлась общеобразовательная школа — начальная, семилетняя и средняя. Критикуя политику царского правительства в области просвещения, Ленин с возмущением писал, что «четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России», что правительство не заботится об устройстве школ, об увеличении ассигнований на просвещение в соответствий с действительными потребностями и запросами народа.

Советское правительство, несмотря на тяжёлое хозяйственное состояние страны, тотчас же после Великой Октябрьской социалистической революции приступило к осуществлению обширных мероприятий по развитию школьного образования, опираясь на активность самих трудящихся, перед которыми открылся путь к знанию и просвещению. В обращении народного комиссара просвещения от 29 октября (ст. стиля) 1917 г. говорилось:

«Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения… Повсюду в России, среди городских рабочих в особенности, но также и среди крестьян, поднялась могучая волна культурно-просветительного движения…; идти им навстречу, всемерно поддерживать их, расчищать путь перед ними — первейшая задача революционного и народного правительства в области народного просвещения».

В первые годы усилия Советского правительства были направлены на восстановление школьной сети, сильно пострадавшей во время империалистической и гражданской войн. Но уже в 1924 г. число учащихся в начальных школах превысило довоенный уровень и невиданно быстрыми темпами росло в последующие годы. К пятнадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в основном уже было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение.
Необходимо отметить особенно большой рост учебных заведений, дающих среднее и высшее образование, которое в царской России было недоступным для широких масс трудящихся.

Выступая на XVIII съезде ВКП(б), И. В. Сталин говорил:

«С точки зрения культурного развития народа отчётный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобщеобязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, — такова общая картина культурного подъёма народа»

В начале 30-х годов в наши северные поселки Хабаровского края пришла государственная добыча золота, которое до этого добывалось старателями мускульным способом. Среди тайги на месте небольших поселений старателей появились поселки. Один поселок под названием Херпучи был центром золотодобычи, вокруг него по руслам рек с золотоносным песком работали электрические драги. В нем проживало около 2 тысяч жителей. Второй поселок, расположенный на берегу реки Амгуни,  являлся перевалочным пунктом для всех грузов, доставляемых для работы и жизни золотодобытчиков и  других специальностей. Вначале он носил название Резиденция, потом стал называться  Оглонги. Там же была построена тепловая электростанция. Население поселка было около 1,5 тысяч человек. В третьем поселке Удинскс числом жителей около 600 человек,  была построена небольшая гидроэлектростанция и организовано подсобное хозяйство прииска.  И сразу же в этих поселках появились школы.  Вначале в двух поселках на берегах рек – начальные, а в Херпучах - с семилетним образованием, с интернатом, где жили дети школьного возраста из небольших сел вокруг.  В 1940 году семилетняя школа средней, школа в разросшемся поселке Оглонги – семилетней, а в Удинске так и оставалась начальной.  Я родился и до 18 лет жил в Херпучах и ходил в одну школу – Херпучинскую среднюю.

Великие завоевания советского народа в области просвещения, право граждан СССР на образование законодательно закреплены в Сталинской Конституции и реально обеспечиваются всеобщим обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. Такие реальные гарантии права на образование не обеспечиваются и не могут быть обеспечены даже в самых развитых капиталистических странах. Например, в США право на образование формально провозглашено, но фактически им пользуются буржуазия и другие наиболее состоятельные слои населения. Что же касается трудящихся, то это право для них, особенно в отношении среднего и высшего образования, является пустым звуком, ибо обучение в средней и высшей школе связано с такими материальными затратами, которые недоступны подавляющему большинству трудящихся. Многие из трудящихся не могут дать образование своим детям даже в начальной школе. Об этом свидетельствует заявление министра юстиции США Кларка.

«В настоящее время, — говорил он на Национальной конференции по вопросам гражданства 9 мая 1947 г., — в Соединённых Штатах насчитывается несколько миллионов детей, которые не учатся в школе, более двух миллионов детей посещают совершенно неудовлетворительные школы; три миллиона взрослых никогда не учились в школе и десять миллионов получили такое недостаточное образование, что они фактически являются неграмотными».

Это и понятно. В капиталистических государствах правящие круги мало заботятся о просвещении народа или стремятся ограничить его начальным образованием, без которого нельзя иметь грамотных рабочих и послушных солдат, способных овладеть современной техникой. Что же касается средней и высшей школы, то она, как правило, является привилегией буржуазии. В этих школах готовится интеллигенция, способная верой и правдой служить эксплуататорским классам. Особая политическая природа социалистического государства, где нет антагонистических классов, нет эксплуатации человека человеком, определяла и подлинно демократический характер народного образования в нашей стране. Советская школа являлась общедоступной и народной в полном смысле этого слова. Такая школа могла возникнуть только в результате победы социалистической революции.

Тяжёлый ущерб был нанесён школьному образованию в годы Великой Отечественной войны. По данным Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, было разрушено 82 тыс. начальных и средних школ, в которых обучалось до войны 15 млн. учащихся, и 334 высших учебных заведения, где училось 233 тыс. студентов. Казалось бы, что такие колоссальные потери надолго затормозят развитие просвещения в стране. Однако жизнь показала иное. По мере освобождения временно оккупированных территорий школы и другие учебные заведения благодаря героическим усилиям трудящихся, учителей и самих учащихся быстро восстанавливались и приступали к занятиям. Это свидетельствало о силе и жизнеспособности социалистического строя, о непреодолимой тяге советского народа к знанию и просвещению.

В тяжёлые годы войны значительное количество учащихся вынуждено было прекратить обучение и пойти на фабрики и заводы, в колхозы и совхозы, чтобы своим трудом крепить оборонную мощь социалистической родины. Товарищ Сталин высоко оценил этот патриотический подвиг советской молодёжи:

«Навсегда войдут в историю беспримерные трудовые подвиги советских женщин и нашей славной молодёжи, вынесших на своих плечах основную тяжесть труда на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Во имя чести и независимости Родины советские женщины, юноши и девушки проявляют доблесть и геройство на фронте труда. Они оказались достойными своих отцов и сыновей, мужей и братьев, защищающих Родину от немецко-фашистских извергов» (Сталин, «О Великой Отечественной войне Советского Союза»).

Чтобы дать возможность молодёжи, прервавшей обучение в школе в связи с обстоятельствами военного времени, продолжать образование, в 1943 г. Советским правительством были созданы семилетние и средние школы рабочей молодёжи, а в следующем, 1944 г. — начальные и семилетние школы сельской молодёжи. Молодёжь, оканчивающая эти школы без отрыва от производства, успешно продолжала своё образование в техникумах и в высших учебных заведениях. Создание школ рабочей и сельской молодёжи свидетельствовало о неустанной заботе партии и правительства о просвещении, заботе, не прекращавшейся даже в тягчайшие годы войны, когда все силы народа были направлены на защиту чести и независимости социалистической родины.

Но не только школы, институты были разрушены во время войны.  Было убито большое количество учителей-мужчин, призванных в действующую армию и участвующих в боевых действиях. Еще больше будущих учителей не могли закончить образование  по причине уничтожения институтов и училищ.  Поэтому Сталин, как Верховный главнокомандующий, приказал в числе первых демобилизовывать бывших учителей и направлять их в школы. Мой отец, участник войны с Японией, был демобилизован в числе первых, и уже в начале 1946 года приступил в работе учителя начальных классов в нашей Херпучинской школе, где уже работала учителем немецкого языка выпускница Хабаровского педагогического института моя будущая мама. До этого он на попутном транспорте совершил  долгий путь из действующей армии в Маньчжурии до столицы Нижне-Амурской области города Николаевска-на-Амуре, получил направление в Тахтинское районо,  и  уже по его направлению был направлен в школу, где не хватало учителей.

В дальнейшем благодаря заботам партии и правительства о народном образовании, советская общеобразовательная школа вступила в новый этап своего развития. В соответствии с постановлением правительства в 1949 году все дети, окончившие четвёртые классы школы, приняты в пятые классы семилетних и средних школ. Это мероприятие означало повсеместный переход к осуществлению всеобщего семилетнего обучения.

Основой развития культуры и просвещения в нашей стране являлась политика большевистской партии и Советского правительства.
Организатор и вождь партии большевиков Ленин неоднократно указывал, что буржуазия намеренно, руководствуясь своими корыстными интересами, отстраняет трудящихся от знания и культуры, обрекает массы народа на состояние невежества и темноты:
«Интерес класса капиталистов, интерес всей буржуазии состоит в том, чтобы оставить рабочих невежественными и раздробленными…» (Ленин).

Основной предпосылкой культурного подъёма народа, распространения просвещения среди рабочих и крестьян партия большевиков считала свержение самодержавия, уничтожение буржуазно-крепостнических порядков, установление диктатуры рабочего класса. Этот революционный путь культурного развития страны подвергался критике и нападкам со стороны меньшевиков, которые всеми силами старались доказать, что социалистической революции должен предшествовать культурный подъём пролетариата и всех трудящихся.

Исторический опыт нашей страны доказал, что точка зрения большевиков оказалась единственно правильной. Именно на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя наша страна совершила культурную революцию и в короткий срок обогнала в отношении уровня развития просвещения трудящихся масс капиталистические государства. Отличительной чертой советского строя являлось активное участие масс в управлении государством, в политической жизни страны, в развитии её экономики и культуры, в создании новых форм социалистического общежития. Это участие требовало от трудящихся высокой культуры и образованности, овладения наукой и техникой.

«…от раздавленного капитализма сыт не будешь, — говорил Ленин. — Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из неё построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем».
Ленин подробно развивал ту же мысль в своей знаменитой речи на III съезде РКСМ, призывая молодёжь к овладению наукой, к обогащению своей памяти знанием тех богатств, которые выработало человечество, к использованию всего прогрессивного, что создано в прошлом и необходимо для построения нового, социалистического общества.

О громадном значении науки, о необходимости глубокого овладения ею говорил и И. В. Сталин в своём выступлении на VIII съезде ВЛКСМ:
«Рабочий класс не может стать настоящим хозяином страны, если он не сумеет выбраться из некультурности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он не овладеет наукой и не сумеет управлять хозяйством на основе науки… Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с её многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало…».

Партия и правительство рассматривало науку и просвещение, образовательный и культурный подъём всего населения как важнейшее средство социалистического строительства, укрепления силы и могущества нашей родины, повышения производительности труда.
«Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со временем», — говорил Сталин в отчётном докладе ЦК ВКП(б) на XVIII съезде.

Грамотность и культурность трудящихся являлись необходимым условием для понимания политики партии, отражающей жизненные интересы советского народа, для овладения марксистско-ленинской теорией, этим могучим средством революционного преобразования жизни на началах социализма и коммунизма. Без серьёзного образования, без знания основ современной науки молодёжь не могла активно участвовать в построении коммунистического общества, полностью использовать движущие силы советского общества на благо родины.

Вот почему партия и правительство уделяло так много внимания развитию просвещения, укреплению школы, охвату школой всего подрастающего поколения нашей страны.

Это коренным образом отличало наше социалистическое государство от капиталистических государств, в которых школа превращена в орудие классового господства буржуазии, где право на образование является привилегией господствующих классов, а народ — рабочие и крестьяне — вынужден ограничиваться лишь начатками знаний или оставаться совершенно неграмотным.

Принципы советской системы народного образования

Народное образование в Советском государстве строилось на подлинно демократических основах.

Ведущим принципом советской системы народного образования являлось общедоступность всех учебных заведений для всех граждан СССР, независимо от пола, национальности, расы и классовой принадлежности. Этим наша система народного образования коренным образом отличалась от систем народного образования капиталистических государств, в том числе и бывшей царской России, систем, пропитанных сословными и классовыми ограничениями, расовой и национальной дискриминацией. В каждом капиталистическом государстве параллельно существуют школы для буржуазии и других состоятельных слоёв населения и школы для трудящихся.

Первые дают молодёжи, преимущественно из числа господствующих классов, сравнительно широкое образование, открывают доступ в высшие учебные заведения; они хорошо оборудованы, обеспечены квалифицированными учительскими кадрами. Вторые же дают урезанное образование и не обеспечивают свободного продвижения в высшие звенья школы. Эти школы большей частью плохо оборудованы и испытывают недостаток в квалифицированных учителях. Деление общества на антагонистические классы неизбежно порождает двойственность и в системе школьного образования даже в тех государствах, в которых формально провозглашено право всех граждан на образование. В капиталистических государствах широко поощряется частная инициатива в открытии школ с высокой платой за обучение. Эти школы доступны только состоятельным слоям населения и поэтому неизбежно являются привилегированными по социальному составу учащихся. Формально в такую школу может определить своего ребёнка каждый гражданин, независимо от классовой принадлежности; фактически же этой возможностью пользуются только материально обеспеченные слои населения.

Нередко эти «объективно» действующие факторы, задерживающие культурный рост широких слоев населения в эксплуататорском обществе, дополнялись прямым, хотя и секретным, запретом принимать в средние школы детей «низших» слоёв населения.  Примером подобной охраны привилегированного характера средних учебных заведений являлся известный циркуляр министра просвещения царской России Делянова, которым запрещалось принимать в гимназии «детей кухарок, лакеев, поваров, мелких лавочников» и т. п. Этот закон, принятый императором Александром III, приблизил революцию в России.

В том или ином виде эти позорные явления имели место во всех капиталистических государствах.«…чем более культурно было буржуазное государство, — говорил Ленин, — тем более утонченно оно лгало, утверждая, что школа может стоять вне политики и служить обществу в целом».

Наконец, для стран капитализма типична в деле народного образования национальная и расовая дискриминация.
Так, в стране «передовой» буржуазной демократии — США — негры в то время были лишены права посещать учебные заведения для белых. Для них создаются особые школы. Как правило, эти школы плохо оборудованы, для учителей установлены пониженные ставки заработной платы. Основная масса негритянского населения вследствие недостаточного количества школ остаётся или неграмотной, или вынуждена ограничиваться начатками образования. Особые, ухудшенные школы для туземцев создавались и в обширных колониальных владениях Англии, Франции и других стран. Коренное население представляло собой тёмную, неграмотную массу, нещадно эксплуатируемую колонизаторами. Возмутительное издевательство над коренным населением прикрывалось лживыми фразами о «содействии» экономическому и культурному подъёму туземного населения.

Противоположную картину представляло состояние культуры и грамотности трудящихся всех национальностей в Советском Союзе. За годы существования советской власти народы бывших «окраин» царской России достигли высокого уровня культурного развития. Повсеместно, во всех союзных и автономных республиках, осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение, вводится всеобщее семилетнее образование; широкое развитие получила сеть средних школ, техникумов и высших учебных заведений.

Рост просвещения среди нерусских народов СССР характеризуется следующими сравнительными данными. В Узбекистане до революции было всего 160 школ, в которых обучалось 17,2 тыс. детей, а перед войной в республике насчитывается свыше 4,5 тыс. школ и почти миллион учащихся. Для подготовки учителей создано 5 педагогических и 10 учительских институтов, 22 педагогических училища. Имеются 2 университета и большое количество высших учебных заведений, готовящих квалифицированные национальные кадры для всех отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства. В Таджикской ССР в 1914 г. один учащийся приходился на 2,5 тыс. человек, а в 1939 г. — 178 учащихся на одну тысячу населения.

Если количество обучающихся в общеобразовательной школе в 1939 г. по СССР в целом увеличилось примерно в четыре раза, то в Киргизии — в 30 раз в Туркмении — в 25,3 раза, в Казахстане — в 10 раз, в Армении — в 7,5 раза и т. д.

Более чем для 40 народностей создана письменность. Обучение в школах проводилась на родном языке учащихся. В нерусских школах знания давались в том же объёме, что и в школах с обучением на русском языке.
Была установлена единая система подготовки учительских кадров. Во многих союзных и автономных республиках для учащихся были созданы школьные интернаты с полным содержанием учащихся за государственный счёт.
В мировой истории развития просвещения не было примеров такого мощного культурного роста народов, да их и не могло быть в условиях классового эксплуататорского общества. Только социалистический строй открыл всем народам Советского Союза путь к знанию и просвещению, только в результате последовательного проведения ленинско-сталинской национальной политики созданы все условия для культурного подъёма каждой национальности  великой страны, для расцвета культуры каждого народа, культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. Это всемирно-историческое завоевание было достигнуто благодаря братской помощи великого русского народа народам всех национальностей Советского Союза.

Подлинно демократический характер народного образования в СССР выразилось  также в равном праве на образование мужчин и женщин.
В бывшей царской России права женщин на образование всячески ограничивались. Женских учебных заведений было меньше, чем мужских. В женских гимназиях по сравнению с мужскими знания давались в уменьшенном, урезанном объёме. Среди нерусских народов женщины были сплошь неграмотными.

Тотчас же после завоевания власти рабочим классом женщины получили доступ в школы и другие учебные заведения наравне с мужчинами. Позорное и варварское отношение к женщине, насаждавшееся царским правительством, было полностью ликвидировано.

«У нас нет в России, — писал Ленин в 1921 г., — такой низости, гнусности и подлости, как бесправие или неполноправие женщин, этого возмутительного пережитка крепостничества и средневековья, подновляемого корыстной буржуазией и тупой, запуганной мелкой буржуазией во всех, без единого изъятия, странах земного шара». В советской школе на равных основаниях обучаются как мальчики, так и девочки всех национальностей. В 1939 г. в высших учебных заведениях СССР число женщин составляло 43,1%, а в средних специальных школах — 51,6%. Если же взять высшие учебные заведения европейских стран, то в 1937 г. число женщин по отношению к общему числу студентов там составляло 19,8%, а в Германии при фашистском режиме — всего 15,5%.

В Советском государстве не было «школ-тупиков», по окончании которых молодёжь не может перейти в средние или высшие учебные заведения. И, наоборот, такие «школы-тупики» намеренно создавались в капиталистических странах, чтобы затруднить доступ детям трудящихся к среднему и высшему образованию. В Советском Союзе эта социальная несправедливость была полностью уничтожена практической реализацией принципа единства школы. В соответствии с провозглашённым и последовательно проводимым советской властью демократическим принципом свободы совести, школа в СССР отделена от церкви на основе декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 января 1918 г.

Отделение школы от церкви формально провозглашено и в некоторых буржуазно-демократических государствах. Но нигде, кроме СССР, этот принцип не проводился строго и последовательно. Религиозные влияния проникают в школу капиталистических стран по самым разнообразным каналам. В большинстве капиталистических государств обучение в школе носит конфессиональный (религиозный) характер, ибо реакционная буржуазия рассматривает религию и церковь как мощное и удобное орудие для осуществления обмана и эксплуатации трудящихся. Реакционная империалистическая буржуазия прилагает все усилия к тому, чтобы обеспечить церкви возможность внедрять в сознание молодого поколения продиктованную эксплуататорскими интересами капиталистов лживую буржуазную мораль, которую религия выводит из «велений бога».

Последовательное осуществление подлинно демократических принципов организации народного образования в СССР обеспечивалось  тем, что все школы находятся в руках государства. Советское правительство  стояло на страже интересов трудящихся. Политика партии и правительства в области просвещения выражала жизненные интересы всего народа, его чаяния и стремления к радостной и счастливой жизни.

Благодаря тому, что школа находилась в руках социалистического государства, в стране обеспечивалось планомерное развитие школьной сети, более быстрый рост народного образования среди культурно отсталых в прошлом народов, широкий охват детей трудящихся школой и другими учебными заведениями, полная согласованность программ всех ступеней образования и единая, коммунистическая направленность обучения и воспитания молодого поколения советского народа.

Один из историков уже нашего времени сказал, что победу в Великой Отечественной войне одержали советские школьники. Это подтверждает и статистика. Кадровая Красная Армия была выбита в боях с фашистами в 1941-1942 годах,  им на смену пришли выпускники школ, которые родились после революции, учились в советских школах. Именно они стали постигать науку воевать, а, научившись, обладая хорошим вооружением, погнали немцев и их союзников на Запад, и завершили войну в поверженном Берлине.

До сих пор задаются вопросом: «В чем причина массового героизма советских воинов?».  А в том, что каждый гражданин почувствовал, что в новой, социалистической стране, для него открыты все дороги,  существует справедливость и социальные лифты для карьеры для всех слоев населения Советского Союза одинаковы.  Сравнивая с жизнь своих родителей в царской России, они поняли, от какой жизни ушли после революции. Поэтому и сражались за свою новую жизнь!

До сих пор нет единого мнения о том, действительно ли систему образования в СССР можно считать лучшей в мире. Кто-то с уверенностью соглашается, а кто-то говорит о губительном воздействии идеологических принципов. Без сомнения, пропаганда существовала, но в том числе благодаря пропаганде в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным, а такого количества Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад, сколько их насчитывалось ежегодно в советское время, не было до сих пор. Советские школьники побеждали на международных олимпиадах, в том числе и по естественнонаучным дисциплинам. И всё эти достижения возникали, несмотря на то, что общее образование в СССР утвердилось позднее чем в западных странах практически на целый век.

Плюсы и достижения

Известный педагог-новатор Виктор Шаталов говорил: «В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим».

Плюсов действительно было много. Не будем говорить о массовости и доступности школьной ступени образования: сегодня этот принцип сохраняется. Поговорим о качестве обучения: это достояние советского прошлого любят сравнивать с качеством обучения в современном обществе. Увы, нынешние ученики школ меньше знают, чем в советское время.

Фундаментальность и разносторонность знаний

Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика - изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было «построить» что угодно и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю.

Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира.

Наличие стимула и вовлеченности в учебный процесс

Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учебе, многие старшеклассники не ощущают ответственности за собственное будущее. В советское время создать мотивацию удавалось благодаря взаимодействию нескольких факторов:

• Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.

• Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов. Для сильных детей это тоже была хорошая школа: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться применять оптимальные педагогические методы. Система патернализма воспитала множество советских ученых, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий.

• Равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось как нежелательное явление, но гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков.

• Упор не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению.

• Наличие бесплатных факультативных занятий. В советской школе, кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.

• Материальная поддержка студентов – стипендии составляли почти треть от средней заработной платы страны.

Совокупность указанных факторов порождала огромный стимул к учебе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.

Требования к педагогам и уважение к профессии

Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно ровняться. Быть учителем считалось почетно.

Для этого были основания. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования. Преподавать шли люди, окончившие ВУЗы и имевшие внутреннее призвание обучать детей.

Такая ситуация сохранялась до 1970-х годов. Учителя имели сравнительно высокие зарплаты даже по сравнению с квалифицированными рабочими. Но ближе к «перестройке» ситуация стала меняться. Снижению авторитета личности учителя способствовало развитие капиталистических отношений. Установка на материальные ценности, которые теперь стали достижимыми, сделали профессию педагога малоприбыльной и непрестижной, что повлекло за собой нивелирование истинной ценности школьных отметок.

Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»:

• энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов;

• наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям;

• уважение к учительскому труду и институту школы в целом.

Глядя на советскую систему образования с «колокольни» современности, можно отметить некоторые недостатки. Можно сказать, что они являются чем-то вроде кирпичика, который мы, спустя много лет, могли бы добавить в храм науки, выстроенный великой страной.

Недостатки, или чего не хватало в советской школе

Не будем затрагивать проблему обилия идеологии и подчинения ей гуманитарных наук. Критиковать сегодня идеологическую систему того времени – все равно что подвергать критике историю своей страны. Давайте рассмотрим некоторые недостатки, которые смогут послужить нам бесценным опытом.

Поговорим о недостатках, которых можно было избежать и ранее:

• Упор на теорию, а не на практику. Известная фраза А. Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…» родилась не на пустом месте. За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью. Тем не менее, недостаток практического опыта не помешал воспитать великих конструкторов, инженеров.

• Низкий уровень обучения иностранным языкам. Отсутствие опыта общения с носителями порождало изучение языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год. Советские школьники после 6 лет изучения иностранного так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя прекрасно знали грамматику. Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие необходимости общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план.

• Отсутствие доступа к зарубежной литературе. Железный занавес создал ситуацию, при которой ссылаться на зарубежных ученых в студенческих и ученых работах стало не только стыдно, но и опасно. Недостаток свежей струи информации породил некоторую консервацию методов обучения. В связи с этим в 1992 году, когда западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации.

• Отсутствие домашнего образования и экстерната. Сложно судить, хорошо это или плохо, но отсутствие возможности у сильных учеников сдать предметы экстерном и перейти в следующий класс тормозило развитие будущих передовых кадров, уравнивало их с основной массой школьников.

Но как бы мы ни старались сегодня отыскать «ложку дегтя» в советской системе образования, ее достоинства остаются очевидным. Возможно, настанет время, и мы вернемся к опыту СССР, освоив его положительные стороны с учетом современных требований общества.


Рецензии
Здравствуйте, Александр. Хотел бы уточнить. Какие предметы были в начальной школе в 1939 - 1941 годах? В Интернете поискал, но точного ответа не нашел.

Борис Гуляев-Бегом   11.04.2021 17:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.