ТО Коготок, глава третья

Глава третья, в которой мастер Тэм заводит знакомство с личностями самого подозрительного свойства, что не мешает ему арестовать их ещё до захода солнца как оптом, так и в розницу.

Таверна, притулившаяся между двух огромных, полузаброшенных пакгаузов носила название "Приют моряка", но давно перестала таковым быть. Некий весельчак завязал под фонарём, освещавшим вход пеньковую верёвку, и кабачок отныне именовался "Петлёй".
И, сказать по правде, это название заведению пристало в гораздо большей степени.
Всё это Генри Фагот изложил Тэму, пока они добирались до таверны глухими узкими проходами между складами для товаров. Сообщники Фагота плавно исчезали в боковых ответвлениях, но Тэм подозревал, что далеко эта шайка не уйдёт, Фагот в ней явно верховодил.
Тем не менее, за столиком таверны они оказались втроём - Олин, Фагот и верзила Джок. Пока мастер Генри улаживал свои дела с владельцем заведения, невесть как попавшим в эти края троллем, Тэм получил возможность осмотреться.
Что и говорить, таверна мало походила на достойное джентльмена заведение. Поскольку до вечерней темени было ещё порядочно времени, все те личности, хлеб которых составляли ночные промыслы всех разновидностей отсиживались в притонах, подобных "Петле".
Тэм был не так силён в определении сортов портового отребья, как его бывший и нынешний шеф, он в большей мере специализировался на отребье великосветском. Но, поскольку местные завсегдатаи явно знали друг друга в лицо и не считали нужным скрывать род своих занятий друг от друга, Тэм помаленьку начал ориентироваться.
В самом дальнем и тёмном углу притулилось несколько душегубцев, причём самого низкого пошиба - из тех, что щеголяют в длинных чёрных кожаных плащах, чтобы не отмывать постоянно кровь с одежды, и очках с закопчёными стёклами - чтобы их изображения не отпечатались в глазах жертвы.
У тусклого фоарика в центре таверны восседало несколько девиц в невообразимо пышных платьях, призванных не то подчеркнуть, не то скрыть достоинства предлагаемого товара. Девицы походили на когда-то породистых лошадей, которых хозяин сначала отдал на шахты, крутить колесо водоотливной помпы, а сейчас намеревался отдать на живодёрню по самой низкой цене.
Между двумя этими полюсами - теми, кто избегал освещения и теми, кто стремился к нему даже в таком месте - располагалась прочая компания от скупщиков краденого и агентов контрабандистов до портовых воров, разграбляющих склады и кэбменов, предпочитающих не доставлять пассажира честью куда велено, а завезти его в ближайшую подворотню, огреть по голове мешочком с песком и обчистить карманы.
Увидев последних, Тэм подумал, какова же судьба пассажиров, уехавших раньше, но пришёл к выводу, что если они и испытают на себе прелесть преступного мира Лондинума, то не сию же секунду. Многие кэбмены возили богатых пассажиров  прямо до их домов - с тем, чтобы продать эту информацию дружкам, специализирующимся на кражах и ограблениях.
В этот момент от размышлений его отвлёк мастер Генри, плюхнувший на стол три бадейки (кружками эти сосуды было можно назвать лишь обладая известной долей воображения), в которых что-то плескалось.
- Угощайтесь, мастер Тэм, первейшее пойло в этих местах! Да не какое-нибудь там хилое пивко, держу пари, и вам, эльфам, этакого пивать не доводилось!
Тэм поднёс бадейку к лицу, принюхался. И впрямь - Новое время! Если уж даже тролли начинают мастерить перегонные кубы...
Олин отставил бадейку и посмотрел на Фагота.
- Я, пожалуй, воздержусь, мастер Генри. Даже если исключить вероятность того, что вы мне туда что-нибудь сыпанули - у меня довольно много дел, которые нужно успеть сделать сегодня. Подозреваю также, что к списку моих дел сейчас добавится ещё одно - ваше...
- Держу пари, Джок, - ткнул Фагот в бок своего приятеля, - Этот парень не зря есть свой хлеб у МакТирнана. Он рубит тему.
- Да, - Тэм потянулся за пазуху. Через секунду он сказал.
- Мастер Генри, ваши нервы явно нуждаются в лечении. Во-первых, не стоит вытаскивать пистолет из того места, где вы его прячете. Подозреваю, что присутствующие здесь дамы, хотя сидят довольно далеко от нас и привычны ко всему, поймут вас всё-таки неправильно. Во-вторых, я не намерен отказывать себе в выпивке - не обессудьте только, пойло у меня своё.
Вытащив из внутреннего кармана редингота обтянутую кожей пузатую фляжку, Тэм осторожно открутил крышку и приложился к горлышку.
Фагот, в свою очередь, отпил из своей бадейки.
- Ваша правда, сэр, ваша правда. Резковат я стал в последнее время, а всё потому, что дела мои идут - ну просто никак.
- Что странно, ибо дерзости вам, очевидно, не занимать - судя по дельцу, провёрнутому сегодня.
- Дельце, тоже мне, - фыркнул Фагот. - Сэр, я ведь почему к вам с пониманием отношусь - случалось мне на Шона МакТирнана работать, доводилось. Тот хоть и юрист, но всё же с понятием, тем паче, что из наших, не дворянин какой, и не из толстозадых купчин.
- За дворян - отдельное спасибо, - Тэм понизил температуру своего голоса на десяток градусов, а он у него и до того был не тёплый.
- А вы, сэр, носа не задирайте! По мне, так вы, дворяне, ничем от нас не отличаетесь - такое же ворьё и душегубы, что и мы, разве что фарт вам идёт с рождения. А бедному Генри приходится всё делать самому, ему никто задницу подтирать не будет. Да только не везёт мне.
В этот момент одна из девиц рядом с фонарём заорала на всю таверну.
- Генри, пойди к нам! Я хочу спеть тебе песенку!
Фагот досадливо покосился на не ко времени испытавшую прилив нежных чувств шлюху и продолжил.
- Я ведь рассчитывал на то, что эта посудина, "Содружество", гружёной будет. Кинули мне наводку, что Пучеглаз сюда "пепел" возит, да к тому же помногу. А в итоге - "пепла" полфунта, да и то, думаю, Ильвар о нём не знал. Для личной надобности везли?
- Вроде того, - подтвердил Тэм. - Впрочем, мастер Генри, вам не соврали. Клипер был забит "пеплом" - от киля до клотика - и вы его видели.
- Да не будь я Генри Фаготом!... - Фагот посмотрел на усмехнувшегося Тэма. - В чём секрет? Какой-нибудь тайник?
Тэм отпил ещё немного из фляжки. Бренди в нём был средненький, и того чуть-чуть - хоть по объёму фляга и была не менее пинты, но даже этим коньяком Тэм не был намерен жертвовать.
- Для начала, мастер Генри, проясните мне суть наших взаимоотношений. Вы вырвали меня из лап эльфийской Тени - правда, вашими же усилиями я в них и оказался, но не будем придавать значение таким мелочам. В зачёт этой услуги вы конфисковали полфунта "пепла" и бутыль "перца", что принесёт вам не менее двух сотен фунтов серебра. Так что мы, вроде бы, квиты.
- Ну, если я назову ваше имя, вам придётся изрядно поломать голову для того, чтобы выйти из этого заведения целым и невредимым. Как вам такая позиция для начала переговоров?
- Слабовато, - я могу выйти отсюда в любой момент. Впрочем, поскольку на мне отсутствует непромокаемый плащ, мне и впрямь не хотелось бы использовать столь радикальные меры.
- Эй, Генри! Ну не будь букой, иди к нам! - на сей раз девицы заорали уже хором.
Тэм приподнял бровь. Ему неожиданно стало понятно, почему у Фагота столь музыкальное имя. Хотя сам мастер Генри вряд ли принадлежал к сословию музыкантов.
- Короче говоря, - не будем считаться долгами. Я обещаю помочь вам, Фагот, но лишь в том случае, если вы изложите суть своего дела, да покороче. И, кстати, откуда вам известно моё имя?
- Ну, мастер Олин, в каком же медвежьем углу вы были последние пару лет? Да о вас все газеты пишут, а сам Джеймс Сеймур уже нарисовал семь лубков о ваших похождениях в Туле. Кстати, отчасти и это заставило меня к вам обратиться.
- Признаться, не понимаю, о чём речь, - сообщил Тэм. - Тем паче, что я только что из Туле и прибыл.
- О-хо-хо, тогда вам будет чрезвычайно интересно! Ну-ка, Джок, покажи ему картинки!
- Картинки? - переспросил Джок. - Но ведь это МОИ картинки!
- Ненадолго, Джок. Держу пари, уж коли мастер Тэм здесь, скоро появятся и другие - с натуры, так сказать...
Джок полез куда-то за пазуху, и наконец вытащил неимоверно засаленный конверт легкомысленного розового цвета. Судя по гербу на сургуче, Джок был не то незаконнорожденным сыном какого-то виконта, то ли, что вернее, изъял этот конверт у упомянутого аристократа.
Содержимым конверта оказалось семь литографических многокрасочных оттисков на картоне.
Первый оттиск, озаглавленный "Похождения настоящего авалонского мастера Тени Тэма Олина" изображал некоего худосочного джентльмена в рединготе, сжимавшего в одной руке шпагу, а в другой дымящийся пистолет. У ног худосочного джентльмена лежала туша какого-то животного. Разновидность нечисти нельзя было определить даже с третьего взгляда, но набором зубов и клыков оно вполне могло бы поделиться с небольшим косяком акул. То, что эта животина является ни кем иным, как вурдалаком, удостоверяла подпись под картинкой, гласившая "Мастер Олин на Заокраинном Западе ловит оборотня". На взгляд самого Олина он, скорее, перевёртыша убил, но он списал огрехи надписи на слабое знакомство художника с семантикой.
Вторая гравюрка изображала Тэма получающим задание от короля Эдуарда отправится в Туле, и, в отличие от первой, выдержанной в строгом готическом стиле, выглядела праздником красок.
- Эта у Джока самая любимая, - похвастался за гиганта Фагот. - Часами может на неё любоваться. Джок, да ты остальные покажи!
Картинки со второй по седьмую изображали Тэма несколько более легко одетым. Сложения сей персонаж по прежнему был весьма худосочного, но уж зато на мускулы мэтр Джеймс Сеймур не поскупился. Выписал каждый так, будто с нарисованного Тэма живьём сняли кожу, или намеревались выставить его в анатомическом театре.
Кроме того, на каждой картинке Тэм был выписан с полуголой девицей, обычно сжимавшей что-нибудь из тяжёлого холодного вооружения - вроде алебарды или там хоть моргенштерна. Близость его к каждой девице была почти неприличной, а на пятой картинке в серии художник решил следовать реализму и изобразил девиц без тяжёлого вооружения и в немалом количестве; то, чем это месиво из тел занималось, нельзя было уверенно угадать; из подписи можно было сделать вывод, что этаким оригинальным способом Тэм выручает эльфийскую принцессу, ставшую "заложницей тёмных богов порочной страсти".
В этот момент девицы, безуспешно пытавшиеся ранее привлечь внимание Фагота, загорланили песню.

Как на улицах Ландона
Появился Коготок!
Этот парень был не промах,
Дам цеплял на свой крючок.
Петушок его из стали,
Длинен, как казённый кол
Трём девицам он доставил
Наслажденье и ушёл.
Наш Фагот отныне плачет,
Ведь девицы-то его.
И отныне он не будет
Сыпать в кружки им зельё!

- Цыть, шлюхи! - гаркнул Фагот, - Вам-то терять нечего - на вас и Коготок не позарится! У меня самого коготок, может, и покороче, да только мертвяку всё едино, какой длины он был.
Прочие посетители таверны тему не поддержали, и Фагот повернулся к Тэму.
- Вот так вот, сэр, я и живу. И понять не могу, что же это такое происходит. Занятие моё, думаю, вы поняли - я на этих улицах нечто вроде пастыря девиц, опекаю их - за процент, конечно, как без того, ну и... может понимаете - иногда джентльменам нужны особенные удовольствия. Две-три девицы особых наклонностей, или одна - но какая! Да при этом чтобы почище, не подстилки для солдатни.
- С каждой минутой, мастер Фагот, вы делаетесь мне всё более противны.
- Ну, это уж кому как, - Фагот приложился к своей бадейке. - Да только у меня и впрямь троих девиц убили. И ведь в чём дело... с вашей точки зрения, мастер Тэм, я может и мусорный, но джентльмен. И правил мы не нарушаем. Ежели бы какой мой товарищ имел ко мне претензию, так разбирался бы со мной, а не с товаром. Но убивает-то он моих девиц - и уж что-то вовсе невместное то, КАК он это делает!
Тэм единым глотком осушил фляжку и посмотрел на Фагота.
- Ну, и как он это делает?
- Всаживает им нож в самое причинное у женщины место и, - тут Фагот резко вздёрнул ладонь чуть не к потолку, - до самого горлышка. Я, конечно, на своём веку много повидал, и сам с ножиком не дурак побаловаться, но такого - такого нет, не видел. Да и невозможно это. Так что, мастер Олин, такой вот у меня к вам интерес. Сыскать бы того вредителя...
Почти против воли Тэм спросил.
- А грудинная кость?
- Как не было. Так что парень, может и Коготок - да, сдаётся мне, адов.

В этот момент дверь в "Петлю" отворили - пинком. В центр помещения влетела здоровенная корзина, дымившая, что смолокурня. К тому же, набита корзина была вывороткой, и дым от этой травки, злой, едкий, вот-вот мог начать оказывать своё действие.
Отребье, заполнявшее таверну, бросилось к выходу, а Фагот потянул Джока и Тэма за стойку к троллю.
- Облава, черти её забери, - прошипел он. - Головохваты...
- Патент, - сказал Тэм. - Верните патент.
Пергамент лёг в карман Олина как раз в тот момент, когда они выскочили из таверны через чёрный ход.
Прямо в лапы к десятку вооружённых арбалетами громил в ярко-красных ливреях.
Фагот рванулся сначала в одну сторону, потом в другую, а потом замер, осознав, что бегство бесполезно.
Тэм замер в дверях, ожидая, пока глаза привыкнут к свету.
За пределами оцепления стояло два человека - один, судя по обилию золотого шитья на одежде и шпаге принадлежал к дворянскому сословию, второй - пузатый господин, опиравшийся на трость с золочёным набалдашником.
- Выходите, выходите из тени, мистер Как-вас-там, - крикнул пузатый господин, обращаясь к Тэму. - Поверьте, даже у третьего выхода, которым воспользовался хозяйствующий в этом заведении тролль, стоят мои молодцы.
- Как видите, мой лорд, - продолжил он, обращаясь к вельможе, - Джонатан Уайлд держит слово. Обычно через задний ход уходит крупная рыба - не то, что та шушера, которую повязали у главного.
Джонатан Уайлд говорил громко, играя на публику. Тэм, поняв, что ситуацию следует переламывать в свою пользу прямо сейчас, не дожидаясь, чтобы его, по изящному выражению Уайлда, "повязали", не менее громко сказал.
- Поверьте, устроив засаду у чёрного хода можно поймать только тех, кто себя крупной рыбой считает. Все серьёзные преступники и для входа, и для бегства используют парадный вход.
- Что бормочет этот ублюдок? Вяжите их... а вы, джентльмены, не сопротивляйтесь - в арбалетах глиняные шарики, которые не только ставят синяк, но и ребро могут сломать.
- Да-да, вяжите этих двоих, - это мои пленники, - нагло ухмыльнулся Тэм.
У вельможи от такой наглости челюсть поехала вниз, - хотя он пока ни слова не сказал.
Олин продолжил.
- А вам не худо бы и представиться. Я в вашем захолустье недавно.
- Не знаю кто ты таков и откуда ты взялся... - пробормотал Уайлд. - Милорд Кэтсби, прикажите...
Вельможа холодно кивнул.
- Монро... покажи этому говоруну, с кем он имеет дело... только не до смерти.
Кончик шпаги Тэма коснулся адамова яблока Монро до того, как стрелок вскинул арбалет. Пистолет Олина удобно лёг на плечо другого слуги Кэтсби и был нацелен точно в брюхо пузана. Пузан, при ближайшем рассмотрении, не отличался хорошим вкусом - набалдашник трости был выполнен в виде короны.
Кэтсби закрыл рот и набычился.
- Я Тэм Олин, королевский обвинитель, назначенный королём Эдуардом. Король у нас сменился, но меня чина никто не лишал. С кем имею честь? И не дёргайся, сынок, - добавил Тэм, обращаясь к ливрейному, исполнявшему роль сошника. - У меня очень тугая пружина на колесцовом замке, а вот собачка, как на грех, слабая. Одно неосторожное движение - и ты лишишься своего начальства.
- Я Джонатан Уайлд, генеральный тайный инспектор Альбании! - напыщенно заявил толстяк. - А чем ты можешь доказать свою личность, кроме слов?
- Вы, мастер Уайлд, мне бумаг тоже не показали.
- Прекратите эту комедию! - наконец прорычал Кэтсби. - Солдаты, вяжите этих двоих - и к Новым Воротам! Пусть тамошний дознаватель выяснит, не полагается ли за них какой-нибудь награды.
Кэтсби посмотрел на Олина.
- Бумаги!
Тэм убрал шпагу в ножны, но пистолет оставил в руке. Затем протянул патент лорду.
Тот бегло просмотрел бумаги и рыкнул.
- Патент подлинный, впрочем, его можно снять и с трупа. С другой стороны, ты явно не из тех, кого мы ловим. Так как же быть?
- Я бы ему ни на грош не поверил! Это же эльф!
- Вот именно! Ещё мараться, - глаза Кэтсби столкнулись с глазами Олина. - Задерживать я тебя не буду, мОлодец. А вот бумагу оставлю себе. Если ты тот, за кого себя выдаёшь - найдёшь поручителей, и явишься ко мне. Если нет - то не попадайся мне больше на глаза.
- Поистине, соломоново решение, - иронически хмыкнул Тэм.
- Что у тебя за дела с этими двоими?
Тэм посмотрел на Фагота и Джока, которых как раз вели мимо него.
- Ещё не решил, милорд. Но хотелось бы, чтобы их придержали в отдельных апартаментах - мне не хотелось бы выискивать их по всему Ньюгейту. Я зайду за патентом завтра. Не потеряйте его, милорд.
Олин сухо кивнул Кэтсби, посмотрел на Уайлда - пальцы пузана, сжимавшие трость, побелели.
- У этого молодчика шпага, - едва сдерживая стоящую в горле ярость сказал Уайлд.
Тэм улыбнулся.
- И я умею ей пользоваться.
- Вот именно, Уайлд, - пресёк дальнейшие раздоры Кэтсби. - Как известно, в фехтовальные залы пускают только лиц дворянского звания. А этот парень хорош с клинком. Так что если желаете её отнять - делайте это без меня и без моих людей.
Тэм пожал плечами, и, не видя необходимости далее продолжать спор, отправился своей дорогой прочь от "Петли".
Уайлд с ненавистью смотрел ему вслед.



Примечания

*чтобы их изображения не отпечатались в глазах жертвы
- одно из давних криминалистических заблуждений, в связи с этим рекомендую - Ю. Торвальд, "Век криминалистики".

*Песня:да, не шедевр поэзии. Но, учитывая кто её сочинял (то бишь портовые девицы...) - так оно ещё прилично получилось.


Рецензии