Серый

               

    Федор Телегин обходил делянку, чтобы присмотреть участок  для
заготовки дрова . Лесничий выдал ему бумажку с разрешением, и вот он крутиться у каждого дерева, оценивает. Легко ли пилить будет, а потом расколоть чурбаны на поленья. Надо, чтобы топливо было надежным, качественным. Избенку свою с Натахой  всё никак не подремонтируют, и сил уж нет, и пенсии не сэкономить на стройматериалы. Вот, и хочется, чтобы дрова были хорошие, печка протапливалась  так, чтобы тепло было и днем, и ночью.
    Он уже хотел уходить из леса, но, вдруг, услышал  тихое поскуливание под елью. Раздвинул опустившиеся до самой земли ветки, разглядел. На мху лежал  маленький серый комочек. Щенок хотел было, подняться и убежать, но только сильнее заскулил. Федор увидел, что у него поранена лапка: « Как ты, бедолага, попал сюда? Где твоя мама?»  Щенок смотрел на него испуганно, по серой мордочке стекали слезы. « Смотри-ка, как человек плачешь»,- произнес Федор, как будто, малыш его поймет. Ну, что делать? Осторожно коснулся  шерсти, погладил щенка, потихонечку, чтобы не потревожить его лапку, приподнял, взял на руки. Щенок не сопротивлялся. Наоборот, прижался к груди, словно хотел, чтобы его пожалели. « Ну, пойдем домой, серый»,- произнес Федор, решив, что теперь у них с Натахой опять будет собака. Старая, Найда, прослужив Телегиным 16 годков, умерла. Новой пока не обзавелись.
    Натаха или, Наталья Ивановна, как ее, бывшую учительницу, называли уважительно односельчане, копалась в саду. Увидев Федора с необычной поклажей, бросила лопату, подошла ближе и ахнула: « Щенка приволок?!  Мы же договорились, пока не утихнет боль по Найде, не будем никого брать». « А что,- заворчал Федор,-
надо было маленькую, раненую собачонку в лесу оставить на съедение волкам?!» « Да ты приглядись-ка, старый, собачонка ли это?
Волчонок! Так и есть, – волчонок». Старик еще в лесу, когда увидел щенка, тоже об этом подумал. Но какая разница, волк или собака.Живое, беспомощное существо.  "Оставим его у себя, пусть поправляется, растет, а там – видно будет. « Видно будет одно, продолжала Натаха,- подрастет, проснуться волчьи инстинкты, а у нас  - во дворе корова, овцы, куры», - « Ну и что. Мы же его кормить будем.
Зачем ему тогда, сытому, на скотину бросаться?  Так воспитаем, что он,может быть, даже охранять будет наше хозяйство ».
    Наталья махнула рукой и пошла  на свои грядки.  Федор напоил щенка молоком, а потом взялся промывать ранку на его лапке, перевязал и довольный произнес : « Не иначе, как на сучок острый напоролся. Ничего, заживет, серый. А как же мы тебя назовем? Да,так,наверное,и будешь ты у нас – Серый».
    Серый рос ласковым псом. К хозяевам привязался так,что ходил за ними по пятам.  Натаха иногда поглядывала на него с опаской,а Федор совсем не  боялся того, что когда-то проявится его волчий нрав. И зря, не боялся. Долгие зимние вечера они с Натахой коротали то у телевизора, то рукодельем занимались. Натаха вязала, Федор любил вырезать из дерева разные фигурки. Даже смастерил маленькую скульптурку своего любимого пса.
    Однажды, когда они уже собирались спать, услышали протяжный вой во дворе.  "Никак,- волки!»,- испугано произнесла Натаха. Федор, накинув полушубок, вышел на крыльцо. И увидел. Серый,покинув свою будку,стоит у забора,и, глядя в сторону леса, подступающего к самому селу,  потихонечку подвывает многоголосию воющих волков,доносящегося оттуда. « Вот, значит, как! Почуял своих сородичей Серый. Проснулся инстинкт»,- подумал Федор. Позвал пса. Тот радостно бросился к нему, завилял хвостом, начал лизать руки.
« Морозная сегодня ночка,- сказал Федор,- пойдем в дом, погреешься у печки». Натаху успокоил: « Это в лесу волки развылись. Оголодали, похоже. А Серый наш в будке спал, свернулся в клубочек, замерз. Вот и привел его погреться».
    Следующим вечером все повторилось. Опять волчий вой, и совсем – близко. Натаха всполошилась: « Это, Серый?!  Или волки уже в нашем дворе?» Пока Федор одевался, вой прекратился, а когда он вышел на улицу, обнаружил, что Серого нет на месте. Посвистел, позвал его. Пес не появился. Походил возле дома, и увидел на снегу следы, убегающие  к лесу. Понял, Серого позвало к своим.
    Всю ночь Федор не спал. И Натаха, похоже, – тоже, ворочалась, вздыхала. Прикипели они к Серому. Только сейчас поняли это. Единственный их сын погиб в Афгане.  И пес, как когда-то Найда, словно, дите родное, радовал их. Вернется ли?
    А  утром Федор  увидел пса во дворе. Веселый. Прыгает вокруг хозяина, пытаясь лизнуть в лицо. « Что, гуляка, соскучился?-довольно проворчал Федор,-  А  может, ты в лесу зазнобу свою встретил? Вон, ведь, какой счастливый…». Радостная  Натаха  выбежала на крыльцо в одном халатике, и  в тапочках. « Что ты, дуреха, - строго крикнул Федор,- простудишься, ведь». Но в душе был доволен. Думал, что жена , все еще побаивается Серого, а она, оказывается, тоже любит его.
    Серый все чаще и чаще убегал по ночам в лес. А потом совсем пропал. Или, случилось, что с ним, или, влившись в волчью стаю,забыл домашнее свое житие-бытие, и Федора с Натахой – тоже. Пождали, погоревали. Но что поделаешь с законами природы? Серому, видимо, нужно находиться там, где и положено. Права народная пословица: « Как волка ни корми, он все в лес смотрит»,
    Однажды сосед-охотник похвастался: « Подстрелил на охоте волка.  Да, не убил. Ранил только. Вот, приволок его домой. Подлечу и посажу во дворе на цепь. Никто тогда к моему дому не подойдет, стороной будут обходить». Федор напросился посмотреть на добычу соседа, якобы, из любопытства. А у самого сердце готово было выпрыгнуть из груди. Не Серый ли?
    Волк лежал в сарае на соломенной подстилке. Бок перевязан широким бинтом. Повернул голову к входящим, и Федор облегченно вздохнул. Нет, не Серый. Глаза своего пса он знает. Хотел погладить волка, пожалеть, но тот оскалился, показав острые клыки, злобно зарычал. « Хороший будет сторож в моем хозяйстве »,- улыбнулся сосед. А у Федора, вдруг, возникла мысль, не взять ли волка к себе.
Выходят с Натахой, а потом выпустят на волю. Они ведь, очень хорошо  понимают, что это значит для лесного зверя.
    Соседа в селе недолюбливали. Говорят, что до пенсии овощной базой заведовал и хорошо подворовывал. Он не так давно приехал из города. Выстроил дом-дворец с высоченным забором. Живет бобылем. Жена  вместе с детьми сбежала от его злого нрава и жадности. Только иногда друзья-собутыльники приезжают на шашлыки.
    Зная, что сосед больше всего на свете любит деньги, Федор
сразу же спросил: « А за сколько  ты мог бы продать волка?» У того загорелись глаза. « Вообще-то, я не собирался … Но, может быть, …».
И он назвал сумму, которая равна, если сложить,  пенсиям – и Федора, и Натахиной. Подумал. Согласился. И пошел домой, поговорить с женой.
    Натаха, выслушав его, ничего ни говоря, полезла под матрас, где хранились отложенные на черный день деньги, отсчитала нужную сумму. Прихватили садовую тачку и пошли к соседу. Волк долго не давался,рычал, пытался укусить, пугая, стоящую в сторонке Натаху. Еле справились с соседом, пришлось связать лапы  веревкой. Сосед долго смотрел им вслед. » Вот, дураки,- думал он,- Такие деньжищи отвалили, не зная зачем».
    А Федор с Натахой только дома разглядели – не волка, а волчицу привезли они. Может, и мать  Серого, так же сгинула  когда-то, растеряв в лесу своих волчат?  Натаха в изумлении руками взмахнула: » Смотри, Федя, какие у нее большие, разбухшие соски. Она ведь кормящая мать. Малыши где-то ее ждут». И слезы покатились по ее щекам. « Да, варвар настоящий наш сосед»,- произнес Федор,- « А ты, Наташенька, не плач. Я вот сейчас соберусь и пойду в лес. Может, отыщу волчат».
    Федор ходил по лесу несколько часов. Никого не нашел. Устал. Присел на пенек закурить, и тут из кустов бросился к нему матерый волчище, огромный, шерсть дыбом, рычит, угрожающе. Испугался Федор. Врасплох застал его волк, не убежать. А тот, вдруг, встал, как вкопанный у ног  Федора, посмотрел прямо в глаза, чему-то удивляясь. И Федор узнал. Это – Серый!  Тот начал прыгать возле  хозяина, как это обычно делают собаки при радостной встрече. Потом опять пошел к кустам, оборачиваясь, как бы, приглашая следовать за ним. Федор пошел, и вскоре увидел большое дерево, которое, похоже, свалило в грозу. Часть корней остались в земле, другие торчали наружу. Под погибшим деревом – нора, из которой доносился слабый писк. Это были волчата. « Так это, твои детки, Серый»? Волк, как будто бы, поняв его, завилял хвостом. « И что же мы теперь будем делать»?
   Посидел на корточках, покурил, подумал. « Вот, что, Серушка, слушай меня и пойми, пожалуйста.  Сейчас я вернусь в село, возьму тачку, и повезем  твоих малышей к мамке». Серый слушал внимательно, не отводя глаз от хозяина, вертя в разные стороны голову, как это делают умные собаки. На том и сошлись. Серый остался с волчатами, а Федор поспешил в село.
    Наталья  ждала его у крыльца. Увидев у калитки, радостно бросилась навстречу. « Как долго тебя не было! Я вся изнервничалась. С толком, хоть сходил?» « Да, Наташенька, нашел волчат. И знаешь, что? Наш Серый – их отец! Он мне показал нору. Волчата  пищат там. Голодные». « И что теперь?»,- спросила она.
« Я-то надумал, что сделать. А ты, что скажешь?» Наташа с минутку помолчала, потом произнесла: « Если волчицу в лес отвезти, она там не выживет.  Слаба  еще очень, на ноги не встает. А без материнского молока волчата не выживут. Значит, Федя, надо их к нам как-то доставить».
    В тачку они настелили соломы, бросили фуфайку, чтобы укутать в нее волчат, и отправились в лес. Серый их ждал. Выбежал  навстречу. И теперь уже возле Натальи начал прыгать от радости. Соскучился. Ему не надо было объяснять. Изначально понял. Его хозяева хотят забрать малышей в дом, где он сам вырос, где тепло, надежно, сытно. Значит, все будет хорошо.
    По одному, осторожно, цепляясь зубами за шерстку, вынес он из норы четырех волчат. Совсем еще крошечные. Жмурятся от яркого света, попискивают. Наталья ахнула: « Да, как же это волчица на соседа нашего нарвалась? Сидела бы себе с малышами, а теперь вот такие крошки могли бы остаться сиротами. Наверняка бы, погибли». «Похоже, сосед  близко к волчьему логову подошел»,- сказал Федор,-
Вот она и пыталась увести его подальше, спасала деток. А Серый, видимо,  в это время где-то охотился».
    Они поудобнее  разместили волчат в тачке, укрыли фуфайкой и потихоньку покатили к селу. Серый бежал впереди, то оглядываясь, то озираясь по сторонам. Охранял. По пути Наталья спросила: « Федь, а ты не заметил, что начал называть меня не Натахой, как всегда, а Наташенькой?» Он смутился. » Не знаю, как это получилось. Наверное, в связи с  событиями с волками ты мне как-то роднее, дороже стала. Знаешь, я понял, что и у зверей есть настоящие человеческие качества – любовь, верность, преданность своему роду. Люди часто забывают это». Наталья впервые за много лет поцеловала  Федора в щеку, что в их семье давно было не принято. Считалось, что ни к чему старикам – телячьи нежности.
    Поселили волчат в доме. Возле мамы устроили, постелили соломки и старые тряпки, чтобы мягче было. Волчица их покормила, и уснули малыши, посапывая, как и все дети на свете. Серый, убедившись, что семья  его в надежных руках, отправился на свое место во дворе охранять родимое  жилище.
    Шли дни и недели. Федор с Натальей почти не выходили на улицу. Разве, что только –  в магазин. Много у них было забот о своих четвероногих домочадцах. А между тем, по селу пошел слух - Федор и Наталья, похоже, умом тронулись. Развели в своем дому волчье логово. Слух, конечно же, пустил сосед. В силу своего неуемного любопытства, выведал, и очень злился – зачем отдал волчицу Федьке. Сам бы мог догадаться, как поступить с ней. Вот, так же мог бы развести звериную ферму и продавать волков любителям экзотических животных. Благо, что много таких придурков  в городе.Оплошал, а то бы мог получать неплохой доход. Проворнее оказался Федор.
    Со зла сосед пугал односельчан – скоро волчата вырастут и побегут по селу, успевай только прочнее запирать сараи со скотиной, а может, и на людей будут нападать. Кто-то с опаской обходил дом Телегиных, кто-то  с любопытством заглядывал за изгородь их сада.Часто толпились у калитки дети – хотелось посмотреть на лесных зверей. Первой не выдержала натиска Наталья. Она позвала ребятишек в дом. К тому времени волчица и ее дети стали почти ручными, и она не боялась, что они накинуться на посторонних.
   Ребятам сначала страшно было, но быстро поняв, что им ничего не грозит, гладили волчат , играли с ними. Волчица наблюдала мирно, никого не трогала. И с этого дня сельская ребятня валом валила в гости к Телегиным. Приносили волчатам что-нибудь вкусненькое, резвились с ними, как с собачьими щенятами. Наталья, преподававшая когда-то в школе биологию, рассказывала им о повадках не только волков, а всех лесных зверей. Но всё продолжалось недолго. Скорее всего, сосед написал письмо в редакцию районной газеты, рассказывая о беспределе, творившемся в доме Телегиных, о жестоком обращении с животными, содержащимися в неволе, об опасности, которая грозит людям.
    Из райцентра приехала молодая журналистка, а с ней - врач  ветеринарной лечебницы. Телегины встретили их радушно. Поставили самовар, который редко теперь увидишь в сельских домах, а они свято хранили, передаваемую из поколения к поколению семейную реликвию. Наталья, как будто бы, зная, что будут гости, вынула из печки пироги. Но ветеринар сначала захотел осмотреть почти уже зажившую рану волчицы, а заодно, убедиться, здоровы ли волчата. Федор привел со двора Серого, чтобы врач и ему уделил внимание, ведь в первый раз звериная медицина прибыла в их дом.
    Журналистка тем временем слушала и записывала в блокнот рассказ Натальи о том, как случилось, что в их доме стали жить волки.С интересом слушала и даже с некоторым восхищением. И Наталья поняла, что зла от гостей не следует ждать. А когда ветеринар, закончив свою работу, сел к столу и огласил результаты своего осмотра, ( всё хорошо с волками), Федор сказал: «  Через недельку, другую собираемся вывезти волчье семейство в лес. Надо же привыкать малым к родной звериной обители »Расставаясь, гости просили  обращаться за помощью, если понадобиться, и сообщить, когда будет переселение волков в лес.
Не хотят пропустить это событие. Обязательно приедут.
    Вскоре в районной газете появилась статья о Телегиных и их волках. Добрая статья.  Большой интерес вызвала у людей со всей округи, которые стали приезжать к Телегиным , больше всего, из любопытства. Но  были среди них и те ( мечта соседа), которые хотели бы купить волчат. Только Серый, воспитанный  в человеческой семье, своим чутьем, понимал, что это за люди. Не подпускал  к калитке, злобно рыча.
    Пусть, может, и обидятся ветврач с журналисткой, но Телегины  решили не тянуть время. Без лишнего шума, суеты надо отправить волков в лес. И ранним утром, пока село спало, они усадили повзрослевших  волчат в тачку и потихоньку повезли по тропинке, ведущий в лес. Серый со своей волчицей шли рядом, беспокойно поглядывая на своих детишек – они озоровали, хотели выпрыгнуть из тачки. Федор еле волок ее – тяжелыми стали волчата. Наталья помогала ему, и то и дело смахивала со щек слезы. Ей было жалко расставаться  с ними, Как, что - то дорогое, родное отрывалось от сердца.
    На опушке леса они остановились. Волчата сами выбрались из тачки. Пугливо осмотрелись. Любопытство взяло верх, и они побежали в гущу деревьев. Волчица – за ними. А Серый, посмотрев им вслед, пока не спешил. Понимая, что наступила минута прощания, он подошел к Телегиным, облизал руки, как всегда делал в моменты нежности к хозяевам. А потом посмотрел каждому в глаза так, что им не по себе стало. В его взгляде было всё – и любовь, и благодарность, и великая печаль.  «"Что ты, что ты, Серый ?,- произнес,волнуясь, Федор,-  мы еще встретимся. Да ?  В лесу, или к  нам в село прибегай. Иди к своим. Им ты нужнее». Серый рванулся за своим семейством, а Федор с Натальей еще долго стояли, глядя ему вслед.


Рецензии
Очень добрый у Вас рассказ получился. Прочитал с удовольствием.

Михаил Залесковский   26.05.2020 13:40     Заявить о нарушении
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Ирина Ямщикова-Кузьмина   29.05.2020 11:24   Заявить о нарушении