Киммерийцы в Днестровско-Дунайском междуречье

Отец в Руси и/или Отец Тиверский?
Киммерийцы в Днестровско-Дунайском междуречье
Асклд есе темен воен а теко днесе од Грьцех освЪцен же нiкiех Русы несте а сенте врвы А тому можахомсе смаяте яко бяста Кiморiе такожде це нахше а тi то Ромы трясяi а Грьце розметще яко прасете устрашены
Асколд — темный воин, а так ныне просвещен Грецями, что никаких Русов нет, а [они] суть варвары. И тому можем [мы] смеяться, потому как были Киморы, также Отцы наши, а они-то Ромеев трясли и Грецей разметали, как поросят напуганных.
 
Племена и археологические памятники I тысячелетия до н.э. (с.138)
а - фракийские памятники X-V вв. до н.э., б - памятники позднесрубной культуры (киммерийцев?), в - гетские городища IV-III вв. до н.э., г - основные гетские селища и могильники IV-III вв. до н.э., д - клады IV-III вв. до н.э., е - скифские памятники VI-III вв. до н.э., ж - памятники культуры лукашевка-поенешты II-I в. до н.э., з - греческие города
1. Балабан, 2. Березки, 3. Бранешты, 4. Бутор, 5. Бутучены, 6. Васиены, 7. Ганск (Лимбарь, Лутэрия, Пидашка), 8. Гульбоака, 9. Гыртопул-Маре, 10. Данчены, 11. Дороцкое, 12. Дубоссары, 13. Дурлешты, 14. Етулия, 15. Исаково, 16. Каушаны, 17. Кишинев, 18. Комрат, 19. Конгаз, 20. Косоуцы, 21. Красное, 22. Ларгуца, 23. Лукашевка, 24. Машкауцы, 25. Матеуцы, 26. Пожарены, 27. Пуркары, 28. Пыржолтены-Городище, 29. Раскаецы, 30. Рудь, 31. Сахарна, 32. Селиште, 33. Солончены, 34. Суворово, 35. Старые Куконешты, 36. Суручены, 37. Тирасполь, 38. Требужены, 39. Тудорово, 40. Черненко (Шолданешты)
 
Племена и археологические памятники I-IV вв. н.э. (с.176)
а - сарматские памятники I-середины III вв. н.э., б - основные памятники черняховской культуры середины III-IV вв. н.э. на территории МССР, в - клады монет и отдельные находки предметов, г - римские крепости, д- Нижний Траянов вал (начало IV в. н.э.?), е - Верхний Траянов вал (первая половина IV в. н.э.?), ж - граница Римской империи (лимес) во II-III вв. н.э., в пределах которой проживало романизованное население, з - римские и греческие города
1. Варница, 2. Балабанешты, 3. Безены, 4. Белгород-Днестровский, 5. Блештены, 6. Боканы, 7. Будешшты, 8. Ганск, 9. Делакеу, 10. Загайканы, 11. Кирилены, 12. Комрат, 13. Корпач, 14. Лукашевка, 15. Малаешты, 16. Маркауцы, 17. Негурены, 18. Оланешты, 19. Оргеев, 20. Первомайск, 21. Радоая, 22. Селиште, 23. Скаяны, 24 Собар, 25. Старые Куконешты, 26. Тецканы, 27. Чобручи, 28. Шестачи
...
Хронологический указатель
...
XI-IX вв. до н.э. - Племена белозерского этапа позднесрубной культуры (киммерийцы)
X - начало VI в. до н.э. - Раннефракийские племена
IX - первая половина VII в. до н.э. - Позднекиммерийский период в Северном Причерноморье
700-650гг. до н.э. - Вторжение скифов в Северное Причерноморье
Вторая половина VII в. до н.э. - Начало греческой колонизации Северного и Северо-Западного Причерноморья
Рубеж VII-VI вв. до н.э. - Складывание Скифии как политического объединения Северного Причерноморья
VI в. до н.э. - Основание Тиры и Ольвии
514-513 гг. до н.э. - Поход Дария Гистаспа в Скифию
V в. до н.э. - I в. н.э. - Геты в Днестровско-Карпатских землях
IV-III вв. до н.э. - Господство скифов в степях Северо-Западного Причерноморья. Правление в Скифии царя Атея (погиб в 339г. до н.э. в битве с царем Македонии Филиппом II в устье Дуная)
331г. до н.э. - Поход македонского наместника провинции Фракия Зопириона в Скифию
Конец IV - начало III вв. до н.э. - Племенное объединение гетов во главе с Дромихетом
292г. до н.э. - Победа гетов над Лисимахом, правителем Фракии
Конец III - начало II вв. до н.э. - Вторжение бастарнов в Днестровско-Карпатские земли
II-I вв. до н.э. - Племена культуры лукашевка-поянешти
Первая половина I в. до н.э. - Гетский племенной союз во главе с Буребистой
Середина I в. до н.э. - Разрушение Ольвии гетами
Конец 40-х гг. I в. до н.э. - Гибель Буребисты вследствие заговора племенных вождей
Вторая половина I - начало II вв. н.э. - Племенное объединение даков и гетов, перераставшее в раннегосударственное образование под главенством царя Децебала
101-106гг. - Дако-римские войны и завоевание римлянами Дакии
107г. - Создание римской провинции Дакия. Начало романизации фракийского населения, жившего в пределах римской провинции
I-III вв. - Сарматы в Днестровско-Карпатских землях
Середина I-II вв. - Племена липицкой культуры
II-III вв. - Племена карпов к востоку от Карпат
II-V вв. - Племена культуры карпатских курганов
III-IV вв. - Племена Черняховской культуры в Днестровско-Карпатских землях
III в. - Вторжение готов в Северное Причерноморье
375г. - Вторжение гуннов в Юго-Восточную Европу и разгром готских союзов племен
VI-VII вв. - Начало массового расселения славян в Днестровско-Карпатских землях. Продвижение славян на Дунай и заселение ими Балканского полуострова
562г. - Авары на Нижнем Дунае
Вторая половина VII в. - Приход протоболгар-тюрок во главе с Аспарухом в Оглос на Нижнем Дунае и переселение их на Балканы. Возникновение Первого Болгарского царства
Рубеж VIII-IX вв. - Возникновение Древнерусского государства - Киевской Руси
VI-IX вв. - Формирование восточнороманской этнокультурной общности - волохов
IX-X вв. - Древнерусские племенные образования тиверцев и хорватов в Поднестровье
...
На территории Днестровско-Карпатских земель обитали фракийцы и киммерийцы, известные здесь еще с эпохи бронзы. Фракийцы жили в основном в лесостепной зоне, составляя северо-восточную ветвь большого массива фракийских племен Юго-Восточной Европы. Киммерийцы же обитали в степных областях Северного Причерноморья, в том числе и в Днестровско-Дунайском междуречье.
...Киммерийцы — первые обитатели Северного Причерноморья, имя которых дошло до нас в письменных источниках. Немногие сведения об этом народе, сбивчивые и недостаточно полные, оставлены ранними греческими писателями. Они относятся к начальному периоду знакомства греков с северным побережьем Черного моря и имеют характер легенд. В поэмах Гомера, например, киммерийцы помешаются где-то на Крайнем Севере. Более точно о киммерийских землях повествует дневнегреческий историк Геродот. Из его рассказа следует, что основной областью киммерийцев были Восточный Крым и Керченский полуостров. Именно там Геродот называем места, производные от их этнонима: Киммерийские стены, Киммерийские переправы, область Киммерия, Боспор Киммерийский. Геродоту была известна могила киммерийских царей в устьях Днестра. Кроме того, он отметил, что территория между Дунаем и Доном, принадлежавшая в его время скифам, ранее находилась во владении киммерийцев. По-видимому, более или менее значительные группы киммерийских племен жили далеко за пределами Восточного Крыма, там же, где позже, в VI—III вв. до н.э. обитали скифы, т.е. в степях Северного Причерноморья от Дона до Дуная. Они были здесь непосредственными предшественниками скифов, владея этими землями с конца II тысячелетия до н.э.
В VIII—VII вв. до н.э. киммерийцы были многочисленным и сильным народом, в состав которого входило несколько племен. Из клинописных переднеазиатскнх источников известно, что они совершали далекие военные походы в страны Древнего Востока и Малой Азии...
...Хозяйство и быт киммерийцев. В ранний период своей истории (XI—X вв. до н.э.). целиком укладывающийся в эпоху поздней бронзы, киммерийцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и пастушеским скотоводством. Это им принадлежат памятники позднесрубной культуры (белозерский этап), в том числе и в Днестровско-Дунайском междуречье, такие как поселения у г. Комрат. сел Тудорово, Этулия и другие. К началу железного века прекращается жизнь на поселениях на всей территории причерноморских степей, от Дона до Дуная. Население перешло к кочевому образу жизни и ведению скотоводческого хозяйства. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло изменение климата, ставшего более сухим и жарким. Но главная причина заключалась в осознании преимущества кочевого скотоводства, дававшего возможность наиболее полно использовать природные ресурсы степи. Для VIII—VII вв. до н.э. в степях, где обитали киммерийцы, известны лишь погребения, совершенные в более древних или, гораздо реже, в специально насыпанных курганах, случайные находки металлических вещей и немногочисленные клады.
В погребальном обряде продолжаются традиции, сохранившиеся с бронзового века: согнутые тела умерших ориентированы головой на восток или юг. Очень мало захоронений трупов в вытянутом положении. Разбросанные по всей степи одиночные погребения ранних кочевников-скотоводов не составляли сколько-нибудь компактных групп, что свидетельствует о большой подвижности кочевых орд. В постоянном движении находилось все население со своими стадами, кибитками, полными детей и женщин, всадниками-мужчинами.
Как и у других народов в начальную пору железного века, так и у киммерийцев, железо еще не вошло в широкое употребление. Однако оно уже применялось для изготовления мечей и кинжалов, хотя в ходу все еще были бронзовые экземпляры и биметаллические (у которых клинок железный, а рукоять бронзовая).
Одни из немногих, дошедших до нас целиком, железных кинжалов был найден на территории Молдавии у с. Березки, в разрушенном погребении.
Из железа начали изготавливать и наконечники копий. Зато наконечники стрел предпочитали отливать из бронзы, поскольку лук со стрелами был главным оружием конных воинов, а массовое производство наконечников путем литья было гораздо легче осуществить, чем железных при помощи ковки. Такое же положение сохраняется и в более позднее время у скифов и фракийцев, когда железо окончательно вытеснило бронзу из производства всех других видов оружия. Для предметов конского снаряжения у киммерийцев еще широко использовалась бронза. Из нее отливали удила и псалии, а также незатейливые украшения конского ременного оголовья, которые изготавливали также и из кости. Однако у с. Пуркары в кургане был найден клад, состоявший из двух пар удил и псалиев, сделанных из железа при помощи ковки, но по образцам бронзовых, характерных для позднекиммерийских. Отсутствие таких находок в других местах Северного Причерноморья позволяет предполагать существование в VIII—VII вв. до н.э. в степях Днестровско-Дунайского междуречья каких-то местных металлургов-кузнецов, работавших в традициях бронзолитейного производства.
 
Киммерийский бронзовый котел. Курган у с. Поповка Суворовского р-на (с.106)
Домашние производства у киммерийцев, как и других кочевников на ранней стадии кочевания, были гораздо менее развиты, чем у оседлых племен. Потребности в необходимых вещах, как и в хлебе, восполнялись за счет приобретения их путем обмена или грабежа у оседлых земледельцев. Для приготовления пищи использовали бронзовые котлы, а для столовых нужд — деревянные чаши, иногда с бронзовыми, реже с золотыми накладками. Местное производство керамики было слабо развито.
Кочевой образ жизни делал ограниченным употребление в быту глиняной посуды. В могилы мужчин, женщин и детей, наряду с единичными собственными простыми горшками, ставили главным образом хорошо сделанные, богато орнаментированные кубки, кубковидные круглотелые сосуды и большие корчаги не местного изготовления. В большинстве киммерийских могил Днестровско-Дунайского междуречья найдены сосуды, добытые у соседних фракийских племен. Одни из них, с очень нарядной орнаментацией штампами и резьбой, были сделаны на поселениях группы Сахарна-Солончены, другие типичны для памятников щолданештского типа. А в погребении в кургане у с. Этулия найден большой черпак, происходящий из Южной Фракии. В нескольких киммерийских погребениях Нижнего Поднестровья найдены сосуды, аналогичные чернолесским на лесостепном правобережном Поднепровье.
Связи между кочевавшими в степи киммерийцами и разными группами фракийцев, а также с племенами чернолесской культуры, были обоюдосторонними, о чем свидетельствуют находки киммерийского вооружения и предметов конского убора во фракийских и чернолесскнх могильниках. Более того, под киммерийским воздействием происходит формирование так называемой фрако-киммерийской культуры в Средней Европе, для которой были характерны кинжалы и предметы конского убора киммерийского типа.
...Пo погребальным памятникам заметно значительное имущественное и видимо, социальное расслоение киммерийского общества. Особенно показательны погребения воинов,
сопровождавшиеся оружием и конским снаряжением. Они свидетельствуют о выделении конной воинской аристократии, которая владела совершенным для своего времени вооружением и снаряжением верхового коня, составляла передовую часть военных отрядов киммерийцев. Погребения хорошо вооруженных конных воинов обычно совершались в больших могильных ямах с деревянными или каменными конструкциями. Над ними иногда устанавливались каменные стелы, на которых изображался полный набор воинского снаряжения. На территории Днестровско-Дунайского междуречья к числу погребений местной аристократии принадлежат захоронения в больших могильных ямах с деревянными склепами.
Рядовых общинников хоронили в узких неглубоких могильных ямах, закрытых деревянным настилом или каменными плитами. В настоящее время в Днестровско-Дунайском междуречье известно более 20 рядовых погребений в курганах предшествующей эпохи. В одном из таких погребений у с. Красное был найден сосуд и два костяных наконечника стрел, в двух других, у села Конгаз и пгт. Каушаны — по фракийскому сосуду сахарнянско-солонченского типа.
Очень большое место в жизни киммерийских племен занимали войны. Это были не только далекие походы в богатые страны Передней и Малой Азии, но и нападения на соседние земледельческие племена. Для защиты от киммерийцев население чернолесской культуры вдоль границ днепровской правобережной лесостепи строило деревянно-земляные укрепления, окруженные глубокими рвами. Следы пожарищ на некоторых из них связываются с набегами конных киммерийских отрядов. На поселениях фракийских племен в лесостепи Молдавии следов киммерийских вторжений пока не найдено. Однако два богатых киммерийских погребения в Северной Болгарин у сел Енджа и Белоградец говорят о том, что и фракийцы не избежали их набегов. Вместе с тем из сообщения древнегреческого географа и историка Страбона следует, что киммерийцы были тесно связаны с трерами — фракийскими племенами — и неоднократно вместе с ними совершали походы в Малую Азию через Балканский полуостров.
Общественный строй киммерийплемен или временных союзов племен со своими вождями («царями»), о чем может свидетельствовать рассказ древнегреческого историка V в. до н.э. Геродота об изгнании киммерийцев из Северного Причерноморья скифами: «Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков...Народ решил покинуть родину...цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле... Киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (Днестра.— Авт.)... После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной».
Если следовать Геродоту, то уже в VII в. до н.э. киммерийские племена вынуждены были под давлением скифов покинуть северо-прнчерноморские степи. Скорее всего ушла лишь какая-то часть киммерийских племен, тогда как другая, возможно даже большая, осталась на месте и после столкновения со скифами.
Плутарх, например, сообщает, что свою страну покинула только часть киммерийцев, основная же их масса продолжала жить на родине, на берегах Меотиды (Азовское море) (с.117-120)
История Молдавской ССР. Том I, 1987
https://vk.com/doc399489626_482472589


Рецензии