Рождённый в тасср

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

В один из летних дней 2020 года, «духовной жаждою томим», спустился я в  магазин «РусАлка», и на любимой полке с местными напитками обнаружил  бутылки с этикетками «100 лет ТАССР».
 
- Как, неужели уже сто лет прошло? – спросил я у молодой продавщицы в форме юнги. 

С трудом оторвав взгляд от смартфона, девушка смущённо пожала плечами.
 
 Да, не вставляют нынешнюю молодежь  такие даты!

Я же, чуть не плача от радости, купив драгоценный напиток,  поспешил домой. Несмотря на упрёки супруги, накапал я себе сто капель, по капле – за каждый год, и, произнёс патетически:

 «Республика умерла! Да здравствует республика!»

 Скупая мужская слеза скатилась на мою тельняшку (дома, вдали от моря, я хожу в тельняшке).

 Было, отчего растрогаться! Ведь я один из последних рождённых в ТАССР. Более того, рождён я в столице республики – Казани большой.

 Воспоминания нахлынули волнами!   

О том, что видел я в ТАССР своими глазами в последние два десятилетия её существования, и чем я в ней занимался, хочу поведать вам, любезные читатели!

Но, перед этим, разрешите  совершить  небольшой экскурс в историю, дабы вместе нам понять, откуда есть пошла ТАССР, и зачем и куда она  ушла. 


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ТАССР


Начнём от Ноя. Один из сыновей строителя ковчега – Иафет, стал общим предков для народов, проживающих к северу от Вавилона. Не достроив Вавилонскую башню, по причине того, что Бог дал строителям разные языки, потомки Иафета, двинулись на север, северо-запад и северо-восток.

  Опустим несколько тысячелетий этногенеза и увидим два, вышедших из одних чресл, больших народа на завершающейся стадии формирования –  русских, населяющих  Средне – русскую возвышенность, и волжских булгар поднявшихся, в результате разделения болгарского народа, из Великой степи в Среднее Поволжье.
 
Пережив много чего в истории взаимоотношений, оба народа оказались в итоге, в составе единой Российской империи.

 Поначалу  у меня родилась такая ассоциация: как Казанка впадает в Волгу, так и татарский народ влился в семью народов России.  Но, я вовремя спохватился.

 О чём это я?!
 Какая Казанка?
 На территории Казанского царства  слились вместе  две могучих реки Волга и Кама. И до сих пор неясно: кто в кого впадает?

Судите сами, какое произошло слияние и взаимопроникновение.
 Вот что нам сообщает «Бархатная книга» - составленная в 1687 г. на основе более древнего «Государева родословца» - родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских родов России.

Перечислю только несколько знаменитых родов: Апраксины, Аракчеевы, Ахматовы, Давыдовы (потомки чингизидов, правда, но дайте припишем их к татарам – Денис Васильевич не будет против!),  Дашковы, Державины (из них благословивший Пушкина на поэтическое творчество Гавриила Романович), Шереметевы (первыми в России получившие графский титул; герб украшен полумесяцем!), Шереметевы – 2 (шутка!)  Булгаковы, Голицыны, Ермоловы, Сабуровы – Годуновы (достигшие высшей власти!),  Милюковы, промышленники Строгановы, Бунины, Карамзины, Куракины, Салтыковы, Мансуровы, Тарбеевы, Танеевы,  Таракановы (от тюркского Тар аган – «беженец»), Тимирязевы, Тургеневы, Чаадаевы, Чириковы (капитан – командор Чириков основал Петропавловск – Камчатский),   Юсуповы.  Продолжать можно бесконечно!

Но это только знатные роды. А ведь ещё и не знатные татары стали носителями более трёхсот простых русских фамилий!

В общем, ребята, надо скромно признать, что в России, добрая половина населения генетические татары.

Недаром говорил Наполеон, после сокрушительного поражения от хитреца Кутузова, чья далёкая прапрабабка была женой последнего казанского хана Едигера Бикбулатовича,  внимательней приглядевшись   к генеалогии обставившего его противника: «Поскреби любого русского и обнаружишь татарина». 

В разгроме Наполеона, кстати, принимало участие и казанское ополчение, в составе которого было немало татар. В Казани был сформирован татарский полк численность в 3000 штыков (командир полка подполковник Чичагов) и конный батальон в 280 сабель. В Отечественной войне 1812 г. казанское ополчение не успело принять участия, но зато проявило себя в Зарубежном походе 1813 – 14 гг. Оно участвовало всего в одной битве, но зато какой – в длящемся больше месяца штурме Дрездена! 
Слово командующему обороной Дрездена маршалу Франции Сен-Сиру: «Мужество этих воинов достойно уважения, они ничего не бояться, и идут на нас с палками и пиками, но мы ничего не можем против них сделать, так как они стоят на своих позициях стойко и назад не идут».

 За мужество и храбрость, казанские ратники получили от Государя Императора по пять рублей! Подполковник Чичагов никогда не командующий солдатам: «Вперёд!», а только: «За мной!» был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость».  А особо отличившийся в боях татарский ратник Агиев получил офицерский чин, личное дворянство и «Анну» на шею!   

Казанское ополчение было оставлено в качестве гарнизона Дрездена и произвело неизгладимое впечатление на местных жителей тем, что не только не тронуло ни одну немку, но и не испортило не одну из картин из знаменитой галереи (или наоборот).  Миф о «дикости татар» был в глазах жителей Дрездена развеян. 
Но я увлёкся любимой темой наполеоновских войн.

Перейдём к мрачным временам, когда благородство противников уступило место лютой ненависти, а красота атакующего строя нивелировалась изобретением пулемёта.

В 1917 г. случилось то, чего страшнее не бывает  - революция!

 Всё в бывшей Империи подверглось нарастающему, подобно ядерной реакции, распаду. Рушилось, создаваемое веками великое государство.  Усилились центробежные силы.  После второго запланированного этапа революции, блестяще осуществлённого октябрьского переворота, отвалились окраины: Польша, Финляндия, Прибалтика (Литва – понятно, но даже зачуханные  Латвия с Эстонией впервые получили государственность). Забурлил Кавказ. Русские  живущие в Малороссии впервые узнали, что украинец – это национальность. 

Пришли в движение и татарские националистические силы. И тут на «хитрых татар» нашлись ещё большие хитрецы, да что там хитрецы – лгуны и обманщики – большевики.

Никогда ещё в российской политической истории не было такой нагло лгущей партии.

 По некоему, существующему  в Российской империи кодексу чести, игрокам на политическом поле было свойственно правдиво декларировать свои цели. Что парламентские партии и политические силы, практически, и делали. Даже крайне радикальные левые эсеры, содержащие в своих рядах боевое крыло террористов, открыто выражали свои взгляды, цели и способы их достижения.
Но, не большевики! Оно и понятно, будучи слугами сатаны, отца лжи и человекоубийства, они и дела его творили: врали и убивали. Сначала только врали.
 
Так вот, большевики продекларировали среди прочих обманных лозунгов, и лозунг  о свободном самоопределении народов. Теперь ясно, что они обещали своим западным патронам отделить окраины от России, что в итоге и сделали, т.к. и сил на их удержание  не было. Но, вот, собственно, Россия должна была остаться неделимой, как поле для предстоящего невиданного ещё в истории человечества Великого эксперимента.

И наши татары повелись! Сначала бросили призыв к башкирам о создании федерации, наподобие штатов (смеяться не надо, всё было вполне серьёзно). Ну с башкирцами у нас сами знаете какие отношения. Они, фыркнув, отвернулись. Это всё равно, как если бы мы предложили им объединить «Ак Барс» и «Салават Юлаев» в один клуб. Тут даже рыпаться не стоило!

В Казани тоже были разные взгляды на государственное строительство. Тогда самые нетерпеливые объявили о создании «Забулачной республики». Захлопните раскрывшиеся от удивления рты, друзья! Была такая республика, клянусь клюшкой Зарипова!

 Её границы проходили по Булаку, и охватывали  несколько прилегающих  кварталов. Примерная территория «тукаевских». Началась, перемежаемая митингами, работа над конституцией и законами мини – республики  Её создатели мечтали, что начавшись с  берегов Булака, республика дойдёт до океана, в крайнем случае  - до какого-нибудь солёного моря. В итоге же, соль они ощутили только от слёз на щеках!

 Жестоко обломил забулачных мечтателей ни кто иной, как Мулланур Вахитов. Не найдя должной поддержки у земляков, он метнулся в Петроград в к тов. Ленину и попросил его о помощи в борьбе с врагами революции. Ильич послал татарского депутата к Урицкому.    Моисей Соломонович никогда в Казани не был (да и не будет, т. к. жить ему оставалось каких – то полгода – замочат враги революции, прямо в офисе замочат!), в разборках местных он ничего не смыслил, но что-то подсказало Урицкому, что для Казани  его имя не будет чужим. Не взирая на то, что на счету был каждый штык и маузер, Урицкий отправляет в Казань, вместе с Вахитовым, отряд революционных матросов.

 Под возглавляющее революционные хит – парады  «Яблочко», делегация балтийцев направилась в Казань. Веселье продолжалось всю дорогу. «Горячий был народ на паровозе». По прибытию, прямо с вокзала, революционные матросы направились  в штаб Забулачной республики и разнесли его, как Ушаков турецкую эскадру.  Переломали столы и стулья. Сожгли все бумаги. (Печатную машинку Мулланур забрал себе).  Всем присутствующим надавали «звездюлей» и пинками разогнали по домам. На этом история Забулачной республики оканчивается.

Но Муллануру его предательство запомнили. Ответка прилетела скоро, как только взбунтовался чешский корпус, и ген. Каппель с его помощью освободил Казань. Делегация «забулачных»  пришла к Каппелю с предложением расстрелять Вахитова. Тот сначала отказывался, мол, я очищаю город только от большевистской нечисти, что мне до ваших разборок. Но, когда генералу поведали, что о Муллануре лестно отзывался Ленин, тот сразу согласился. Лучшая рекомендация к расстрелу! Привели Мулланура на Архангельское кладбище, словно коммунара на Пер – Лашез, и поставили к стенке.

 «За что?» - спросил Мулланур.

 Командир комендантского взвода поручик Ржига посмотрел на трофейный брегет. Вот-вот должен был начаться в казанской ратуше торжественный ужин по случаю освобождения города от большевиков. Не вступая в лишние дискуссии поручик скомандовал: «Пли!» Рядовые Ягр и Гашек отлично выполнили приказ.

Гражданская война бушевала в Поволжье ещё целых два года, и не о каком национальном и государственном строительстве речи быть не могло. Но вот в 1920 г. настало время определиться. Наркомом национальностей был тогда тов. Сталин.  И его взгляды кардинально отличались от ленинских деклараций о раздаче территорий.

Страдающий манией подозрительности, смурой грузин, и по – совместительству, палач согрешившего народа, оказался на удивление рачительным хозяином доставшейся ему в управление земли. Сам творил на ней он что хотел, но вот в чужие руки ничего не отдавал, ни пяди! Сначала задал он трёпку внутренним захватчикам, потом, когда понадобилось, и внешним!  Склонившись над картой бывшей империи, попыхивая вишнёвой трубкой, резал он территории автономных республик наметившегося нерушимого союза, по живому. Большие республики делил на части. Малые объединял.

Но сталинская национальная политика – это  большая тема, для больших исследователей. Нас же интересует она лишь относительно к нашей республике.  И вот тут мы и подходим вплотную к дате, столетие которой и побудило нас взяться за перо, к 27 мая 1920 г.

В этот день вышел Декрет об образовании АТССР (порядок букв поменяют 5 декабря 1936 г.) за подписью Ленина, Калинина и Енукидзе.

В работе над документом принимали участие татарские коммунисты Мансуров, Саид – Галиев и Султан – Галиев, которые и заняли ключевые посты в молодой республике, а затем, в лучших революционных традициях, были объявлены врагами народа и пущены в расход.

В общем, под новым названием, с внесением в него упоминания титульной нации, земля казанская, продолжили своё существование в составе России, которая теперь именовалась словом из пяти букв -  Р.С.Ф.С.Р.

Поманив «национальной конфеткой» Ленин и Троцкий привлекли народы России на свою сторону в гражданской войне.

Что же было потом, знают все, кто с историей знаком!

Главной  целью большевиков было уничтожение религии. В ТАССР закрывались и уничтожались церкви и мечети. Изымалось церковное имущество. На протяжении всей своей истории ТАССР, будучи частью богоборческого союза, жила идеологией безбожия.  Верующих в Бога людей любого вероисповедания в первые годы безбожной власти просто убивали, или изолировали от общества, а в протяжении всей истории республики  всячески травили и притесняли.

По данным партийных органов на начало 1929 г. в Советской Татарии было 2134 мечети и 4015 человек исламского духовенства, а также 630 церквей с 649 православными священниками.

 К 1939 г. в Казани осталась одна действующая церковь (Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище) и одна мечеть – Марджани (Первая соборная).  Согласно отчётам НКВД ТАССР только во время проведения кулацкой операции по приказу НКВД СССР было осуждено более 370 представителей «православного и мусульманского духовенства, церковников и сектантов», из них 281 человек (75,9%) был расстрелян, 89 человек (24,1%) осуждены на сроки от 8 до 10 лет ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей).

Жить в новой республике было не сладко.

Оно и понятно. Когда люди отворачиваются от Бога, они поворачиваются, сами знаете к кому!

 Голод 1921 г. прошёлся по всему Поволжью, невзирая на  границы образований. К февралю 1922 года в нашей республике голодало 80 % населения. Описаны случаи каннибализма и трупоедства. Люди питались глиной, опилками, желудями, соломой!
Болезни тоже не миновали наши края: эпидемии сыпного и брюшного тифа, цинга.
Голод, болезни и войны – вот что принесла советская власть народам бывшей Российской империи.

Всего по официальным данным от голода и болезней умерло 218 тыс. жителей нашей республики.

Ненадолго наладилась жизнь при НЭПе.

 Но, наступили пятилетки коллективизации и конец настал вековому  укладу. А уклад этот был на 90 процентов сельский. Оказывается, неправильно жили наши предки в своих аулах и сёлах  на протяжении сотен лет (волжские татары всегда были оседлым народом, у них никогда не было крепостного права).  Советская власть отняла у крестьян их собственность. Лучшая часть крестьянства была уничтожена физически, остальные загнаны в колхозы. Сельскому хозяйству республики пришёл конец. Но не сразу! В протяжении всего советского периода это была долгая агония.

 Моё поколение выросло не только на канадском хоккее (советско-канадском противостоянии), но и на канадской пшенице, из которой пекли в Союзе хлеба и коржики.

Но была у коллективизации и обратная сторона – индустриализация.

 В Советском Союзе и Германии при поддержке американских корпораций строились сталелитейные комбинаты, мощные электростанции, тракторостроительные и автогиганты.
 Готовилось лобовое столкновение двух тоталитарных империй. Те, кто мог свалить из деревни, в первую очередь молодёжь, бежали от невыносимых условий (работа за стакан муки в день - трудодень) на стройки социализма. Никто не считал, сколько народу покинуло тогда  нашу республику.

Настоящая индустриализация началась в республике лишь в годы войны, когда в Казань были эвакуированы крупные промышленные предприятия из Москвы и Ленинграда. Особенно сказалось на статусе Казани, как одной из авиационных столиц России, переброска в неё Московского и Ленинградского авиационных заводов. 

Из ТАССР на фронт ушло 560 тыс. человек, вернулось 250 тысяч.

По-разному сложилась судьба призванных из нашей республики солдат. Много было героев, признанных своей страной.

Но были и те, кто, в первые годы войны, попал в окружение и оказался в плену.

Начиная с 1942 г. командование вермахта стало бережней относиться к попавшим в плен людским ресурсам. В августе 1942 г. на территории Польши началось формирование легиона «Идель – Урал» состоящего в большинстве своём из татар, а также чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Но предательства, как такового не было. Да, формально принесли присягу Гитлеру, но при первой возможности батальоны переходили на сторону белорусских и украинских партизан, против которых были посланы воевать. Так 23 февраля 1943 г. в районе Витебска 825 батальон почти в полном составе перешёл на сторону 1 – ой Витебской партизанской бригады.  В легионе была создана подпольная организация, так называемая группа Курмашева, в которую входил поэт – герой Муса Джалиль, создавший в нечеловеческих условиях стихи потрясающие своей человечностью, а также детский писатель Абдулла Алиш. Иуды найдутся всегда. Подпольщиков сдали.  А потом казнили.

После перехода на сторону партизан двух батальонов, части легиона перебросили во Францию. Там, при первой возможности, несколько тысяч наших земляков – легионеров перешли на сторону "маков". Это ли предательство?! Однако на Родине их ждали  лагеря и позорное звание предателей! Сучья сталинская власть!

Показательна судьба Амира Утяшева, скромного бухгалтера из Арска, ставшего героем Сопротивления, «Капитана Александра»,  за голову которого немцы давали полмиллиона франков. Во Франции ему предлагали гражданство и полковничью должность в Алжире, он Амир – Александр рвался на родину. Советская Родина - мать милостиво обошлась со своим заблудшим сыном, заменив ему расстрел на 25  лет  тюрьмы! Отсидев семь лет в тюрьме Грозного, после смерти усатого генералиссимуса, он был отпущен по амнистии!
 Всю жизнь  Утяшев добивался реабилитации легионеров, но так ничего и не добился! Франция признала его национальным героем и, как только это стало возможным, начала платить ему пенсию!
Будем надеяться, что справедливость, в конце концов, восторжествует! Слава Богу, мы больше не в ТАССР живём!

Конечно, настоящим переломом в жизни Татарстана, жестом благословения Всевышнего стало открытие в 1948 г. Ромашкинского нефтяного месторождения!

 Но все дивиденды придут позже, после распада Союза. Пока же мощно двинулась вперёд в прикладной своей части  казанская химическая наука, и без того имеющая всемирную славу. 

Нефть – наше всё!

 После того, как бесправная в распределении ресурсов  ТАССР канула в лету, и на её место пришёл вступивший в законные права наследования Татарстан, именно нефть стала главным (и, не будем кривить душою, практически, единственным) драйвером его развития. 

Увешенному  наградами всех стран и народов, трижды Герою  Вьетнамской Демократической Республики и прочих соцстран, кавалёру Ордена Победы (не мог удержаться, любитель побрякушек!), обладателю золотого холодного оружия и наградного «Шевроле  Файербёрд» тов. Брежневу  до лавров Петра Великого не хватало одного – построить город.

 На наше счастье город был заложен на территории Татарии. Не просто город, а автогигант КАМАЗ, гордость республики! Теперь уже народ со всей страны повалил в Набережные Челны, на великую стройку! А получившиеся  грузовики приобрели мировую известность, а в экстремальном  автоспорте – и славу!  Спасибо тебе, дорогой Леонид Ильич! Под покровом твоих кустистых бровей прошло наше счастливое детство. Но об этом во второй части!

Дорогие мои, терпеливейшие читатели!

 На этом официальная часть объявляется закрытой! Во второй части мы перейдём, как и положено, к банкету!

В ней я постараюсь  поведать вам в максимально ярких красках и о своём счастливом детстве, замечательном отрочестве, и суровой юности на пыльных улицах Казани – столице ТАССР.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЖИЗНЬ В ТАССР В ДВА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЕЁ СУЩЕСТВОВАНИЯ, УВИДЕННАЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА, ПОДРОСТКА И ЮНОШИ


«Времена те миновали,
Птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю,
Как с дурными снами ночь»

Г. Тукай «Родной земле»


Приятно предаваться воспоминаниям о детстве! Детство – это всегда буйство красок и эмоций. Это ежедневное открытие волшебного и загадочного мира. И ещё – это море любви! Молодые, здоровые и красивые родители берут на руки, целуют и исполняют все твои прихоти. Незнакомые дяди и тёти улыбаются тебе, гладят по головке и дарят конфетки! Кажется, что так будет всегда! Меньше всего тебя интересует, где ты живёшь. Твоя страна – это твои папа с мамой и дедушка с бабушкой. Ареал твоего обитания – это твоя кроватка, коляска, комната, квартира или дом, затем двор, кусочек улицы, ближайший скверик. Границы мира начинают стремительно расширяться с поступлением в детсад. (До детсада у советских детей, и у меня в том числе, были ещё и ясли, но воспоминания о них совсем уж смутные).  Потом школа. Школа жизни.

Это я позволил себе немного лирики.

Теперь начнём обещанный в начале рассказ об увиденном и услышанном нами в Советской Татарии. Расскажем о том, что сохранила наша память. А это немного не то, что вешают  нам на уши восторженные юбилейные СМИ.

 Для вашего удобства, любезнейшие читатели, разложим всё по полочкам.  Начнем с главного.

Как говорил начальник нашей полковой столовой,  прапорщик Шматко: « Для того, чтобы жить – нам надо жрать!»

 Эти слова мудрейшего прапорщика простираются  на все времена и народы. Ведь главная цель среднестатического человека – есть поесть, а ещё лучше – хорошо поесть.

В ТАССР в семидесятые – восьмидесятые годы от голода никто не умирал. Хлеба было в достатке. Овощи (местные), крупы, молоко, молочные продукты, сельди иваси и плавленые сырки не сходили с прилавков магазинов. На рынке можно было купить разнообразные  произведения подсобных хозяйств советских колхозников, включая мясо по цене 5 руб. за 1 кг. В остальном же царило такое, неизвестное нынешним поколениям понятие, как дефицит.

В магазинах не было… Да ничего из привычных нам сегодня продуктов практически не было.

Ни мяса, ни колбасы, ни сарделек, ни сосисочек, ни сыра, кроме периодически «выбрасываемых» «российского» и «голландского». Ни хороших кофе и чая. Ни тортов!

За тортами, у кафетериев, где они продавались,  выстраивались очереди с вечера.

 Например, праздник у тебя, день рождения, или ещё какое – нибудь мероприятие, где без торта не обойтись.  Ты с вечера занимаешь очередь, записываешь свой номер, затем приходишь рано утром, и согласно номеру, вновь встаёшь в очередь. С вечера же всё и просчитывалось, что бы зря не стоять. Как просчитывалось? Поясню.  Все знают, что тортов привезут с кондитерской фабрики «Заря», например, 120. Шестьдесят «Татарстанов» и шестьдесят «КамАЗов».   В одни руки даётся один торт. Поэтому, как правило, приходят парами, например, муж с женой, или мама с сыном и, таким образом, всего записываются тридцать пар. Но, как же тридцать пар? Ведь это всего 60 тортов!  - воскликнет  удивлённый читатель!  Всё верно, не сомневайтесь в математических способностях советских людей. Просто был ещё такой фактор, как ветераны.

Ветераны войны в семидесятые - восьмидесятые годы были ещё молоды и красивы. Было многим из них лет по пятьдесят – шестьдесят. И был советский закон, который гласил, что ветераны войны обслуживаются вне очереди. Итак,  утром рано  ветераны покидали дом родной, и несколько десятков их направлялись в кафетерий. Но, был ещё и негласный договор, что торты отпускаются, через одного: ветеран – не ветеран, ветеран – не ветеран, и так до конца. Иногда вспыхивали конфликтные ситуации в конце продаж, когда перед носом просчитавшегося бедолаги победитель забирал последний торт. Подчас, не взирая на количество медалей, среди которых встречались и боевые, ветеран попадал под шквал криков, какой – нибудь оставшейся без торта старухи – ровесницы. В которых самым приличным словосочетанием было – «тыловая крыса».

Такие дела.

 Зайдите сейчас в любой сетевой магазин и представьте, что почти всего что вы видите в нём на прилавках, в казанских магазинах не было! Витрины оформлялись  и красиво и просто – снизу большие круглые банки с селёдкой, выше – аккуратно выложенные плавленые сырки. На полках - запылённые трёхлитровые банки с соками, индийские сигареты «Мадрас» и грузинский чай в брикетах.

 Вы представляете, что творилось в нашем дворе, когда кто – нибудь вбегал с криком: «Бутылочное пиво завезли!» Мужики, побросав домино, неслись в магазин! За ними скакал на костылях, раскачиваясь на ходу, вскочивший из гаража одноногий инвалид войны.

 В семидесятые годы, когда советская экономика начинала захлёбываться,  в Татарии была введена карточная система распределения. Чего не было в Российской империи даже в годы мировой войны!

Татария разделяла участь всего «голодного Поволжья», да и всей центральной России, собственно России, кроме столичного региона и Ленинграда - серой, униженной и невзрачной.

 Всё выставочное  изобилие было в Москве и столицах союзных республик.

Повторялась, в какой – то степени, ситуация семнадцатого – восемнадцатого  веков, когда крепостными  на родной земле были только русские люди! Столицы союзных республик цвели и пахли, дабы создать иллюзию показушного благополучия жителей многонационального Советского Союза. На татар эти блага не распространялись, т.к. с точки зрения Высокого Политбюро они ничем, практически, не отличались от русских и, потому, удостаивались с ними общей участи.  То же относилось и к другим народам Поволжья.

Со мною в детстве приключилась показательная история.
 Был я мальчик отзывчивый, помочь всегда готовый. Как учили в школе и призывали в пионерских лозунгах! Как – то гулял в я во дворе, в любимой будёновке и рубил палкой высокую крапиву. Тут подозвала меня старушка – соседка. Не поможешь ли мне, спрашивает? Я, с радостью, согласился. Помощь же заключалось в том, чтобы отстоять с ней очередь за «синей птицей» - курицей. Давали одну курицу строго в одни руки. Я отстоял с бабкой очередь. Она купила две курицы: за себя и за меня. А я получил свой бонус в виде сливочного мороженого с наполнителем.  Немного спустя подбегает ко мне другая бабка с той же просьбой. Я не отказал и ей, и вскоре уписывал второе мороженое. От ангины спасло появление возвращающегося с работы отца. Отец,  узнав, что продают кур, повёл меня быстрым шагом в магазин. Каково же было его удивление, когда продавщица вдруг отказалась давать нам дополнительную курицу!

- Этот малый уже в третий раз подходит! Он что у вас, дежурный мальчик?!  Обнаглели! – громко заявила она свысока, сверкая золотыми зубами. 

Работники торговли были в те времена элитной прослойкой общества. Их не любили, но в конфликты с ними старались не вступать – себе дороже! Отец мой был человек горячий, как кипяток, но после работы, был он, по своему обыкновению, во хмелю. Что означало – добрым. Не долго думая, применил он по отношению к золотозубой продавщице своё секретное оружие – обратился к ней по-татарски.  И, о чудо! В продавщице случилась перемена! Она заулыбалась, пожурила на этом сакральном языке моего отца, и вскоре мы вышли из магазина с двумя курицами в руках!

  Перефразируя известную поговорку :  «Язык до курицы доведёт!»

 В ТАССР была развита лёгкая промышленность. Знаю об этом не понаслышке, т. к. моя мама работала начальником планового отдела, а затем финансовым директором  крупнейшего в республике объединении «Киемнер», что и означает «Одежда».  В объединение входило несколько фабрик по выпуску верхней одежды. Одна из них шила военную форму. Другие выпускали пальто и куртки для гражданского населения. Объёмы производства были просто потрясающими! Поэтому большинство татарстанцев ходило в одинаковых болоньевых куртках и шерстяных пальто на ватине. Я, например, в одной только своей школе насчитал с десяток пальтишек, как у меня!

Крутой одеждой считалась лётная куртка.

 Те из жителей республики, кто  имел претензии на западную моду, тоже ходили в однотипных джинсах и маечках, купленных на вещевом рынке, называемом «сорочка».  Схожие друг с другом молодые люди летом щеголяли на казанских улицах в одинаковых  джинсах «Монтана» и футболках – поло  «Лакоста».  А зимой в финских пуховиках и вязаных шапочках с эмблемами канадских хоккейных клубов.
Мечтой любого подростка были румынские кроссовки «Томис», или московский  «Адидас».  Да вообще, любые кроссовки, лишь бы не родной обувной фабрики «Спартак», надев которые их обладатель тут же опускался, в глазах сверстников,  в разряд «колхозников» - непритязательных районных жителей.

Обратной стороной радостного обладания фирменными кроссовками и джинсами, была постоянная опасность, что их могут снять. Иногда на таких счастливцев устраивалась настоящая охота!

Зимой же начинался сезон охоты на меховые шапки. 

Как – то  зимним вечером мы с другом возвращались из оперы. Неожиданно нас окружило несколько ребят с наглыми манерами. Они, даже не поинтересовавшись откуда мы, сорвали с друга норковую шапку и предложили нам идти как можно быстрее, и как можно дальше. Мой друг бросился, как лев за своей шапкой. Тот пацан, что снял её, забежал в проходной двор. Дружок за ним. Я и остальные – за ними следом. «Вот и конец нам настал!» - мелькнула у меня предательская мысль. Однако Бог хранил нас. Не помню подробностей завязавшейся потасовки. Помню только, как я и дружок, с шапкою в руках счастливо выскочили из двора и встав спиной к спине на трамвайных рельсах решительно встретили догонявших. Не ожидавшие такой прыти от малолетних любителей оперы, нападавшие ретировались.

Потом мой друг незаметно от родителей пришил оторванное ухо (понятно, на шапке!), а я несколько дней аккуратно подмазывал тональным кремом «Балет» подбитую скулу. Всё прошло незамеченным! Но это было, скорее исключением из правил.

Впрочем, казанским уличным нравам будет посвящена отдельная страница.

 Когда советский человек был сыт и одет, ему, как правило, хотелось выпить. Про бутылочное пиво я поведал выше. Разливное же пиво было в любом количестве. Ибо по всей Казани раскинулось огромное количество пивных.  Кружка пива стоила в районе от 22 до 26 копеек. Сортов было немного – светлые сорта: «Жигулёвское», «Ячменный колос», «Рижское», тёмные сорта: «Мартовское», «Исетское».  В каждой пивной водились  завсегдатаи, торчащие  в них с утра до вечера и поглощающие неимоверное количество литров пива.

У Юрия Лозы есть, кстати, отличная старая песенка про пивную.   В ней дан срез жизни типичного пивного заведения.  Часты были пьяные драки и разборки.

Но, не пиво, занимало вершины хит-парада алкогольных напитков. И не водка. Более всего народ любил портвейны и креплёные вина. Они были недороги.  В Казани располагался филиал  «Азервина». С юга, по железной дороге подходили цистерны, наполненные вином, которое у нас разливали по бутылкам.   Особенно популярны у казанцев были вина «Агдам» и «Далляр». Бутылки от них назывались «бомбами». Эти пустые «бомбы» постоянно стояли у нас в подъезде на подоконниках, или валялись в палисадниках, там, где детские грибочки.  И если другие бутылки: «чебурашки» из под лимонадов и пива, водочные длинногорлые бутыли, не говорю уже про молочную стеклотару, долго без присмотра не задерживались, т.к их собирали, мыли и сдавали в приёмные пункты стеклопосуды, то с «бомбами» были проблемы. Их почему – то почти нигде не принимали.

 Народ находил им другое применение. В уличных драках из них делали «розочки» - разбивали бутыли об угол здания и получали длинные горлышки с острыми краями. Или делали из них декоративные копилки для мелочи. А один пацан с Суконки, с отличием окончивший ПТУ, сотворил из одной такой бутыли и вовсе новое чудо света.
 Он жил в частном доме, как и большинство «суконовских».  Как и у многих счастливых жителей Суконки, у него на заднем дворе, в конце огорода, был у него оборудован свой жилой сарайчик. Когда он принимал нового гостя, то показывал ему прибитую к стенке сарая гвоздём «двухсоткой»  бутылку – «бомбу». Гость впадал в стопор. Внимательно осматривал бутыль,  в поисках подвоха. Но бутыль была бутылью, гвоздь гвоздём, а стена стеною. И лишь вдоволь натешившись над удивлением гостя, суконовский Кулибин рассказывал ему, как он просверливал ручной дрелью бутылку, в ведре с водой, сверлом по металлу  в двух местах, а уже потом аккуратно прибивал к стене гвоздём. Хороший был парень, толковый, но инженером - конструктором он так и не стал – убили в уличной драке.  Жёстко было на казанских улицах в советские времена !

  Проживали казанцы в разных домах: новеньких девятиэтажках с лифтами,  основательных «хрущёвках»,  в  претендующих на роскошь «сталинках» с высоченными потолками, в коммуналках, строениях в стиле «баракко», в общагах, и в довольно обширном частном секторе. И сейчас у нас целые посёлки в городской черте. Но выглядя они сейчас, конечно,  совсем иначе.  В это трудно поверить, но квартиры люди получали бесплатно, от своих предприятий и от города. Правда, для этого надо было встать в «очередь на жильё». Порою это была очередь длинною в жизнь. Те, кто не хотел ждать, и у кого позволяли средства записывались в «строительные кооперативы». 

В подавляющем большинстве советские люди должны были ютится в небольших скромных квартирках. Хотя, после «прелестей» коммуналки, получить изолированную квартиру с персональным санузлом, считалось верхом благополучия. А метры – их и раньше было мало. Так и ютились на сорока квадратных метрах, по три поколения советских граждан одновременно. И это было непросто! Скандалы были обыденностью – знаю это по своей семье. Да и от соседских криков часто стены тряслись. Сейчас, всё же, с подобным сталкиваешься намного реже. В общем, «люди, как люди, только квартирный вопрос их испортил». 

Квартира, кстати, принадлежала государству. И если, например, одинокий человек попадал в тюрьму на срок больше года, то он выписывался и его квартира передавалась другим людям. Освободившись, бедолага, пополнял ряды бомжей и безработных. Т.к. на работу никуда не брали, а жить было негде.

Но в, общем, народ был в ТАССР намного чище в отношениях и целомудреннее, чем теперь.  Девушки блюли себя до брака. Была к этому, кроме высоты нравов, и другая причина. В те времена ходила поговорка: «Имеет один – имеет вся улица». Так – что падения были ужасными. Юноши были бойки больше на словах, в разговорах со сверстниками.  На людях тех поколений не сказывалось разлагающие влияние средств массовой коммуникации, которые мы испытывает теперь. Не было доступной порнографии, засевшей ядовитым жалом  в смартфонах  нынешних подростков.

 Все мы находились под сильным идеологическим давлением. Враньё о прелестях советской жизни, о преимуществах нашего строя, о грядущем торжестве коммунизма, о истории СССР, да и, вообще, всего человечества, неслось ото всюду. С экранов телевизоров, из радиоприёмников, со страниц газет и журналов. На уроках истории в школе несли вообще какую-то ахинею. В младших классах я ещё всё это глотал не раздумывая. Но в старших начал задумываться. Например, когда прочёл в учебнике истории: «В 1940 году Финляндия напала на Советский Союз».

 Всюду висели плакаты и баннеры с какими – то призывами и лозунгами. Типа «Слава КПСС!», «Решения съезда - в жизнь!», и т.п. Одни разговоры были на работе, совсем другие  - на кухнях.

Теперь о уличной жизни подростков.

 Город Казань, да и другие города республики, был поделён на зоны влияния подростковых группировок, между которыми шла настоящая война. Особенно это преступное движение разрослось и активировалось в начале восьмидесятых.
Представители поколения семидесятых тоже не были паиньками, но, всё же, их длинные волосы развевал ветер уличной романтики. Они носили широченные клёши, гоняли на мотоциклах, играли во дворах на гитарах, пили портвейн и слушали рок – н – ролл на катушечных магнитофонах, выставив колонки на подоконник.

В моём подъезде жил Юрка, по кличке «Бурнаш». У него была «Ява» - «старушка», которую он ежедневно спускал и поднимал к себе, на пятый этаж. Ему было семнадцать. Мне лет десять. Юрка был для меня непререкаемым авторитетом. Он давал мне подержать свой тяжёлый кастет, и понажимать кнопку на ноже с выскакивающим лезвием.  Играл блатные песни на гитаре. Иногда катал меня на мотоцикле.

До сих пор, как наяву, стоит у меня перед глазами  картина из детства. Из нашего двора, на залитую летним солнцем улицу Газовая выезжает полтора десятка мотоциклов. В основном «Явы» и «ЧэЗэТы» разных моделей. В хвосте пристраивается пара «Минсков» и «Восход». У всех высокие рули. Отороченные собачьим мехом и бахромой сиденья.   Рёв стоит на всё улицу. Всадники в сёдлах нарочито перегазовывают. За их спинами – подруги с выбивающимися из под шлемов прядями вьющихся волос. Кто без подруги – у того за спиной гитара, или сумка с вином. Я сижу за спиной у Юрки, обхватив его сзади. Перед моим лицом, на спине его льняной куртки, выведенное через трафарет изображение  гарцующего Зорро.  Вся кавалькада направляется купаться на Волгу. На углу нашего квартала Юрка останавливается и ссаживает меня. Я слезаю неохотно. Мне строго – настрого запрещено  уезжать далеко от дома. Юрка машет мне рукой, даёт по газам, и мчится догонять остальных. Я, приложив к глазам ладонь, смотрю вслед удаляющимся беспечным ездокам и глаза у меня становятся влажными от яркого солнца моего детства!

В восьмидесятые всё изменилось. Подростки стали коротко стричься. Клёши уступили место спортивным штанам и широким брюкам. На смену року пришло диско. На смену стационарным катушечным магнитофонам –  кассетники.  Группировки структурировались – теперь это были не дворовые, а уличные банды. И даже целые объединения улиц. Всем этим руководили взрослые преступники, целью которых были регулярные сборы денег, якобы «на грев» - на поддержку сидящих в тюрьме пацанов с улицы. Каждый член группировки должен был сдавать раз в месяц в среднем десять рублей. Доставать он их должен был, как угодно! Огромные деньги уходили в воровские «общаки»  в рамках целого города. На улицах крупных городов ТАССР шли настоящие сражения с использованием арматуры, самодельных бомбочек, других подручных средств. Сверстники калечили и убивали друг друга, только из – за адреса проживания.

Беспомощные республиканские и городские власти ничего не могли с этим поделать. И делали вид, что ничего не происходит.  Это позорнейшая страница ТАССР, о которой не любят вспоминать. Но моё поколение обожжено этим позором! Горький юмор заключался в том, что большую часть «группировщиков» составляли комсомольцы. Они платили взносы, в учебных заведениях посещали комсомольские собрания, даже вели общественную работу. На улице же у них начиналась совсем другая жизнь – жизнь беспощадного уличного бойца. И это было нормально для страны живущей по двойным стандартам.

Всё это кровавое безобразие закончилось лишь с началом перестройки, когда у преступных авторитетов открылись захватывающие перспективы  в других областях. Пущенные на самотёк уличные группировки за коротки срок прекратили своё существование. Ведь подавляющее большинство их участников, вступило в группировки не по своей воле, а для того, чтобы не стать изгоем на своей улице.

Вообще, Перестройка была встречена большинством молодых людей, моих ровесников с радостью. Каждый ждал от неё чего – то своего. Но, как только наступили перемены, всем стало понятно, что жить так как раньше нельзя.

Многое из вышеизложенного относится к жизни во всём Советском Союзе, а не только в Советской Татарии. Но, тут уж никуда не денешься - Татария, как и во все времена, разделила судьбу России.

 Пришедший на смену ТАССР Татарстан  скинув, вместе со всей страной, путы и идеологические оковы, стал во многом самостоятельным самодостаточным регионом.

Голос Татарстана слышен во всём мире! Знают наших!

 Поэтому, когда сравнивают серую мышку ТАССР с красавцем Татарстаном, или пытаются провести меж ними какие – нибудь параллели, я всегда искренне возмущаюсь!

 Да, промышленный потенциал был  заложен в советские времена. Но, ведь, и ТАССР достался в наследство от Казанской губернии славный университетский город с передовой научной школой по многим направлениям, с театрами, издательствами, десятками местных газет и журналов, с бьющей ключом общественной жизнью и высоким уровнем городской культуры. 

 Край наш обладал в имперские времена развитым сельским хозяйством и промыслами.

 В нелёгкие  времена ТАССР уклад жизни на земле был разрушен. И лишь с образованием Татарстана, принципиально иного государственного образования, благодаря грамотной политике в области сельского хозяйства, оно поднялось на достойный уровень.

Если мы хронологически разделяем существующие на одном и том же географическом пространстве ханства, царства, земли, края, губернии и республики, то должны идти в этом последовательно до конца.

Поэтому, на наш взгляд, республике нашей никак не сто лет, а всего двадцать девять!

Наш юный Татарстан ещё мужает!

 А старуха ТАССР, протянув всего 71 год, канула в лету. И по этому поводу, лично у меня, сожалений горьких нет.

Республика умерла! Да здравствует республика!

Мы же, дети застоя, всегда рады свежему ветру несущих благо перемен!

Вот и всё, что я хотел поведать вам, друзья, по этой юбилейной теме. Не судите строго, если что вышло не так.

 А коли есть желание что - нибудь добавить – пишите в комментариях.

 Будем очень рады!

27 мая - 30 августа 2020 г.


Рецензии