Художники Парижской школы - Саша Блондер вариант

К 111-ой годовщине со дня рождения Саши Блондера - автора портретов, пейзажей, жанровых композиций.
Художники Парижской школы - Саша Блондер
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
О детстве и юности художника известно немного. Знаем, что Шайе Блондер родился в семье небогатого чортковского купца Маркуса Исаака Блондера 27 мая 1909. Маму ребенка звали Двора Эстер.
В 1920-1929 годах юноша учился в Чертковской гимназии имени Юлиуша Словацкого. Мы не знаем, под чьей опекой он сделал собственные первые шаги в живописи. Вероятно, определенное влияние на него имели художественные упражнения другого его земляка, Леопольда Левицкого - старшего товарища Блондера по гимназии и позднем обучении за рубежом. Может Шайе Блондер оказался талантливым самоучкой? Впрочем известно, что увлечение рисованием пришло еще в родном городе, где Блондер был лидером местного художественного кружка.
В 1930 году родители смогли направить одаренного юношу на обучение в Париж - он должен изучать архитектуру в Национальной высшей школе искусств.
Но выразительный влияние на художественные вкусы Саши Блондера оказало творчество Шагала, Сутина, Модильяни, Боннара и других мастеров художественного анангарду тех лет. Поэтому карьеру архитектора  он оставил. В 1932 - 1934 годах Блондер уже учится живописи в краковской Академии художеств под руководством профессоров Аксентович, Владислава Яроцкого и Фридерика Павтша. В Кракове он вместе с товарищем и единомышленником Леопольдом Левицким стал одним из основателей художественных объединений «Живые» и «Краковская группа», участником громких выставок этих союзов. В тридцатые годы Блондер совместно с «Краковской группой" выставляется во Львове и Кракове, организует персональную выставку в варшавском салоне Генрика Котербы.
В этот период своей жизни Блондер симпатизировал левым политическим движениям, в частности, принадлежал к молодежному социалистическому союзу «Жизнь».
Власть межвоенной Польше любой ценой стремилась не допустить в стране коммунистического реванша. Пребывание в Польше становилось для него все менее комфортным.
Возможно, в последний раз художник посетил в семейном городе родителей и брата в 1935 году. Здесь им был написан портрет двоюродной сестры Флоренс Либре, о чем и впоследствии она вспоминает  в книге своих мемуаров «Кто наблюдает за мной". Впоследствии возвращаться в родной Черткова Блондер не стал, ведь к тому времени он уже имел определенное признание, собственную студию в Париже и участвовал в нескольких престижных международных выставках. В 1937 году он окончательно переезжает в Париж.
Саша Блондер (Андре Блондель, Andre Blondel, Чортков, 1909 – 1949, Париж) и художница Берта Грюнберг (Berta Gr;nberg, 1909, Городок, Львов. обл. – 1993, Париж) – члены «Краковской группы», соединявшие увлечение авангардом с левыми политическими взглядами принадлежат к последней довоенной волне эмигрантов 1930-х годрв. Они приехали в Париж за два года до начала Второй мировой войны.

В 1939 году Саша поступил в польский добровольческий отряд во Франции, во время наступления немцев попал в плен. В 1940 году был освобожден и вскоре поселился в прованском Каркассоне. По мотивам конспирации в 1942 году был вынужден сменить фамилию на французский лад, выработать фиктивные документы на имя "Андре Блондель». С этого времени этим псевдонимом подписываются и его художественные работы.
Под этим псевдонимом был в Каркассоне активным участником местной группы французского движения Сопротивления, не раз подвергаясь смертельной опасности.
Впрочем попытки Блондера - Блонделя скрыть свое еврейское происхождение не означало и отречения своего рода. Он болезненно переживает Катастрофе еврейства в годы войны, находится в тревоге за свою жизнь, за судьбу своего народа. Словно чувствует, что никогда уже не встретит своих родных и близких: ни в Черткове, ни в Кракове ... В его дневнике от 1943 находим такие строки: «Когда думаю, что смерть может вдруг догнать меня здесь, где меня считают кем-то другим, чем я, я не хотел бы быть похороненным на другом кладбище и среди других верующих: но среди тех, откуда я родом. Не знаю, где здесь находятся евреи, похоронены или живые. Хотел бы заявить, что я с ними, что я - от них! »
В 1943 году Блондер-Блондель женится на Луизе Бонфис, молодой преподавательнице физики и химии в лицее Каркасона. В 1943 -1948 годах молодая семья жила преимущественно на юге Франции: в Каркассоне и Сети. У них родилось двое детей: дочь Елена и сын Марк.
Творческую деятельность художника в 1949 году прервала его неожиданная смерть в Париже. Здесь его и похоронили.
Часть ранних работ Блондера скорее всего потеряно в годы войны. Зато картины польского и французского периодов его творчества не раз выставлялись во Франции, в частности в престижном парижском "Осеннем салоне". Коллекция его живописи и графики 30-40-х годов находится в Музее Поля Валери, что в городе Сет, в Краковском и Вроцлавском национальных музеях. Немалый архив Блондера - рисунки, графика, рукописи - сохраняется в специальных фондах Института искусства Польской Академии наук.
Их удалось сохранить в годы нацистской оккупации благодаря самопожертвованию Марии Яремы, приятельницы художника по годам обучения и совместной работы в «Краковской группе». Мария прятала работы еврейского художника в собственном доме под Краковом, что было связано с немалым риском для нее самой.
Так, первая выставка Блондера в Польше стала возможной лишь в 1970 году. Она была открыта в Государственном музее в Варшаве.
Во Франции к 100-летнему юбилею со дня рождения художника в городах Гавр, Сет и Каркасон прошли большие ретроспективные выставки под названием «Андре Блондель - от Черткова в Париж». Музеем Поля Валери издано большую иллюстрированную монографию. Активную деятельность по поискам произведений художника по всей Европе из года в год проводит его сын, Марк Блондель. Немало работ ему удалось найти в Польше, в том числе рисунков и акварелей чертковского периода.
Венцом этой работы стал изданный  в 2013 году альбом «Саша Блондер - польские тетради 1929 - 1937».
Работы художника можно посмотреть на сайте
https://art.lviv-online.com/sasha-blonder/


Рецензии