Рассказ старого дерева

Вот уже почти пятьдесят лет я стою здесь, на небольшой лесной опушке. За это время я видела многое: дети приходили на это место, садились и играли подле меня; безответно влюблённые девушки, понуро опустив залитое слезами личико, брели на это тихое место, крепко обнимали меня и говорили о своей несчастной любви… я помню всё, что со мной было. Всё потому, что я – дерево, а деревья помнят и понимают гораздо больше, чем может представить себе человек.
   

Родилась я в суровом климате, на севере огромной страны под названием Россия, и иногда тут бывает жуть как холодно (да-да, мы, деревья, тоже чувствуем холод, как и всё живое на Земле) а зовут меня довольно просто – Сосна Обыкновенная.   
Когда я была ещё совсем маленьким деревцем, мне, как и человеческим детям, ужасно хотелось вырасти. С тех пор прошло немало лет, мой ствол окреп, а ветви обросли зелёной хвоей, как покрывается волосами голова младенца. Я выросла, как мечтала когда-то, но, знаете, что я скажу? Быть маленьким деревцем проще -  по крайней мере, тебя не срубят. Три моих сотоварки уже узнали это страшное слово – топор. Больше я их не видела… ладно, не будем о грустном; давайте лучше оглядимся вокруг.
   

Недалеко от меня растёт старая Ель, она говорит, что ей уже двадцать пять годков (врёт, по-моему). Гляньте-ка – она с вами здоровается! Когда деревья шелестят, это значит, они говорят с вами. А вот белка – моя старая подруга: вот уже второй год подряд она живёт в дупле, которое смастерила внутри моего ствола. Семейство беспокойное, конечно, но зато с ними не соскучишься. Ой, а и вот и Большой Дятел, местный лекарь. Он осторожно садится на одну из моих веток и начинает скрупулёзно работать острым клювом, вытаскивая паразитов; ощущение похоже на то, как из человеческой руки пинцетом вытягивают занозу. Процедура неприятная, но совершенно необходимая, иначе эта крылатая мелочь попросту высосет из меня все соки.
    

Дятел улетел, на смену ему явился Заяц. Его коричневая шубка потихоньку становится белой – верный признак приближения зимы, моего любимого времени года: зимой в лесу становится тихо-тихо, можно подумать и помечтать.


Мои предположения оказались верными – через пару недель и правда идёт снег; всё вокруг окутывается белой пеленой, словно Мать природа накинула на мир чудесное меховое покрывало. Моя соседка Ель больше не кивает – верно, задумалась о прОжитом.


Погружаюсь в воспоминания и я. И вот удивительное дело – то, что было в далёком прошлом, я помню так ясно, словно это было вчера, зато вчерашний и позавчерашний дни слились для меня воедино. Я глубоко вдыхаю прохладный лесной воздух и вызываю перед собой образы давным-давно ушедших людей.


Вот высокая и полная Серафима Потапова; волосы у ней тёмные, что зимняя ночь, глаза голубые, как лесное озерцо. Обычно на щеках играет румянец, но сегодня она бледна, как гриб-поганка; Сима садится, опираясь спиной на мой молодой, ещё не окрепший ствол, и начала вести беседу то ли со мной, то ли с женихом: «Э-эх, Митрий-Митрий, зачем ты со мной так? Ведь говорил, что любишь, жениться обещал, а сам… Ведь я дитёнка твоего ношу под сердцем! Одумайся! Вернись! Иначе позора мне не избежать… - Серафима встала и крепко прижалась к стволу – Богородица-мать, помоги мне, бедной женщине… Хоть и толкуют нам в училище, что нету ни тебя, ни Бога, а всё одно – верю…» - мне хочется как-то успокоить бедняжку, сказать, что всё наладится, но остаётся лишь тихонько покачивать ветвями…


А вот мальчишка Митрия и Серафимы; ему примерно лет двенадцать, на спор с товарищами он забрался прямо в самую гущу моих ветвей. Я чувствую в сердце мальчугана отвагу, хотя и без страха дело не обошлось. Он забирается всё выше, наконец, встаёт на одном из сучков и кричит приятелям: «Я – царь леса!» - в эту минуту ребёнок счастлив, и я радуюсь вместе с ним. Ни Серафимы, ни Митрия давно нет на свете, а их сын превратился в крепкого, плечистого мужчину, но в моих воспоминаниях они навсегда останутся такими, какими были тогда.
 

Так, в воспоминаниях, я и провожу всю эту лютую зиму. Весной лес снова наполняется щебетом пташек и голосами зверей, пробудившихся от зимней спячки, но чего-то мне не хватает… Ель! Мою соседку срубили под новый год. Не хочу этого вспоминать – слишком тяжело. Хоть она и смотрела на меня свысока, но всё же я к ней привязалась.


Вслед за весной пришло лето, а с ним и новая беда – лесные пожары. В соседнем лесу уже был один, там погибло множество деревьев и зверей. Я боялась, что в наш лес тоже придёт беда. Как выяснилось позже – не зря.
В тот день в лес пожаловала довольно шумная компания, трое парней и девушка. Они мне сразу не понравились – пили какую-то янтарную жидкость из бутылок, громко пели и разговаривали (а ведь лес любит тишину, это всем известно!) но самое неприятное то, что они разожгли костёр прямо рядом со мной. Я и другие деревья недовольно зашумели, но троица не обратила на это ни малейшего внимания: им казалось, что это разыгрался ветер. Разошлись люди уже основательно выпившими, предварительно побросав бутылки вокруг и около. Я было успокоилась, пока не поняла, что костёр, который разожгли незваные гости, всё ещё тлеет. Умей я говорить, наверное, закричала бы им вдогонку: «Эй, вы в гостях, имейте совесть! Потушите огонь до конца и приберите за собой!» - но, увы, я не могу сказать ни слова, а потому мне оставалось только наблюдать дальнейшую картину.
   

Довольно скоро огонёк подобрался совсем близко и начал «лизать» мои корни. Мне хотелось заорать от боли, я жалела, что я – не человек и не могу сбежать отсюда подальше. А маленький, но опасный враг между тем забрался выше, и вот уже в стволе и ветках я чувствую жар, я слышу, как трещат мои «волосы» - хвоя, а беспощадный Огонь с ужасающей быстротой перескочил на другие деревья; повсюду слышатся испуганные крики животных, они не знают куда бежать и что делать. «Всё, это конец». – подумалось мне, когда я увидела группу людей. Они бежали и разбрызгивали воду из странных инструментов. Не без труда, но им всё же удалось победить Огонь.


Да, много деревьев погибло в тот страшный день. Многие зверушки остались бездомными сиротами, но мне повезло больше: моя кора порядком обгорела, некоторые ожоги беспокоят меня по сей день, а крики животных приходят в кошмарах, но всё же я жива, спасибо тем смелым людям. Напоследок хочу попросить Вас, мои дорогие, об одном: относитесь к Природе бережно, и тогда многих бедствий удастся избежать


Рецензии