Бывают такие дни

Бывают в жизни такие дни, когда кажется, что стоишь на месте. Никуда не движешься, хотя успеваешь переделать миллион дел. А бывают дни, когда понимаешь, что перешагнул целую пропасть, внутреннюю яму, которая зияла в душе или уме – точнее не определить, хотя ничего особенного не делал. Вдруг нисходит озарение, и всё встает на свои места. Невидимый мост открывает путь на другой берег - такой желанный и долгожданный. Вдруг в руки попадает именно та книга, приходит именно тот человек, ты слышишь именно ту музыку, видишь именно тот рассвет. Потом, когда уляжется пена эмоций, когда ты поверишь, что и правда попал на другой берег, начинаешь вспоминать, что похожую книгу уже читал, музыку слышал, рассвет встречал. Вот только люди никогда не повторяются, даже если говорят похожими словами. Становится немного грустно: зачем было терять столько времени? Почему те книги, рассветы, сонаты не справились с задачей еще вчера? Почему, приходя к озарению, найдя ответ на свой вопрос, мы теряем его в суете жизни, забываем и, отклоняясь, идём какое-то время совсем в другую сторону? Получается, всю жизнь мы ищем ответы всего на несколько вопросов. Но, найдя их, забываем несколько раз и вынуждены начинать поиск снова. А может, это всего лишь один вопрос? Просто, забываясь, он кажется нам многоликим? И только люди...

Сколько книг можем мы прочесть за свою осознанную жизнь? А сколько из них запомнить навсегда? Сколько рассветов останется с нами до нашего заката? Не так уж и много! И это всегда исчислимо. Сколько людей сможем мы узнать так близко, чтобы полюбить их по-настоящему, не потому, что пока не знаем, а потому, что узнали? Единицы.

Поэтому так важна каждая попавшая в руки книга, каждая мелодия, каждая радуга и каждая душа, к которой мы осмеливаемся приблизиться. Каждая из них может стать мостом к смыслу. А может - тупиковой ветвью в лабиринте жизни. Ошибка будет стоить нам потерянного времени, энергии, части себя. Мы – это время, отпущенное нам на решение задачи, и в нашей власти сделать правильный выбор. Понимаешь это не сразу. С годами. С опытом проб, ошибок и тупиковых путей. Выбор определяет всё в нашей жизни. Выбирая ежесекундно, мы строим графический пунктир нашего Я. Уходя всё дальше и дальше от сундука потенциальных сценариев. Мы никогда не станем врачами, если не закончим мединститут, мы никогда не станем родителями ребенка, от которого отказались до его рождения, мы никогда не состаримся рядом с любимым, если предпочтем ему кого-то более удобного в полувековом прошлом, мы никогда не увидим теперешних родителей, если решим воплотиться в другом семействе. И еще много других никогда.

Эта беспокойная тема приклеилась к моему уму еще в юности, и добавила характеру неуверенности и нерешительности. Осознание ответственности за каждый сделанный выбор лишает тебя житейской непосредственности, социального шарма, той магнетической сексуальной харизмы, которая ореолом окружает сильные личности. Им не приходит в голову сомневаться. Они всегда равны своему выбору, даже самому нелепому и разрушающему их путь. Они никогда не оглядываются, отважно смотря вперед. Даже их тело не предназначено для поворота: им так непросто повернуть голову влево. Нам же, чей взгляд навсегда замутнен линзой анализа, остаётся лишь завидовать им. Так как стекло, отделяющее тебя от любого человека или явления, неистребимо и не позволяет действовать непосредственно. И пока обаятельные смельчаки забирают лучшие куски перед твоим носом, занимают лучшие места на сцене и в зрительном  зале жизни, уводят возможных друзей, к которым ты присматривался уже не один внутренний диалог, ты лишь наблюдаешь чужое кино своей жизни через защитный экран и делаешь выводы. Иногда радостные, иногда разоблачающие, чаще печальные, но всегда очень познавательно-увлекательные, заменяющие собой счастье просто жить.

И если в начале пути ты еще гибок и готов иногда забыть дома свою защитную маску, с годами привычки берут верх, и даже когда  подводит память, выручает привычка. Привычка – это уже не память, это нечто большее, чем мы сами. Это трафарет, по которому нас узнают другие и по которому мы узнаем себя сами, словно в невидимом зеркале. И маска прирастает к нам намертво. В юности повод рискнуть еще дарит искрящийся адреналин. И даже спустя время, когда, вспомнив об экране, ты напряженно всматриваешься в безалаберность непродуманных поступков, адреналин подбадривает тебя: «Смотри, может, оно и к лучшему! Размышляя, ты бы никогда не решился на такое!» Но беспристрастный анализ неумолимо показывает, что все твои приобретения в этой спонтанной самодостаточности – иллюзия. Время, потраченное на тупиковую ветвь лабиринта. И после - тебе больше не хочется терять силы и время.

С годами оказывается, что даже невидимая глазу энергия, которая питает наши идеи и замыслы, исчислима и, о ужас, возможно, конечна. И тратить жизнь на опровержение этой догадки вовсе не хочется. Наоборот, ты начинаешь еще тщательнее делать выбор, еще ироничнее анализировать всё происходящее. Друзья ещё зовут тебя, ещё пытаются вытащить в суету подлунного мира, но ты отзываешься всё реже и реже, пока они не ставят на тебе крест и не оставляют в покое. И ты остался бы в этом девственном покое навсегда, если бы мог. С удовольствием похоронил бы себя в укромном замке размышлений, если бы не обязательства. Ведь у тебя столько  планов. Тебе ещё столько нужно обдумать. Довести до конца хотя бы одну мысль. Не до точки, а именно до конца. Когда ты наконец увидишь хвост этого клубка мысли, когда размотаешь его полностью. Человеку зазорно ходить до конца своих дней обмотанным старыми спутавшимися нитями, словно заблудившейся и потерявшей память старухе из старой сказки. Если бы каждый справился хоть с одним кубком из своей котомки, человечество наконец начало бы вязать новый кафтан истории.

А ещё есть в таком образе жизни одна приятная деталь: через мыслительное стекло сам мир видится мыслящим. В нем нет случайностей, нет противоречий. Каждая вещь связана с другими вещами, каждая душа одарена родственными душами. Всё многообразие форм пронизано одной общей энергией - энергией жизни. Всё взаимосвязано и всё гармонично в этой взаимосвязанности. Каждый элемент этой живой системы посылает нам сообщение. Сообщение с одинаковым текстом, только каждый элемент пишет её на своем языке. Для каждого из нас в жизни есть свой язык, своя вещь или человек, которые передают это сообщение. Но мы не сразу их узнаем. Не сразу прочитываем правильно. Не сразу верно понимаем. И тогда жизнь кладет нам в руки другую книгу, включает другую мелодию, приводит другого человека, увозит на море или озеро, чтобы показать ещё один рассвет.  И так снова и снова, до самого заката, пока не прочтем предназначенное нам послание, пока не услышим голос именно нашей жизни.

Через линзу познания так легко любить жизнь в каждом её элементе и всю целиком. Так легко быть счастливым. И никогда не чувствовать одиночества. Бывают такие дни, когда ты можешь никуда не спешить, можешь позволить себе не снимать защитного стекла. Тогда к тебе приходят долгожданные книги, и давно произнесенные кем-то слова обретают особенный смысл. А музыка звучит по-особенному, уводя туда, куда без неё ты никогда бы не попал. Она рассказывает тебе о других людях, о жизни, рассказывает то, что витало в твоих предчувствиях, но не имело формы. К тебе возвращаются воспоминания, о которых ты не подозревал. В невероятных подробностях они шепчут тебе о существе жизни, которую ты прожил, но не заметил, потому что спешил или забыл дома свой волшебный экран.

И после таких моментов ты уже никогда не бываешь прежним. Ты нашел свой  невидимый мост и перебрался на другой берег. И кажется, если бы у тебя было еще немного времени,  еще чуть-чуть этого состояния единения с собой и миром, ты точно распутал бы, размотал свой клубочек. А после - уже никогда не вернулись бы те пустые дни, в которые случается много, но не происходит ничего. После - каждый твой день стал бы особенным, а в твоем мире не осталось бы черных ям. Но время чуда заканчивается. И даже часть услышанного от жизни стирается из нашей памяти. И эту часть пройденного по мосту пути придется пройти заново. Но второй раз идти всегда легче. Жаль, человечество до сих пор не придумало, как продлить этот сокровенный миг. Как сделать его равным настоящему. Кто-то решает волшебное уравнение, погружаясь в радости телесности, кто-то в аскезу духовности, кто-то в доверчивость любви, но тайна жизни остается неуловимой. Она везде и нигде. Она доступна и недосягаема. Она всегда внутри человека и оттого невидима для него. Поэтому весь свой земной век ищем мы зеркала, через которые сможем наконец увидеть красоту жизни, собственную гармонию. Читаем книги, слушаем музыку, мчимся в новые страны, перебираем партнеров, влюбляемся в работы художников и скульпторов. И зеркала отвечают нам взаимностью, разбегаясь плеядой солнечных зайчиков по темным уголкам нашей памяти. Витражи прошлого, увиденного и услышанного, прекрасны и удивительны, но без нас у них нет ни настоящего, ни прошлого, ни, тем более, будущего. Без нас их нет в жизни.

Каждый выбирает свой путь. Я же, с недавних пор, больше не забываю смотреть на мир сквозь задумчивый экран. И волшебные дни приходят ко мне всё чаще и чаще. Если такой способ поможет превратить настоящее в один бесконечный волшебный день, я обязательно расскажу об этом. Если, конечно, в таком настоящем захочется говорить.

25.05.2020    17:40


Рецензии