Джон Гилл. О природе Бога

О ПРИРОДЕ БОГА
Корпус доктринального богословия 1.4

Существует природа, которая превышает всю тварь, которую так трудно понять и которая является самым непостижимым их всего.  То, что слово "природа" может быть сказано о Боге, явствует из слов апостола, когда он говорит, что галаты перед своим обращением  служили тем, "которые по своей природе не боги" (Гал.4.8), и это предполагает, что если они поклонялись идолам, имеющим некую природу, то у Бога природа иная, иначе не подобало бы отрицать их. Упоминается также "Божеское естество" (2 Пет.1.4), которое по сути есть не природа Самого Бога, но то, что вносится в людей при возрождении их, и это называется так  не только потому, что это от Бога и Он Автор этого, но потому что это образ Его, и несет в себе подобие и сходство с Ним, но тогда это должно быть Его природой в той мере, в которой это несет сходство с Ним, будучи создано "в праведности и святости истины", или же не подобает придавать этому такое достоинство. Это то, что называется Божеством, и не следует думать, что это подобно "золоту, серебру или камню, обработанным мастерством человеческим", или же что это может быть  образе любого существа, как картина или скульптура, которые следует рассматривать и понимать видимые дела творения, но это то, что во всем совершенстве есть полнота, которая пребывает во Христе телесно (Деян.17.29, Рим.1.20, Кол.2.9).  То же самое и с формой Бога, в которой явлен Христос (Фил.2.6) и которая не есть любые внешние формы, ибо Бог не имеет никакой видимой формы, но Его внутренняя слава, превосходство и совершенство, в котором Христос равен Богу, и Он не только Образ ипостаси Его, но одно с Ним, и такого же характера, так что то, что имеет Он, имеет и Бог.  Сущность, которая то же самое с природой, приписывается Богу, там, где говорится: "дивна сущность (в СП судьбы) Его" (Ис.28.29); эти слова могут означать, что у Него самая превосходная сущность и бытие, и это содержится в именах Иегова и Я Есмь Сущий, которые выражают Его сущность или существо, как это наблюдалось, и мы должны верить, что Он есть Сущий и Существующий (ср. Евр.11.6). Ибо суть в том, что посредством имени или дел человека или твари мы можем знать, кто это такой или что такое, в чем его природа, но не так с Личностью Бога, ибо мы не можем видеть Лица Его (Исх.33.20-23), и Его сущность не может быть воспринята и понята нами, тем более в нынешнем состоянии, и хотя в будущем состоянии святые будут смотреть на Лик Божий и увидят Его "лицом к лицу и как Он есть",  насколько они способны, но невозможно для конечного ума даже в Его наиболее возвышенном состоянии постичь бесконечную природу и бытие Божие. 
Эта природа является общей для трех Лиц в Боге, но не передается от одного к другому, они всегда причастны ей и все они наслаждаются ею, все они причастны ей и владеют ею как Своей нераздельной природой, и не так, чтобы одной частью ее обладало одно Лицо, а другой другое, но каждое обладает всем, и как "вся полнота Божества пребывает во Христе», так и в Отце и во Святом Духе, и не может быть никаких сомнений, что они в равной степени существовуют в единстве Божественной сущности, не передавая ее от Одного к Другому. Я знаю, что некоторым представляется не так, и что они считают, что в этом случае нельзя обосновать учение о Троице, ибо Божественная природа поступает от Отца к Сыну и Духу, и Отец есть Источник Божества (Fons Deitatis), но нет никаких сомнений, что это не переход или передача ее от Одного к Другому.  Это вообще небезопасная фраза, так как она может подразумевать первенство Отца по отношению к двум другим Лицам, ибо так обстоит по крайней мере в порядке  природы, и в соответствии с нашим представлением о вещах, ибо то, что предшествует, выше последующего, и так будет и с изобильной полнотой Божества до этого общения. Лучше будет сказать, что они существуют в Себе, и существуют совместно и в равной степени в одной и той же безраздельной Сущности, и в равной мере имеют одну и ту же природу.
Природа Бога действительно непостижима нами; что-то из нее может быть нам открыто, но она не может быть полностью понятной: "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?" (Иов 11.7). Нет, но это не запрещает нам искать и спрашивать о Нем; если мы не можем иметь адекватные представления о Боге, то мы должны стремиться, чтобы получить все, что можем, и лучшие представления о Нем, какие мы можем, чтобы мы могли служить и поклоняться Ему, воздать Ему честь и прославить Его лучшим образом. Языческий мир, даже самые мудрые в нем, "своею мудростью не познал Бога» (1 Кор.1.21); он знал или мог знать, что Бог есть, но он не прославил Его как Бога. Философы язычников (1) задают вопрос, что есть Бог; когда был задан этот вопрос, они думали об этом день, думали второй, и причиной медлительности было то, что, как ответил один из них, чем дольше он думает об этом вопросе, тем более он становится неясным для него. Тем не менее нечто  о Боге, о Его природе и совершенствах может быть известно из света природы (Рим.1.19-20), и многое другое лишь через Божественное откровение, ибо хотя может быть задан вопрос, как Его имя, или какова Его природа: "Если можешь, скажи" (Притч.30.4), все же язычники могут поклоняться лишь Неведомому, как заявил им апостол Павел (Деян.17.23), и даже самаряне поклонялись Тому, Кого они не знали, и потому Христос возвестил самарянской женщине, что Бог есть Дух, и Ему надлежит поклоняться духовно, то есть, Он имеет духовную природу (Иоан.4.22-24), и мы можем быть уверены, что это верное определение, описание и провозглашение Бога и Его природы, и оно исходит от Сына Божия, Который лежал на груди Его, и прекрасно знал Его природу и Его волю (Иоан.1.18, Мтф.11.27), и Он учит нас:
1. О том, что Бог не есть тело, и что мы, в наших представлениях о Нем, должны исключить все, что является телесным, ибо дух и тело или плоть противостоят друг другу (Ис.31.3, Лк.24.39); и все же были некоторые, как древние, так и новые, склонные к безбожному утверждению, что Бог телесен или является универсальной материей, , и что вся вселенная есть Бог, и что протяженность является одним из Его атрибутов; такого рода люди могут быть названы антропоморфитами, если они приписывают Богу тело или его части в собственном смысле, толкуя в таком смысле некоторые отрывки из Писания, и также простые люди среди католиков могут не иметь никакого другого понятия о Боге;  в этом отношении как иудеи, так и язычники имеют лучшие понятия:  евреи Р. Иосиф Альбо (2), Маймонид (3) и другие, отрицают, что Бог есть тело, или состоит из частей тела, и из язычников Пифагор (4), Ксенофан (5), Саллюстий (6) и другие (7), утверждают, что Бог бестелесен, и стоики говорят, что у Него нет человеческих форм (8).
Но если бы Бог был бездеятельным и неподвижным, Он не мог бы быть Творцом и Движителем всех вещей, "ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17.28). Материя не имеет сознания и не способна мыслить, у нее нет понимания, мудрости и знаний, а так как она не способна действовать, то гораздо менее она может совершить дела, что требуют приспособления, мастерства, мудрости и знаний, а таковы дела творения и провидения; поэтому, если бы Бог был телесен, Он не мог бы быть ни Творцом, ни Правителем мира, ни вездесущим, ибо никакое тело не может быть во многих местах одновременно,  в то время как Бог наполняет небо и землю, и если бы Он был столь велик, чтобы заполнять все пространство,  не было бы места для других тел, которое, конечно же, есть; Он не был бы также невидимым, ибо все тела видимы и воспринимаемы чувственно, но Бог невидим и неосязаем, ибо "Бога не видел никто никогда"; и будь Он телесен, Он никак не был бы самым совершенным из всех существ, будь то ангелы или души людей, которые суть духи, отличные от тел.
Мы не возражаем против того, что части человеческого тела иногда приписывают Богу, так как они должны быть поняты не в прямом и собственном, но в переносном смысле, обозначая соответствующие действия и атрибуты Его; таким образом, Его лицо означает Его зрение и присутствие, объемлющее все вещи (Быт.19.13), иногда Его расположение и добрую волю, и проявление Его любви и благодати (Пс.27.8, 80.3), а иногда гнев и негодование против злой смерти (Пс.34.16, Откр.6.17). Его "глаза" означают Его всеведение и всевидящие провидение, касающееся как добрых людей, чтобы защитить и сохранить их и даровать им благое, так и дурных, чтобы погубить их (Притч.15.3, 2 Пар.16.9, Ам.9.8).  Его «уши» - это Его готовность к участию, и способность отвечать на нужды Своего народа, и избавить Его от бед (Пс.34.15, Ис.59.1). Его "нос" есть принятие людей и их жертв (Быт.8.21) или Его отвращение к ним, гнев на них и неприятие их (Втор.29.20, Ис.65.5, Пс.18.8). Его уста - это выражение Его повелений, обещаний, угроз и пророчеств об избавлении (Плач 3.29, Ис.1.20, Иер.23.16), Его руки - это Его власть и сила как в создании небес и земли, так и в других действиях Его (Пс.102.27, Иов 26.13, Пс.89.13, 118.16, Втор.33.27).
Это никак не доказательство телесности Бога, что Божественная Личность иногда появлялась в человеческой форме, так что один из мужчин, которые пришли к Аврааму, в долине Мамре, был ни кем иным, как Всеведущим и Всемогущим Господом, как показывает дальнейшее повествование (Быт.18.3). И Человек, который боролся с Иаковом до рассвета, был Богочеловеком, что и понял Иаков, и потому назвал место, где он боролся с Ним, Пенуэл, что значит "пред Лицом Божиим" (Быт.32.24,30). Так рассудили и Маной и его жена (Суд.13.6, 10-18), наряду с другими примерами, которые могут быть упомянуты. Но это были просто явления Сына Божия в человеческом образе, предвещавшие Его будущее Воплощение, ибо ни один человек никогда не видел Его формы (Иоан.5.37), и, возможно, причина того, что части человеческого тела так часто приписываются Богу, может касаться перспективы  Христова воплощения, чтобы подготовить умы людей к Нему, приучить их представления, укрепить их веру в Него и, очевидно, эти явления  были более частыми до пришествия Христа во плоти, и очень редко имели место впоследствии.
Сотворение человека по образу и подобию Бога как таковое не является достаточным аргументом, чтобы доказать, что существует нечто телесное в Боге, ибо у человека есть душа, или дух, в котором это образ и подобие главным образом и прежде всего заложены,  и который был первоначально создан в праведности и святости, мудрости и знании, и хотя он предполагает также тело, однако, поскольку тело было подготовлено в Совете и завете благодати, от вечности для Сына Божия, пришедшего во времени, и в книге вечной Божьей цели "все члены его были написаны и вылеплены... когда еще не было ни одного из них" (Евр.10.5, Пс.139.16), Бог мог в соответствии с идеей в Своем вечном разуме образовать тело первого человека.
2. Описание Бога, как Духа, учит нас усваивать Богу все превосходство того, что можно найти в духовных существах, но более превосходным образом, и рассматривать его в качестве трансцендентного и бесконечного в Нем. Дух не есть ни тонкая материя или экстракт вещей, ни ветер или воздух, которым он уподобляется по своей невидимости, ибо духи животных умирают, но это разумная душа ангелов и людей; первые называются духами (Зах.6.5, Евр.1.5), как и последние (Иов 32.8, Евр.12.23); но на самом деле они тварные духи (Пс.104.4, Зах.12.1), Бог же нетварен, и Он есть Творец их, и потому назван Отцом духов (Евр.12.9). Это существа ограниченные и живущие во времени, сотворенные, как и мир, и не вездесущий, Бог же есть Дух вечный и бесконечный, Живущий от века и до века, непостижимо огромный, Которого  "небеса небес не вмещают"; и все же  в духах есть некоторые превосходные качества, которые позволят нам легче понять Божественную природу.
Духи являются нетелесными, не имеют телесных частей, плоти, крови и костей (Лк.24.39) и хотя глаза, руки и т.д. приписываются Богу, но не из плоти (Иов 10.4), но это лишь выражает то, что подобает духовным существам в самом возвышенном смысле. Духи нетленны; они не подвержены смерти и тлению, но способны к моральному разложению,  как явствует из судьбы согрешивших ангелов, и из порочности души людей от падения, но Бог не подвержен растлению и разрушению ни в каком смысле, и потому именуется "нетленным Богом" (Рим.1.23). Духи бессмертны; ангелы не умирают (Лк.20.36), и души людей не могут быть убиты (Мтф.10.28), ибо они не состоят из частей, которые способны быть разделены и отделены, они не могут быть подвержены разрушению. Бог есть Бессмертный, "Единый имеющий бессмертие", и поскольку Он трансцендентен, то Он бессмертен в более высоком смысле, чем души ангелов и людей, и Он имеет бессмертие Сам и дарует его другим (1 Тим.1.17, 6.16). Духи невидимы, и их видимое явление - это заблуждение; кто видел душу человека или ангела в чистом виде?  Всякий раз, когда они сделали сами себя видимыми, они являлись в образе человеческом. "Бог невидим, и пребывает в свете, к которому никто не может приблизиться... которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим.1.17, 6.16). И, следовательно, как духам нет никакого приемлемого подобия, так и с Богом. Кто может сказать, какого цвета, формы и фигуры, образа и размера душа человека? Нельзя описать также форму и фигуры ангелов; все образы, картины и скульптуры их  являются плодом фантазии и воображения, и не более чем символами, ибо ангелы появлялись в человеческом образе, и поэтому их изображают в виде юношей, и они с непостижимой быстротой приносят вести и исполняют повелеваемое им, и поэтому им придают крылья, но наш мир не видел их как крылатых юношей. Таким образом, не может быть придано видимое подобие и Богу; Его никто не видел, и Его нечему уподобить и не с чем сравнить (Втор.4.12, Ис.40.18, 46.5).    Некоторые из язычников (9) признали невидимость Бога, как Духа, и Аристотель (10) выводит невидимость Бога из невидимости души человека.
Но кроме этих свойств, есть и другие, еще более превосходные в духах, в которых они подходят ближе к Богу и несут большее сходство с Ним, и позволяют нам получить более четкие идеи о Его природе. Они живут, деятельны, наделены пониманием, волей и привязанностями, обладают принципом жизни;  живые существа в видении Иезекииля обычно считаются ангелами, но таковы же и духи людей; тело Адама, когда он был сотворен, было безжизненным комом глины, но когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, "он стал живой душой" (Быт.2.7). Бог есть Бог живой, Он имеет жизнь в Себе и для Себя, и дает жизнь всем существам, которые имеют ее. Духи являются деятельными и могут действовать через другое, как и души людей через их тела; Бог есть чистое Действие, Actus Simplicissimus, и Его действие суть простое; в Нем нет ничего пассивного, как в материи, Он действует и действует всегда,  и "все существа живут и движутся, и существуют в Нем" (Иоан.5.17, Деян.17.28). Духи, ангелы и души людей суть разумные существа, у них есть способность понимания вещей природных и духовных; разумение же Бога бесконечно, Он никогда ничего не ищет, и по Своей природе Он знает Самого Себя и всю тварь  (Пс.147.6, Ис.40.28). Духи обладают волей, и являются свободными агентами; и Бог волит все, что Он делает, и делает то, что Он желает; Его воля безгранична, неконтролируема и суверенна (Пс.115.3, Дан.4.35). Духи имеют привязанности, любовь, милосердие, жалость и т.д.; Бог не только любит Свое творение, но есть сама Любовь (1 Иоан.4.16),  "Его милости от века и до века на боящихся Его", и он жалеет их, как отец милует сынов (Пс. 103.13, 17).
3. Из того, что Бог есть Дух, мы узнаем, что Он является простым (11) и несоставным Бытием, и не состоит из частей, и в отличие от телесности Его духовность включает Его простоту.  Некоторые, правда, считают, что этот атрибут Бога и Его духовность суть одно и то же, и, действительно, каждый атрибут Бога есть Сам Бог, ибо такова Его природа, и есть лишь много способов рассмотрения Его, или много проявлений этого. Тем не менее мы можем быть уверены, что Бог не состоит из частей, в каком-либо смысле, а не только в физическом смысле основных частей, как материя и форма, из которых состоят тела, ни составных частей, как душа и тело, из которых состоят люди, : ни в «метафизическом» смысле, как сущность и существование, закон и власть, ни в логическом смысле, как качество и различие, субстанция и акциденции, что означало бы Его несовершенство, слабость и изменчивость. Если бы Бог состоял из частей, Он не был бы вечным и предшествующим всему, ибо составляющие части по крайней мере сосуществуют с целым;   кроме того, составляющие части, даже в нашем представлении о них, не могут предшествовать целому, как тело и душа человека, из которых он состоит, не существуют до того, как он становится человеком, и также тогда рядом должен быть тот, кто  который ставит части вместе, и, следовательно, таковой должен быть перед тем, что состоит из них; но все это не согласуется с вечностью Бога, ибо тогда Он не будет Бесконечным и Величайшим, ибо эти части или конечны, или бесконечны; если конечны, они никогда не смогут составить Бесконечное Существо, и если бесконечны, то должна быть больше чем одна бесконечность что подразумевает противоречие; при этом также то, что состоит из частей, не может быть самодостаточным, ибо зависит от тех частей и единства их, в котором они сохраняются, и не может также быть вечным, неизменным и бессмертным, поскольку то, что состоит из частей, и зависит от их союза, подлежит изменению, а также может быть разделено на части снова, и так прийти к разрушению. Короче говоря, тогда Бог не был бы Существом Всесовершенным, ибо как наиболее духовное Существо Он есть также Всесовершенный, и также Он прост и несложен, и ничто по своей природе не является  более благородным, и более чистым, и более свободным от сложности и примесей.
Эта простота Бога не опровергает Троичность Лиц в Божестве, ибо, хотя есть Три разные Личности, есть лишь одна природа и сущность, общие для всех них, и она неотъемлема и не разделяется делится между ними, но совместно и на равных принадлежит им; также эти Лица действительно не отличаются по Божественной природе и сущности друг от друга, но лишь способами бытия, так что они только различаются между собой, но не разделяют и не дополняют Божественную природу. И это также не опровергает установления Божии, ибо указы Бога пребывают в Нем Самом,  и, как принято говорить, все, что в Боге, есть Бог, и так нет, кроме Самого Бога, Его дел и установлений по отношению к тварным вещам, и, хотя они многочисленны и разнообразны, но лишь по отношению к их предметам, но не к Самому Богу, Который есть один вечный акт, ибо в Своем бесконечном разуме Он постановил каждую вещь, что была, есть и будет, и то, о чем Платон (12) говорит как о едином и многом, означает для Бога единство Его сущности и множество Его идей и указов, которые из многих есть одно; и этим не должны быть опровергнуты атрибуты Бога, потому что они не являются не чем иным, как Самим Богом, и не отличаются друг от друга, но лишь в отношении их объектов и следствий и в нашем способе видения их, и не в природе и сущности Бога, ибо по Своей природе Он  не только вечное, разумное, доброе, любящее, но Он сама вечность, сама мудрость, сама доброта, любовь сама по себе и т.д.  И это не части Его природы, но проявления той же безраздельной природы, и хотя мы уже привели различные соображения об этом, но наш ум является настолько слабым, чтобы не быть в состоянии представить себе Бога сразу и вместе, но воспринимает Его качества лишь одно за другим, и то же в разных светах, чтобы мы могли лучше понять Его; эти несколько вещей, называемые атрибутами, которые едины в Боге, сказываются о Нем, и усваиваются Ему, есть лишь  подсказки нашему ограниченному пониманию для облегчения нашим умам возможности представить себе природу Бога, и принять в Нем то, что мы можем вывести разумом; и как отмечает один ученый еврей (13),  все эти атрибуты суть только интеллектуальные понятия, что позволяют нам помыслить совершенства, которые пребывают в сущности Бога, но не на самом деле понять, что есть Его сущность и что стоит за Его атрибутами.

 [1] Simonides apud Cicero. de Natura Deor. l. 1.
[2] Sepher Ikkarim, l. 2. c. 6.
[3] Hilchot Yesude Hatorah, c. 1. s. 5. ,6.
[4] Apud Laetant. de Ira, c. 11.
[5] Apud Clement. Stromat. 5. p. 601.
[6] De Diis et Mundo, c. 2.
[7] So Aristotle, Laert. l. 5, in Vita ejus.
[8] Laert. l. 7. in Vita Zeno.
[9] Philemon et Orpheus apud Justin. de Monarch. p. 104, 105.
[10] De Mundo, c. 6. so Minutius Felix, in octavia, p. 35, 36.
[11] aploun te einai, kai pantwn hkista thv eautou ideav ekba. nein, is simple, and least of all departs from his own idea, --remains alway simply in his own form, Plato de Republ. l. 2. p. 606.
[12] In Philebo, p. 372, &c. et in Parmenide, p. 1110,& c.
[13] R. Joseph Albo in Sepher lkkarim, l. 2. c. 8.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии