Старший сын Пушкина- Александр Александрович. ч. 1

                Дню рождения А.С.Пушкина.

Необычной была первая встреча двадцатилетнего Бунина с любимым сыном Пушкина «Сашкой». Приехав из Орла, в Москву, зашёл он в Страстной монастырь. Идёт служба. Стал, а рядом старушка глаз не сводит с моего соседа и шепчет мне:»Это Пушкин Александр Александрович. Я посмотрел и чувствую, что бледнею от волнения. Стоит старый седой генерал в сюртуке, а лицо Пушкина. Стою и боюсь пошевелиться, а глаз оторвать не могу…Пушкин – это волшебство, это божественное, я уверен, что нигде в мире, ни в какой литературе ничего подобного нет.» Бунин всегда восхищался Пушкиным и всем, что связано с именем великого поэта. 

Вернёмся в весну 1833года. Пушкины снова сняли дачу на Чёрной речке, где 6 июля 1833г.Наталья Николаевна родила сына. В честь отца его назвали Александром. После рождения его тёща стала добрее к зятю и за внука послала им 1000 руб. в подарок. Это был похвальный жест Натальи Ивановны, учитывая её скупость.  Но рождение сына не прибавило семье жалованья. Его хватало только на оплату квартиры и дачи. Чтобы обеспечить семейство, Пушкин просит отпуск для написания книги. 7 августа1833г. Пушкину дано высочайшее разрешение на 4-х-месячный отпуск. Наталья Николаевна с детьми остаётся на даче. 23 августа Пушкин приехал в Ярополец к тёще., а 26 августа  пишет уже из Москвы:»Поздравляю тебя с днём твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Много говорили о тебе, о Машке и о Катерине Ивановне.» Заметим, что отношения - то улучшились, но так и не выделила она Пушкиным часть своего поместья. 

Путешествуя по пугачёвским местам, Пушкин был в разлуке с семьёй 3 месяца. И снова идут письма:»Мой ангел, кажется я глупо сделал, что оставил тебя и начал опять кочевую жизнь… Живо воображаю первое число. Тебя теребят за долги…а что если у тебя нарывы, что если Машка больна?.. Пугачёв не стоит этого. Того и гляди я на него плюну – и явлюсь к тебе…  Ангел мой. Если ты будешь умна, т.е. здорова и спокойна, то я тебе из деревни товару привезу на 100руб., как говорится!..Прощайте, дети, до Казани. Целую вас всех ровно крепко – тебя в особенности». 2 сентября 1833г. письмо уже из Новгорода. "Я всё ещё люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую, куда ни попало. И далее по-итальянски: «Прощай, красавица моя, кумир мой. Прекрасное моё сокровище. Когда же я опять тебя увижу…» Сколько любви и нежности! Представляете себе, что чувствовала Наталья Николаевна, читая это письмо!И в этот же день, 2 сентября 1833г. Получив 2 письма  от жены, он пишет:»Слава богу,что ты здорова, что Машка и Сашка живы.» В письме от 8 октября поручение:»Мой ангел, сходи к Плетнёву, попроси, чтобы он к моему приезду велел переписать все указы, относящиеся к Пугачёву (1774-1775 и 1773.) И снова о детях:»Говорит ли Маша? Что зубки? Саше посвистываю». А 21 октября из Болдино забавный вопрос:»А каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него!»

После выкидыша Наталья Николаевна едет с детьми в Полотнянный завод на всё лето к брату Дмитрию Николаевичу. И снова письма:»Береги себя, будь осторожна, пляши умеренно, гуляй понемножку -19 апреля 1834г. И уже 20 апреля:»Посмотрим, как-то там наш Сашка будет ладить с порфиродным своим тёзкой; с моим тёзкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи, да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плеть обуха не перешибёт.»  Надежда Осиповна в письме к Ольге Сергеевне пишет  о нежной любви Пушкина к сыну:"Рыжим Сашкой Александр очарован. Всегда присутствует, когда его одевают, кладут в кроватку, убаюкивают, прислушивается к его дыханию. Уходя, три раза перекрестит его, поцелует в лобик и долго стоит в детской, им любуясь.»

Письма Пушкина говорят о добрых отношениях в семье. Тёщу он поздравил с именинами 25 августа 1834г. и пишет:»Жена моя прелесть и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которое я ничем не заслужил перед богом.» Установившиеся хорошие отношения позволяют Пушкину доверить свою семью на попечение Натальи Ивановны. А семья росла: в мае 1835г. родился Григорий, в мае 1836г.-Наталья. Семья была единственным местом, где Пушкин находил спокойствие и отдых. Другу Нащокину он пишет так:»Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать... Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились...Вот тебе анекдот о моём Сашке. Ему зачем-то запрещают просить то, что ему хочется. На - днях говорит он своей тётке:"Азя! Дай мне чаю:я просить не буду."(27 мая1836г. Петербург.)

    Продолжение:  http://proza.ru/2020/05/28/583


Рецензии
Да, период когда он писал о Пугачёве, интересен. Его заметки об обличье Пугачёва, когда того везли в Москву, записанные им со слов очевилцев и в записи по судебному "делу", разнятся...

С ув

Анатолий Святов   06.08.2022 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Анатолий!

С уважением - Людмила.

Людмила Дементьева   10.11.2022 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.