Большое азиатское путешествие. 3. Камбоджа

Собираясь в поездку, я думал: если повезет, я увижу Ангкор. Так и получилось. Вообще этот раз, хотя погода в Индокитае в августе неустойчивая, но она как будто подстраивалась под нас, предоставляя как по заказу то Солнце, если мы собирались на пляж или прогулку, или устраивала шоу из облаков и влаги, когда это не создавало проблем, или даже привносило какую-то экзотическую изюмину.
 
Так удачно поучилось и небольшое путешествие в Камбоджу. Мы были там не более 2 суток, но за это время посмотрели немало, получили много впечатлений. Одно из главных – это ощутимая конкуренция, ревность к Таиланду. Экскурсовод сказал, что между странами идет небольшая война за какую-то приграничную территорию с храмом. Противоречия между странами-соседями чувствуются во многом. И после посещения Ангкора становится вполне понятно почему. Дело в том, что Камбоджа – это небольшой остаток прежде могущественной империи кхмеров. В эпоху Средневековья (9-13 вв.) она занимала основную часть Индокитайского полуострова, по сути, сформировала этот регион из существовавших здесь в древности государств. Можно сказать, что кхмеры создали Индокитай. Они же создали стилистическую основу культуры Индокитая в архитектуре, изобразительном искусстве, театре, музыке, создали известный нам индокитайский стиль, который сейчас ассоциируется нами в большей степени с Таиландом, а не с зажатой между Тайландом и Вьетнамом небольшой Камбоджей.

Развитие индокитайского стиля легко увидеть, последовательно посетив храмы Пном Бакхенг, украшенный ступенчато-пирамидальными башнями (около 900 г.), сам Ангкор Ват, где эти пирамидальные башни, дополненные декором, приобрели классическую форму (12 в.), затем эти формы с несколько измененным силуэтом мы наблюдаем в тайских храмах 14-17 вв. в Аюттайе, и наконец, видим самое изысканное, завершенное воплощение этого стиля в храме Ват Арун в Бангкоке (конец 18 в.). Там же, в Бангкоке, на территории королевского архитектурного комплекса, у храма изумрудного Будды, находится уменьшенная копия Ангкора, установлены скульптуры кхмерских львов. Образы величия Ангкора были заимствованы по политическим соображениям, для тайцев они были символами превосходства и могущества. Тайцы в понятии камбоджийцев-кхмеров в этом смысле выступают как культурно-политические узурпаторы, похитившие прежнее величие кхмеров. И камбоджийцы стараются подчеркивать это. Действительно, их традиционный театр, который они показывают туристам в форме национального шоу, несравнимо лучше тайских фолк-шоу в Паттайе, поверхностных, аляповатых, создающих впечатление суррогата. Камбоджийский балет, как они это называют, исполняется под живое звучание оркестра традиционных музыкальных инструментов, соблюдает каноном установленные позиции, несет в себе текст, а не поверхностные эмоции. Это танец Апсар и белой обезьяны, сюжеты из Рамаяны. Этот балет представляет собой не шумные танцы в духе кабаре, а чинное, степенное действо, которое можно смотреть долго, не утомляясь, оно зачаровывает и настраивает на особый, магический, отстраненный путь восприятия реальности. Культурная программа для туристов в Сиемреапе (город, расположенный около древнего Ангкора, переводится как «Побежденный Сиам», т.е. «побежденный Таиланд») как будто создана с целью показать: «настоящее, подлинное – у нас, мы – хранители традиции, а не они…».

Для меня все это было открытием. Прежде я думал, что центр Индокитая – Таиланд. Это правда, но центр современный, занявший место империи кхмеров, где-то с 15 в. Но сердце Индокитая – в Камбодже, в Ангкоре, и в этом его историческое значение, а не просто в том, что он представляет собой гигантское уникальное творение древней цивилизации. В каком-то смысле Ангкор для Индокитая как Киев для России и Рим для Европы – «матерь городов» и точка отсчета культурно-политического развития.

Интересно было посетить плавучую деревню вьетнамцев на озере Тонлесап. В шутку это место экскурсоводы называют «камбоджийская Венеция». Здесь все было плавучим: дома на лодках, школа для детей, церкви, даже свинарники. Носы лодок и фронтоны домов у них украшены разноцветной геометрической живописью. Здесь же находилась верфь, где рабочие строили такие лодки. В магазинчике сувениров (разумеется, тоже плавучем) была масса интересных поделок, среди которых я особо приметил Будд из резного камня. По возвращении из Камбоджи по дороге мы видели мастерскую, где шумно резали камень, изготовляли таких Будд. Тут же из окна летящей машины я замечал полевые  работы: пахоту на волах, посадку риса.

В Камбодже все работают. Это обращает внимание. Даже дети в местах скопления туристов не попрошайничают, а старательно, настойчиво продают сувениры. Я обалдел от местной экзотики и купил у местных торговцев целый оркестр народных инструментов: скрипку восточноазиатского типа, красиво вырезанную из дерева, небольшой барабан, затянутый кожей змеи, похожий по форме на кубок, варган (губной камертон) из бамбука. Этот прекрасный музыкальный набор, можно сказать, букет, теперь стоит у меня в комнате на тумбочке, и часто обращает на себя внимание своим изысканными линиями, которые сами по себе создают музыкальные, эстетические ощущения. Вообще в Камбодже для туристов предлагается множество изделий, среди которых вполне удачно можно выбрать сувениры, аксессуары из местных натуральных материалов ручной работы, не суррогат.

Возвращаясь на катере с прогулки по озеру, я заметил повисшее над водой большое кучевое облако в форме пирамиды. Смотря на него, я подумал: это Храм небесной гармонии и спокойствия. Наблюдая закат с вершины храма Пном Бакхенг, и по возвращении рассматривая из окна машины поля камбоджийской равнины, я не раз замечал такие облака-храмы. Вероятно, эти формы не случайны, и объясняются местными сезонными метеоусловиями, которые соотношением влажности и атмосферного давления создают такие кучевые облака. Может быть, это сама природа задала местной цивилизации формы храмов, которые повторяли эти небесно-божественные образы, взывая к расположению небес. Облака в Камбодже действительно богаты своими формами, так что глядя в небо хотелось сказать: Камбоджа небогатая страна, но у нее очень богатое небо…

Еще одно важное для меня наблюдение касается истории буддизма. Прежде я думал, что Индокитай – один из коренных регионов буддизма. Но теперь вижу, что в эпоху средневековья здесь преобладал индуизм, а буддизм стал сильнее достаточно поздно – века с 15-16. Местные буддийские памятники достаточно поздние и вторичны. Даже в Северном Китае и Корее они более древние и ортодоксальные, чем здесь. Поэтому в поисках Будды я забрел «не туда», и мои приключения должны быть продолжены. Бирма, Шри-Ланка, о. Ява, Центральная Азия – вся империя Будды ждет и скучает по мне…

Еще в Камбодже прекрасные отели и сервис, там очень вкусное местное кофе, и местные тоже неплохо понимают по-русски…

На обратной дороге на таможне случился забавный момент. Стоя в очереди на проверку документов, я заметил на соседнем терминале необычную суету, разборки какого-то недоразумения. Были слышны вопросы: «Ladys?» «Ladys?» Две вполне симпатичные девушки попались на документах, в связи с двойственностью их сексуальной принадлежности. Шумиха притянула внимание всех на таможне. Смотрящая мои документы контролер оглянулась в их сторону и снисходительно заулыбалась. Контролеры помялись, девушки поволновались, недоразумение разрешилось, и «леди» прошли через турникет. Одна из них, более красивая, с довольным видом звезды проходя мимо, вызывающе смотря на зевак, оттянула лиф своего платья, демонстративно обнажив на секунду одну из своих грудей, и кокетливо виляя задом, ушла, поправляя лямочку. Все это происходило прямо перед моими глазами и я был в восторге… Так мы вернулись в Таиланд.

Получается, что среди всего количества достопримечательностей, самыми ценными мне показались не памятники истории и архитектуры, а мгновения, ухваченные между делом. Полет в гонконгском экспрессе, воздушные храмы Камбоджи, мелькание лиц экзотических персонажей в Паттайе – запомнились мне больше всего. Хочется снова пересмотреть их. Но вот именно их и невозможно заново увидеть, в отличие от вековых памятников истории и пейзажей. Наверное, поэтому я и решил написать все это, чтобы хотя бы приблизительно оформить и зафиксировать те необычные, яркие моменты, которые пережил. Дай бог, я снова окажусь в тех местах, буду искать знакомые ощущения, но по дороге туда я встречу еще много прежде невиданных и неожиданных впечатлений, которые складывают лучшую часть моей довольно серой жизни.

В ноябре я держу в руках книгу И.А. Гончарова «Фрегат Паллада», где он описывает свое путешествие, в том числе по тем краям: «Дальнее плавание населит память, воображение прекрасными картинами, занимательными эпизодами, обогатит ум наглядным знанием всего того, что знаешь по слуху… И этого всего потом из памяти и сердца нельзя выжить во всю жизнь: и не надо – как редких и дорогих гостей».

Что же еще я могу вам сказать? Летайте самолетами Аэрофлота…

2011 г.


Рецензии