Бел Город. Город Оскол и Оскольский уезд

Бел Город. Город Оскол и Оскольский уезд
Яндекс.Дзен

Продолжаем читать сборник «Белгородская черта» за 2017 год. Статья Д.Е. Евсюкова посвящена интересной теме – Оскольскому уезду. Понятно, что основные черты уезда при уездном городе типические для всех уездов в «польных городах» Белгородской черты. Уезд - основная административная единица в допетровской России, о которой мы знаем очень немного. Выражая признательность автору, выскажем и своё мнение.

Острожек Усть-Убли, начало города Оскола (Старого Оскола)

Город Оскол с уездом начался, можно сказать, с Усть-Ублинского острожка, который был поставлен на реке Оскол в 1571 году по «Боярскому приговору о назначении мест, где стоять головам в поле…» для сторожевой казачьей службы в Поосколье. В этот острожек назначались служилые люди из Тулы, Орла, Мценска и рязанских городов: Дедилова, Крапивны, Данкова, Новосиля. (По сути, Усть-Убли был опорным пунктом для разведки в степи (в Поле) служилыми казачьими станицами и сторожами их ближних городов – Авт.)

Город Оскол был поставлен вместо этого острожка только в 1596 году, и началось уже интенсивное заселение города и его предместий служилыми казаками из всё тех же городов. Предместья разрастались постепенно в уезд вокруг города.

Орлицкий стан

Оскольский уезд сформировался на рубеже XVI-XVII веков и включал в себя пять станов: Окологородный, Ублинский, Чуфичевский, Дубенский и Орлицкий. Самым южным станом был Орлицкий, его села прилегали к правым притокам Оскола: Орлика, Ольшанки, Халани и Холка.

По Дозорной книге 1615 года к Орлицкому стану относятся 10 сёл и деревень: Яблоновое, Голубино, Холань, Ковыльная, Ольшанец, Сараева Поляна (Завалишина), Хмелевая, Волково, починки Фатеев (Алпеев) и Мокрищев, всего 91 двор. Хотя и отдалённый, Орлицкий стан считается самым крупным в Оскольском уезде. (Отметим, что стан даёт примерно сотню казаков, по одному-два от двора, а пять оскольских станов – это пять сотен казаков для сторожевой службы и походов – Авт.)

Яблонов острог

В апреле 1637 года воеводой А.В. Бутурлиным, с присланным из Москвы полком стрельцов, на Изюмском шляху «на ходу крымского царя и больших крымских людей», который шёл вдоль реки Оскол, всего за две недели был возведен Яблонов острог, в нём размещается гарнизон из московских стрельцов и присланных казаков. Яблонов занимает стратегическое положение и быстро разрастается. На севере он граничит с Орлицким станом, и становится ближним городом для его служилых казаков.

Поскольку Яблонов занимает стратегическое положение, он выдвинут в степь на опасном Изюмском шляху, его воевода получает от Москвы известные преференции. В 1639 году в подчинение яблоновского воеводы передают голубинских казаков: «Голубинских казаков ведать к новому городу ко Яблонову… для того что село Голубино от Оскола в пятидесяти верстах, а от Яблонова острогу в пятнадцати верстах» (РГАДА).

В это же время отмежевывается от Оскольского уезда и передаётся Яблонову починок Тростенец. В 1640 году тростенецкие дети боярские верстаются на службу уже по городу Яблонову воеводой В.П. Львовым.

Ещё через несколько лет сёла по реке Халань: Халань, Ковылино и Прилепы по этой же причине просят о переводе их в Яблонов уезд. В своих челобитных сельские жители именуют себя «халанскими детьми боярскими». В сентябре 1642 года в Яблоновой приказной избе 50 халанских «детей» подают челобитную, в которой просят передать их в ведение яблоновского воеводы, и уже в ноябре этот вопрос решается положительно: «Ведать службой к Яблонову».

Уездный спор

В 1640 году завершается строительство Яблоновского участка Белгородской черты, и в Яблоновском уезде образуется много новых сёл и деревень «за счёт выделения поместий детям боярским, верстанным из яблоновских казаков и стрельцов». В 1646 – 1648 годах это Кузькин верх (Кузькино), Лозное, Васильев Дол, Порточная Поляна (Порточное, Проточное). Возникают земельные споры между яблоновскими нововёрстанными детьми боярскими и владельцами соседних оскольских поместий по реке Ольшанке.

Из московского Разряда в сентябре 1650 года белгородскому воеводе Борису Репнину и его товарищу Василию Головину направляется государева грамота, в которой предписывается размежевать земли Яблоновского и Оскольского уездов. В октябре Репнин отчитывается о межевании, в Яблоновский уезд для это был направлен писец Микита Зыбин.

В 1651 году воеводу Оскола Федора Ловчикова сменил воевода Иван Языков. По старой памяти, он вызвал на смотр в Оскол детей боярских Орлицкого стана. Они ехать отказались, потому что Микита Зыбин отписал Орлицкий стан к Яблонову. Это дело затянулось, только осенью 1652 года яблоновскому воеводе Г.С. Куракину из Москвы направляется грамота, в которой детей боярских Орлицкого стана велено отписать к городу Яблонову. Всего был отписан 121 человек с поместьями.

В Яблоновский уезд перешло село Ольшанское (Нижняя Ольшаница) с деревнями Подымовой и Савенковой (Верхняя Ольшаница), село Волково с деревнями Огибной и Лабышкино, село Хмелевое с деревней Алпеевой. В Оскольском уезде из прежнего Орлицкого стана осталось только село Яблоново с деревней Сараева Поляна (Завалишино), вошедшее в его Дубенский стан.

Наши выводы

Надо сказать, в допетровской России было понятие «служилого города», в нём уездный город сливался со своим уездом и представлял как бы единое «служилое целое». Так называемое "поселенное войско". Основное назначение «польных» пограничных городов было, конечно, военное, основная задача – охранять и защищать границу, всё подчинялось этой цели.

Поэтому достаточно условна граница между детьми боярским и казаками и стрельцами, которые, по обстоятельствам, переходят по этой служебной лестнице, при этом все они сами работают на земле в своих поместьях. Фактически, все они казаки по роду своей службы и образу жизни, что прослеживается в других источниках. Стрельцы при необходимости становятся «конными стрельцами».

Орлицкий стан имеет примерно сто дворов, то есть формирует свою сотню казаков, пять оскольских станов дают, соответственно, пять сотен. Оскольский воевода периодически проверяет состояние этих своих «полковых казаков» из уезда на смотрах. Помимо них есть еще «городовые казаки» в самом Осколе.

Обычная казачья служба – выставлять в степь дозоры и станицы для обнаружения татарской или черкаской (польско-литовской) конницы, охранять границу и свои города. В совокупности, оскольский воевода имеет под своей рукой примерно казачий полк для отражения возможных нападений. То есть каждый «польный» уезд Белгородской черты представляет собой отдельный казачий полк, все они связаны в одну оборонительную систему защиты пограничных рубежей.

Городу Яблонову, как стратегически более важному, Москва оказывает предпочтение в земельном споре с Осколом. Потому что передаются не только земли, но и служилые казаки, дети боярские и полковые казаки, для оперативного подчинения выдвинутому в степь городу Яблонову.

Виктор Каменев, участник Пушкинского клуба, г. Белгород

26.05.2020

Используемая литература
1 «Оскольский уезд: административно-территориальные преобразования после основания города Яблонова», Д.Е. Евсюков, г. Москва, «Белгородская черта» сборник №2, 2017 год, Белгород.

2. «Белгородская черта», В.П. Загоровский, издательство Воронежского университета, Воронеж, 1969.

3. «Белгородская губерния», И.Г. Пархоменко, Белгород, 2002.

4. «От Руси к России», Л.Н. Гумилёв, Москва, АСТ, 2015.


Рецензии