Виктор Николаевич Бочков, ум. 14. 03. 1991

О нем, впрочем, я уже высказался под заголовком «Прохиндей», измененным по просьбе одного из редакторов на «Локализатор», однако ни под первым, ни под вторым заголовком мое высказывание начиная с конца прошлого столетия ни в одном костромском издании так и не было опубликовано.
И даже в электронном виде распространенное мной среди знакомых мне краеведов ни понимания, ни сочувствия у них, как ни странно, не вызвало.
К этому, помимо вышеописанных взаимоотношений краеведов, примешивается, на мой взгляд, еще и общечеловеческая слабость, состоящая в том, что никому не хочется признаваться в своих невынужденных ошибках.
Не хочется и мне, но приходится, потому что без признания сделанной ошибки под сомнением оказывается и все остальное, а этого подавно не хочется.
Я, безусловно, виноват в том, что ежегодный весенний семинар для костромских краеведов некогда предложил назвать Бочковским и в его программе даже назвал имядателя «выдающимся краеведом-профессионалом».
И хотя это сформулировалось исключительно с прагматической целью, никто меня за язык не тянул и ничто не мешало предварительно с ним разобраться.
Прислушаться к предупреждениям некоторых своих старших сподвижников о несоответствии действительности отдельных его сообщений, но в целом высказывавшихся как-то неопределенно и невразумительно.
И наоборот, не доверяться женским высказываниям о том, что он не упорствует в своих ошибках и при всякой возможности старается их исправить.
Но, как известно, ошибка ошибке рознь, да и является ли ошибкой обман?
Я разговаривал с ним только один раз и явился к нему по протекции учредительницы «Костромской земли», для первого выпуска которой предназначалась и пустоватая рукопись Бочкова под названием «Островский в Костроме», которую мне вздумалось переделать в краткий путеводитель под названием «Островские в Костроме», дополнив ее другими его публикациями.
По ознакомлении с путеводителем он мне самому и предложил его подписать, но потом все же подписал, когда я сказал, что чужого мне не надо.


Рецензии