Актерская судьба Евгения Урбанского

Я с детских лет был увлечен сильными в физическом плане людьми. Моими любимыми героями были  богатырь Илья Муромец,  великий русский борец Иван Поддубный, штангист Юрий Власов. В одном ряду с этими историческими персонажами и актер Евгений Урбанский, обладающий колоритными  физическими данными.

Актерская судьба Евгения Урбанского была короткой, но яркой. С первого же фильма советский Марлон Брандо, как его прозвали позже, приобрел всесоюзную известность и армию поклонников. Каждая роль, даже самая незначительная, запоминалась навсегда. Режиссеры не боялись доверять актеру серьезных, глубоких персонажей. Знали – Урбанский обязательно справится блестяще.

Женя – сын комсомольского и партийного работника Якова Урбанского. Родился в Москве, но в дальнейшем семья переехала в казахстанскую столицу. В конце 30-х годов отец замещал руководителя отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана.

Через год после того, как вступил в должность, попал под репрессию (его реабилитировали только в 1955-м) и отправился в лагерь. Мама осталась с двумя детьми в Алма-Ате (ныне Алматы). После Великой Отечественной войны отца перевели в город Инта, расположенный в республике Коми, где семья и воссоединилась.

Евгению легко давались школьные науки, любил литературу, особенно поэзию. Мальчик входил в число поклонников Владимира Маяковского, наизусть знал множество произведений поэта, с которыми выступал на праздниках. Подросток увлекался акробатикой, учителя пророчили Жене спортивное будущее.

Получив аттестат зрелости, Урбанский поехал в столицу России, где поступил в дорожный институт. Профиль не понравился, тогда юноша решил перевестись в горный вуз. Это учебное заведение и решило будущую судьбу – Евгения привлекли к художественной самодеятельности, и он вдруг понял, что хочет стать актером.

Перед молодым человеком распахнула двери Школа-студия МХАТ. Высокого красавца приняли с первой попытки, позднее однокурсник Олег Табаков пояснял почему:
«Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый».

После окончания актерской студии Евгений Урбанский стал членом труппы Московского драматического театра. Но колоритный актер просто не мог принадлежать одному только театру. Вскоре с молодым человеком захотели поработать режиссеры кино. В 1956 году постановщик Юлий Райзман пригласил Урбанского сыграть главного героя картины «Коммунист».

Молодой актер вжился в роль Василия Губанова, образцово-показательного коммуниста, участника советской стройки, который честно и добросовестно тратит силы в труде. Коллегами по съемочной площадке стали уже известные зрителю актеры Евгений Шутов, Борис Смирнов, Софья Павлова.
После премьеры фильма Евгений Урбанский купался в лучах славы и зрительской любви, читатели журнала «Советский экран» поставили картину в тройку лучших. Кроме того, эта киноработа завоевала диплом на Международном фестивале в Венеции, а затем получила премию на Всесоюзном кинофестивале.

После «Коммуниста» молодого актера стали приглашать к себе и другие советские режиссеры. У Григория Чухрая Евгений Урбанский сыграл даже не единожды. Например, в таких картинах, как «Баллада о солдате» и «Чистое небо». Михаил Калатозов позвал Урбанского на роль проводника в фильме «Неотправленное письмо», Владимир Герасимов – на роль чекиста в «Испытательном сроке», Василий Ордынский – на роль Виктора в «Большой руде», Андрей Смирнов и Борис Яшин – на роль Бабина в «Пядь земли».

Евгений не мог спокойно гулять по улицам, всюду молодого человека узнавали и просили автограф. Режиссеры тоже не оставляли актера без внимания, предлагая интересные роли, но тот, как ни странно, отказывался от работы. Следующие два года Урбанский самоотверженно играл на театральной сцене, иногда в месяц с его участием проходило больше 25 спектаклей.

Вновь заманить в кино начинающего киноактера удалось Григорию Чухраю. Постановщик доверил Урбанскому воплотить образ фронтовика-инвалида в военной мелодраме «Баллада о солдате». В 1960 году актер опять снимался у Чухрая, на сей раз в главной роли. Евгению достался самый сложный в его творческой биографии персонаж – летчик, Герой Советского Союза Алексей Астахов в драме «Чистое небо». В войне с фашистами пилот попал в плен, но ему удалось сбежать.

В мирное время мужчина попадает под подозрение как военный, оказавшийся в плену. Урбанскому удалось правдиво передать страдания человека, ставшего, по сути, изгоем общества. В поисках места в жизни герой обретает, наконец, веру в себя и близкого человека.

После выхода картины Евгений Яковлевич вновь почувствовал себя в зените славы. На фестивалях в Советском Союзе, Мексике и Америке призы и награды сыпались на картину как из рога изобилия, а читатели «Советского экрана» отвели ей «золото» в рейтинге лучших фильмов 1961 года.

После этого Евгений успел сняться еще в четырех лентах. В короткометражке Андрея Кончаловского и Евгения Осташенко «Мальчик и голубь» артист примерил образ грузчика. Заметную роль Урбанский получил в драме «Большая руда», где работал со звездами Михаилом Глузским, Ларисой Лужиной, Станиславом Любшиным.

В 1964-м вместе с Александром Збруевым защищал плацдарм на берегу Днестра в военном фильме «Пядь земли». Фильмография актера оборвалась на картине «Царь и генерал», где Евгений Яковлевич перевоплотился в советского чекиста.

Официально актер был дважды женат и имел двоих детей. С первой женой Ольгой Евгений Урбанский познакомился еще во времена учебы в дорожном вузе. Юный Женя зашел вместе с товарищем к девушке, чтобы отдать книжку, и влюбился с первого взгляда.

Через пару часов Ольга выскочила из дома, торопилась на электричку, и обнаружила парня сидящим около подъезда. Увидев ее, Евгений не растерялся, представился и с ходу принялся читать стихи Маяковского. Девушку покорило проникновенное чтение лирики поэта, и она согласилась на свидание.

В этом браке родилась дочь, которую тоже назвали Олей, хотя дома к девочке обращались по имени Алена. После распада семьи пара осталась друзьями, мужчина продолжал участвовать в воспитании дочери.

Второй законной супругой Урбанского стала актриса с латвийскими корнями Дзидра Ритенберга. Познакомившись с девушкой на Московском кинофестивале, молодой человек уже через месяц повел ее в ЗАГС, боясь, что на уедет в Ригу. Дочь Женю советский актер так и не увидел – девочка родилась после его смерти.

За плечами Евгения также яркий роман и семилетний гражданский брак с дивой советского кино Татьяной Лавровой. Женя был на 6 лет старше возлюбленной - студентки студии МХАТ. Пара поселилась сначала в общежитии, потом жила в коммуналке у бабушки Лавровой. Союз разрушила измена Урбанского.

Евгений обладал отменным голосом, замечательно играл на гитаре. Говорят, манера исполнения вдохновляла в начале творчества Владимира Высоцкого. Восхищался певческим талантом актера и Юрий Никулин:
«Урбанский был незаменимым человеком в компании. Как он пел - никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но никогда не мог, как он».

Но самым драматичным, причем не только в кино, но и в жизни, стало для Евгения Урбанского участие в ленте Алексея Салтыкова «Директор». Именно «Директор» стал последней работой блестящего актера.

Съемки начались в середине 1960-х годов. Отсняв часть фильма в павильоне, труппа отправилась в Узбекистан. Там в нескольких километрах от Бухары планировали сделать самые эффектные сцены. Так, согласно сюжетной линии, герой Урбанского должен был перепрыгивать песчаные барханы на автомобиле. Самое интересное, что дублер у актера имелся, профессиональный спортсмен, но Евгений отчего-то отказался от его услуг и решил исполнить трюк самостоятельно. И случилось страшное. Автомобиль Урбанского перевернулся. В результате аварии 33-летний актер получил тяжелейшую травму: перелом основания черепа. Коллеги даже не успели довезти его до больницы. Это произошло 5 ноября 1965 года. В тот момент жена Урбанского была беременна. Позже, когда его дочка появилась на свет, супруга назвала ее в честь отца – Евгенией.

Режиссера Салтыкова на время отстранили от режиссуры. Однако через четыре года фильм «Директор» все же был переснят, только главного героя уже играл другой актер - Николай Губенко.

Говорят, что беда всегда ходит бок о бок со счастьем. Правда это или нет, но именно так произошло в жизни советского актера Евгения Урбанского. Он был сыном врага народа. А подобное родство в те годы, конечно, не прибавляло. Возможно, Евгений никогда бы не появился на экране и, может быть, даже не погиб бы, если бы в 1955 году Урбанского-старшего не реабилитировали.

В память о талантливом лицедее спустя три года режиссер Екатерина Сташевская-Народицкая создала документальную ленту «Евгений Урбанский», которая включила и кадры из последнего фильма. А Евгений Евтушенко посвятил актеру «Балладу о совершенстве».

Евгений Урбанский снялся в следующих фильмах:
1957 — «Коммунист»
1959 — «Баллада о солдате»
1959 — «Неотправленное письмо»
1960 — «Испытательный срок»
1961 — «Чистое небо»
1961 — «Мальчик и голубь»
1964 — «Большая руда»
1964 — «Пядь земли»
1965 — «Царь и генерал»

Поклонники таланта Евгения Яковлевича Урбанского часто вспоминали актера, жалели, что он так рано ушел из жизни.  Но время лечит, появились новые герои, новые звезды театра и кино, и Урбанский постепенно забывался. Именно поэтому мне захотелось напомнить об этом актере и человеке,  крупногабаритного не только по физическим данным, но и по актерскому таланту.


Рецензии