Ричард Ченслор и Россия

«Филиппу Божьей милостью царю Англии, Франции, Неаполя, Иерусалима и Ирландии, защитнику веры, князю Испании и Сицилии, эрцгерцогу Австрии, герцогу Милана, Бургундии и Брабанта, графу Габсбурга, Фландрии и Тироля», - так начинается книга Клемента Адама, в которой рассказывается о путешествии английского купца и мореплавателя Ричарда Ченслора в Московию. Сам Клемент Адам в путешествии участия не принимал, зато хорошо знал латинский язык, на котором и описал все происходившее со слов самого Ченслора. Вскоре был сделан и английский перевод. Он был опубликован Ричардом Хаклюйтом в Лондоне в 1589 году, разумеется, без посвящения Филиппу II, так как на престоле в Англии в это время находилась королева Елизавета I, враждовавшая с Испанией.
Кстати, само это посвящение указывает, что книга была написана «по горячим следам», ибо Филипп II царствовал в Англии недолго, до смерти своей жены Марии Тюдор, т.е. до 17 ноября 1558 года. Само же путешествие началось 10 мая 1553 года, когда на английском престоле еще находился сын Генриха VIII – Эдуард VI (он умер 6 июля 1553 года). К берегам России северным морским путем отправилась небольшая флотилия, состоявшая из трех судов: «Бона Эсперанца», «Бона Конфиденция» и «Эдуард Бонавентура». Возглавлял флотилию Хью Уиллоби, которому не суждено было вернуться на родину живым: «Бона Эсперанца» и «Бона Конфиденция»во время шторма в Норвежском море разошлись с кораблем Ченслора «Эдуард Бонавентура», затем достигли устья реки Варзина, где решили остаться на зимовку. В мае 1554 года рыбаки-поморы обнаружили оба судна, стоящими на приколе. Все члены экипажа, включая и капитанов обоих судов погибли.
Ричард Ченслор после шторма в Норвежском море, разыгравшегося 3 августа 1553 года (эту дату сообщает в записке Хью Уиллоби: эта записка была найдена на корабле «Бона Эсперанца»), утратил, как уже было сказано, связь с остальными двумя кораблями флотилии и продолжил путь к берегам России (хотя целью, поставленной перед флотилией королем Эдуардом VI, было найти северный путь в Китай и Индию). 24 августа 1553 года корабль «Эдуард Бонавентура», управляемый Ченслором, достиг Двинского залива, где англичане встретили русских рыбаков. От рыбаков они узнали, что страна, в которую они попали, называется Россией и Московией (Russiam atque Moscoviam), а правит ей князь Иван Васильевич (Ievan Vasiliviche).
О дальнейших событиях мы узнаем из двух источников: повествования Клемента Адама и повествования самого Ричарда Ченслора «Книга о великом и могущественном императоре Руссии и герцоге Московии и о землях, порядках и товарах в его владениях». Любопытен отзыв Ченслора о Москве и о русском царе Иване Грозном. О Москве Ченслор пишет: «Сама Москва (Mosco) велика. Я думаю, что весь этот город больше, чем Лондон с пригородами: но он очень грубый и построен без всякого порядка (standeth without all order). Дома все деревянные, и им угрожает большая опасность пожара. Там есть красивый Замок, стены которого сделаны из кирпича и очень высокие: говорят, что толщина их составляет 18 футов, но я не верю этому: мне не кажется, что это так, хотя с достоверностью я этого не знаю: ибо никому из иностранцев не разрешается осматривать их (no stranger may come to viewe it)». О царе Иване Грозном Ченслор сообщает: «После того как я пробыл [в Москве] двенадцать дней, секретарь, который занимается иностранцами, послал за мной и объявил мне, что Герцог (the Duke) будет рад, если я предстану перед Его Величеством с письмами от моего господина короля». Здесь надо сделать отступление и рассказать о том, что английский король Эдуард VI снабдил путешественников письмом, адресованным всем правителям, которых путешественники могут встретить на своем пути, и составленном на латинском, греческом и других языках. Письмо начиналось словами: «Эдуард VI, царь Англии, Франции и Ирландии и т.д. всем царям, и князьям, и господам, и всем Судьям земли, какое бы ни было их превосходство и достоинство, во всех местах, которые под всем небом: Мир, спокойствие и честь вам, землям и областям вашим, которые подвластны вашему правлению, и каждому из вас, как ему подобает».
Вот как описывает Ченслор прием у Ивана Грозного: «Когда Герцог прибыл в назначенное место, переводчик пришел за мной в приемную (utter chamber), где сидело сто или более благородных господ, все одетые в роскошные шитые золотом одежды, и оттуда я пошел в зал совета, где сидел сам Герцог со своими боярами (with his nobles), которые составляли блестящее общество (a faire company): они сидели на возвышении вдоль стен палаты, но он сидел гораздо выше, чем кто-либо из его бояр на позолоченном троне в длинном платье, украшенном тонкими золотыми пластинами с императорской короной на голове и жезлом из хрусталя и золота в правой руке, в то время как другая рука его слегка опиралась о трон».
Итог визита Ченслора в Россию был впечатляющим. Он привез обратно в Лондон грамоту царя Ивана Грозного, даровавшего английским купцам привилегию беспошлинной торговли с Московским государством. Вскоре Ченслор вторично отправился в Россию, но на обратном пути из-за бури погиб у берегов Шотландии в 1556 году. Имя Ричарда Ченслора носит одна из улиц российского города Северодвинска.


Рецензии