Мои любимые актёры
Когда на сцене появился Виталий Соломин, родной брат Юрия, зал «задрожал» от аплодисментов. И было отчего. Только-только вышел на советские киноэкраны фильм «Даурия», где он сыграл самую главную роль – Романа Улыбина. Как сказал актёр нам, он никогда не просился у режиссеров на роли в их фильмах, те приглашали его сами. Но в этом фильме он нарушил свои «правила». Ведь события в «Даурии» происходили в годы Гражданской войны в тех же примерно местах, где он родился и вырос. А нам, зрителям, сегодня трудно себе представить на его месте другого актёра. Лично я рад и за его брата Юрия, исполнившего роль киношного брата.
Начал свой рассказ Виталий с поступления на учёбу после школы. С Читы он поехал покорять Москву, как ранее это сделал Юрий. Документы сдал в Театральное училище имени М.С.Щепкина. Явился на вступительные экзамены. Но до конца раскрыть свой талант абитуриента не успел. Председатель комиссии спросил: «Не брат ли ему Юрий Соломин?». При положительном ответе, вопросов у членов комиссии не последовало. Ибо все они до видели многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства». И не ошиблись. Брат стал такой кинозвездой. К огромному только сожалению, она рано погасла. Из-за страшной и неизлечимой болезни. К счастью, Юрий жив-здоров.
Затем Виталий сообщил интересные факты из студенческой жизни. Оказывается, его сокурсниками были в том числе Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов. Мне жаль, что в «Даурии» они с Павловым сыграли врагов. Виктор мог прекрасно исполнить роль Михаила Кокшенова.
Много нового мы узнали от актёра и об его участии в своём первом фильме 1963 года «Старшая сестра». Как и о следующем – «Женщины». По двум этим кинокартинам мы, сидя в зале, понимали: Виталий может превзойти по таланту Юрия. Не суждено! Хотя старший брат вряд ли на него обиделся бы.
С собой на встречу младший Соломин привёз для показа фильм 1971 года «Расскажи мне о себе» (роль погибшего на войне Лёнчика). Посмотрев его по окончании встречи, мне подумалось: как бы было замечательно, если бы режиссёр поменял его роль на роль Джигарханяна. При всём уважении к последнему.
Много раз в советские времена слышал, что Болгария просилась в состав СССР в качестве шестнадцатой союзной республики. Не знаю, правда это или нет, но только из всех зарубежных актёров того времени в наш город на встречу со зрителями приезжал один – болгарин Георги Георгиев-Гец. По крайней мере, о других я не слышал. Хотя и говорил он через переводчика, но мы слушали его, затаив дыхание. Потому, что хорошо помнили его воеводу из болгарского телесериала 1969 года «На каждом километре». Да, сейчас фильм тот воспринимается по-другому. Не только потому, что он о коммунистах (кстати актёр Георги был настоящим членом БКП), а прежде всего потому, что нынче болгары повернулись к нам, россиянам, «спиной». Вступили в НАТО. От былой дружбы не осталось и следа. В то же время, я ничего не имею против Георгиева-Геца, ушедшего в мир иной в 1996 году. Тогда в Европе антироссийская истерия ещё «дремала». Проснулась, к сожалению, в 21-ом веке. И «ложиться спать», как мы видим, в ближайшее время явно не собирается. О чём стоит только сожалеть.
Что касается по-настоящему моих любимых советских актёров, то, так получилось, список возглавляют три Юрия: Соломин, Яковлев и Назаров. О первом я уже частично упоминал выше. Добавить только хочу, что «прославился» и полюбился зрителям он не только «адъютантом»: я не люблю ремейков, но воспринимаю его в роли Ивана Телегина в телесериале 1977 года «Хождение по мукам» также, как и Вадима Медведева в той же роли в кинотрилогии 1957-59 годов. Между прочем, и Михаил Ножкин сыграл Рощина не хуже Николая Гриценко. Будь на месте Соломина и Ножкина другие актёры, я бы сериал семьдесят седьмого года смотреть не стал.
Юрия Яковлева полюбил по ролям в фильмах: «Мы, нижеподписавшиеся…», «Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию», «Друзья и годы». Из всех его ролей мне очень не понравилась только одна, в фильме «Штаны». Неприятно смотреть сцены с таким замечательным актёром в СИЗО.
С Юрием Назаровым «познакомился» после выхода не телеэкран в 1967 году фильма «Баллада о комиссаре». Своим поклонникам он поднёс тогда прекрасный подарок в честь 50-летия Октябрьской революции. Это сейчас к ней отношение неоднозначное, а тогда… За прошедшие более чем полвека Назаров сыграл много замечательных ролей. Даже эпизодические, как в фильме «Долг», запоминаются надолго.
Станислав Любшин покорил сердца советских зрителей главной ролью в фильме Владимира Басова «Щит и меч». Мне же больше понравился он в «Альпийской балладе» и «Красной площади». Не секрет: трагические роли актёров зрителям запоминаются лучше.
Посмотрев в детстве фильм «Сотрудник ЧК» я полюбил исполнителя главной роли Александра Демьяненко. Чекист из него получился на самом деле с «чистыми руками, горячем сердцем и холодной головой». Потом был «Ветер». Эти два фильма обещали нашему зрителю, что в отечественном кино появился замечательный драматический актёр. Говорят, что артист кино должен играть любые роли. Согласен. Но всё же для Демьяненко следовало сделать исключение: пусть бы легендарного Шурика сыграл у Гайдая тот же Леонид Куравлев, которому «без последствий» удавалось и удаётся играть роли любого плана. Что касается «Шурика», то эта роль затмила перед режиссёрами серьёзного кино драматического актёра Александра Демьяненко. Увы! Не всем удаётся «одновременно» и смеяться на экране, и плакать. Посмотрел вчера ещё раз фильм 1961 года «Карьера Димы Горина», и в этом убедился. Заодно понял, что перечисленные фильмы с участием прекрасного актёра, снятые до «Операции «Ы»», после неё уже вряд ли появились бы с его участием.
Владимир Самойлов относится к тем актёрам кино, которые превосходно играют положительные и отрицательные роли. Достаточно назвать два фильма: «Дикий мёд» и «Угол падения». И, разумеется, «Свадьба в Малиновке».
Кирилл Лавров сыграл много ролей в кино, но фильм «Живые и мёртвые» стоит у него на первом месте. Свой «отпечаток» на его роль наложила, безусловно», «хрущёвская оттепель». Вернее, её закат (кинокартина вышла на экран в 1963 году). Спустя год, Никиту Сергеевича «ушли».
К вышеуказанному фильму имеет прямое отношение и Анатолий Папанов. Вот уж действительно, «талант от Бога». Все фильмы с его участием я смотрю на одном дыхании. А они такие разные: «Возмездие», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука».
Когда мы говорим о Николае Олялине, то перед мысленным взором появляется его майор Топорков из фильма «Обратной дороги нет». Одна из лучших работ актёра в кино. Его нынче нет в живых. Но, вспоминая, мы жалеем его. Во-первых, потому, что родившись в России, похоронен на Украине, во-вторых, потому что снят ремейк фильма под названием «Исчезнувшие», то есть появился на экране ещё один майор Топорков. А этого быть не должно. Достаточно одного. На все времена.
Смотришь фильм «Весна на Заречной улице» и думаешь, многое потерял бы он без Николая Рыбникова в главной роли и без его задушевной песни. Все роли у него замечательные. Однако к одной из них у меня есть претензия. Речь о Кочубее из одноимённого фильма. В исполнении Рыбникова этот один из героев Гражданской войны выглядит весьма весёлым командиром. Знакомясь с биографией реального Кочубея, что-то я этого не заметил. Гражданская война – это не театральная сцена.
Часто можно слышать, что советские актёры в постсоветское время не в почёте. Мнение ошибочное. Да, многие из них оказались вне кино. Как там Дарвин нам «говорил» в школе о живой природе: выживают сильнейшие? То же самое мы видим и в жизни. Борис Щербаков, сыгравший первую роль в 1963 году в «Мандате», Юрий Назаров, Леонид Куравлёв и другие востребованы в наши дни. Как были востребованы при жизни: Петр Вельяминов, Кирилл Лавров, Виктор Павлов и другие наши прославленные советские актёры. Все они у меня в списке любимых.
27.05.2020 г.
Свидетельство о публикации №220052700682