174. Невежа и невежда

Вот два самых ужасных слова прошлого тысячелетия.
Нет ужаснее ситуации, когда тебя называют невежей или невеждой.

Почему?

Классический ответ: потому что гордыня суть чувство собственной непогрешимости, а тщеславие - чувство собственной неуязвимости, и гордость не позволяет признать себя невеждой, а тщеславие - невежей.

Но классика нынче не в моде, поэтому проще: есть пакет знаний, необходимых для адекватного существования-выживания в современном социуме. Этот пакет знаний меньше для дворника, побольше для менеджера, еще больше для ювелира или прораба, и уж совсем большой для хирурга (отдавая дань моде - вирусолога).

На этих пакетах базируется уверенность в себе (про самоуверенность позже).
И если дворник уверен, что гораздо качественнее он выполнял бы свою работу не метлой, а спецтехникой, то с ним вряд ли кто-то смог бы поспорить, даже какой-нибудь мультимиллиардер, несмотря на то, что годовая зарплата дворника умещается в одной запонке спорщика.

Это - уверенность в себе, забазированная на пакете знаний, достаточном для адекватного существования в социуме.

И вот ситуация: представим, что на придомовой территории дворника стали случаться события, выходящие за рамки "пакетных знаний", например, каждое утро стали прилетать вороны и притаскивать камушки, веточки, блестяшки, обрывки бумажек, в общем, дополнительный мусор.
Что делать дворнику исходя из его знаний?
Вариантов масса, но есть нюанс - вот сейчас тот самый мультимиллионер-спорщик вполне может одолеть дворника словами: "Ты - невежда!", поскольку - вот он факт: события происходят в пределах компетенции дворника, в пределах штатного расписания дворника, в пределах физических возможностей дворника, но что с происходящим делать - НЕПОНЯТНО.

Это мы сейчас все ощущаем по себе: понятно, что короновирус - это компетенция медицины (ага, "Божка Медицины", как я это называю (с) Обыкновенное чудо).
Понятно, что финансовый кризис - это компетенция Божка Маммоны.
Понятно, что наше благосостояние зависит только от того, насколько качественно мы исполняем свои трудовые обязанности, но...

Но признать, что мы - невежды, мы не в состоянии. Почему? Потому что мы точно знаем "свой пакет информации", в чем вот конкретно моё неведение заключается? Я обязан(а) был(а) знать о том, что в Китае случится короновирус? Я обязан(а) был(а) знать, что короновирус распространится по всей планете? Доктора обязаны были приготовить вакцину заранее?

В чем наша неведение?

Тем не менее, сейчас у каждого есть повод обругать нас невеждой: "ты что, не знаешь, что надо носить маски?", "ты что, не знаешь, что с масок нет никакого проку?", "ты что, не знаешь, что надо мыть руки?", "ты что, не знаешь, что короновирус хлорки не боится?", "ты что, не знаешь, что надо платить кредиты?", "ты что, не знаешь, что скоро инфляция сожрет все кредиты, зачем ты платишь?", "ты что, не знаешь, что надо вкладывать деньги в недвижимость?", "ты что, не знаешь?.."

В общем, наше неведение заключается в том, что мы не знали о пандемии заранее, и это неоспоримый факт. Но признать себя невеждами мы - не можем.

То есть, в данном случае я привела короновирус как гротеск, показывающий - отчего так трудно признавать себя невеждой: есть пакет базовой информации, необходимой для выживания в социуме, мы его получаем и живем, уверенные в себе. А есть ситуации, выходящие за рамки привычной жизни, ситуации, которые мы предузнать заранее не можем, и единственный способ избежать клейма "невежда" - это жить в рамках привычной жизни.

Тесный коридор: "привычная жизнь" - либо "угроза клейма", из под угрозы мы убегаем, именно поэтому нет страшнее слова, чем "невежда".

А вот "невежа" - это угроза для избранных. Дворник здесь уже не катит, он матерится, плюется и сморкается в два пальца при дамах, но при этом знает, что писать и какать надо в туалете (в силу своих прямых обязанностей - если сам дворник станет мочиться в подъезде, то...), а вот арфистка из консерватории - самое то.

Представим, что такое "арфа" - какой это сложный инструмент, какую прекрасную музыку он издает, насколько он возвышенно выглядит, и вот катарсис: во время концерта рвется струна, арфистка произносит: "вот ведь б...ство!", и в паузу это слышит весь оркестр, дирижер и зрительный зал.

Это - тоже гротеск, показывающий диссонанс образов: что такое "все знают, что я - арфистка"? Это - "никто, из тех кто знает, не предложит мне выпить пива в подъезде, а тех, кто не знает - я не покрою матом, потому что я - арфистка".

Это - слава.

В смысле "известность".

Есть группа людей (от десяти до бесконечности), которая знает, что я - арфистка, и на мне весь шлейф соответствия этому образу.

Это - гарантия того, что в границах людей "от десяти до бесконечности" мне никто не предложит выпить пива в подъезде, потому что это - плоды моих трудов. Я в детстве уклонялась от этого, хотя надо мной смеялись. Я в музыкалку ходила ради арфы. Я пошла в консерваторию, а не замуж, потому что я хотела быть арфисткой. Просто - арфисткой, без противопоставления "а не трусы стирать мужику какому-то". И это - плоды моих трудов: от десяти и до бесконечности людей знают, что я - арфистка, и мне никто не предложит выпить пива в подъезде.

Это - суть славы и известности.

Но вот - струна рвется во время концерта, в паузу оркестр, дирижер и зрительный зал (а если трансляция по ТВ, то и весь мир) слышат очень отчетливо от арфистки: "вот ведь б..ство!".

Это - смысл слова "тщеславие".

Тщетность всех этих усилий - шлейф отпал вместе с порванной струной. И "десять", и "бесконечность" точно знают: я - невежа. Я знаю слово "б..дство". То же самое слово, которое знает дворник, который ненавидит тех, кто пьет пиво в подъезде.

Я - такая же невежа, как тот дворник.

Возможно это признать? Так же в точности, как и признать себя невеждой за то, что заранее не подготовилась к короновирусу.

Самые страшные слова прошлого тысячелетия - невежа и невежда. Страшные, потому что - несправедливые...


Рецензии