Маяковский как провидец
Однако если Есенин изначально апеллировал к вневременному символизму русской деревни, то стихи и проза Маяковского, будто темпоральная капсула, спустя столетие наконец до конца реализовали заложенный в них потенциал и обрели в определенных фрагментах поразительное соответствие настоящему времени — наступившему таки «будущему». Постараемся развить эту мысль.
Маяковский благодаря дару пророка предвидел «вечную трезвость» того бума здорового образа жизни, который потихоньку убивает многовековую традицию медленного алкосуицида, и более того — имплицитно провозгласил принципы «трезвого искусства», которые наконец обретают силу: вместо вина «кубки черепов» всё большего количества творцов перманентно полнятся пьянящим и игристым творчеством.
Когда Маяковский пишет в статье «Как делать стихи?»: «В последнее время у Есенина появилась даже какая-то явная симпатия к нам (лефовцам): он шел к Асееву, звонил по телефону мне, иногда просто старался попадаться», то мы легко представляем Владимира Владимировича, «достающего из широких штанин» пролетарский «Xiaomi» и слушающего в динамике скрипучий голос белобрысого Сергея Александровича.
В той же статье: «С моей точки зрения, лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу <…>, сработанное на столе, оборудованном по НОТу, и доставленное в редакцию на аэроплане». Мы тут же легко представляем себе, как «горлан и главарь» сидит в кафе и работает за «ноутом», ноутбуком.
А как вам такие строки из написанной кровью сердца «Флейты-позвоночника»?!
«Короной кончу?
Святой Еленой?
Буре жизни оседлав валы,
я — равный кандидат
и на царя вселенной,
и на
Кандалы».
Тут, как говорится, комментарии излишни. Пророк — он и в Африке пророк! В две тысячи двадцатом году, спустя сто пять лет после написания поэмы, «короной кончают» очень и очень многие.
Свидетельство о публикации №220052700745