Разводи и властвуй. От Геббельса до Мёрдока

Мифологии: 21-й век. Глава 2 «Правда»

Мы одергиваем руку, коснувшись горячего, отводим взгляд от мерзкого и точно так же морщимся при встрече с теми, кто пытается нас развести. Знание-чувство – интуиция и опыт помогают отличать хорошее от плохого. Каждый считает себя мастером в этом деле.

Развод – древнее искусство, обучают ему не только на улице. Древнее настолько, что разводящий не всегда знает, кого разводит, и немало «искусствоведов», посвятивших жизнь обличению лжецов, сходят во гроб, так и не догадавшись, за кого играли на самом деле.

В 1984-ом на лекции по истории журналистики записал: «Говорите только правду. Говорите как можно больше правды. Говорите правду, даже когда ее от вас не ожидают. Никогда не говорите всей правды». Преподаватель сказал, это девиз империи Мёрдока (владелец СМИ, издательств и кинокомпаний на четырех континентах). Потом узнал, препод был правдив на четверть: третье предложение Мёрдока дополняет сказанное Геббельсом.

А в 2008 г. наткнулся в сети на дипломную работу, в одной из глав которой исследовался опыт нацистской пропаганды – издано на русском языке в Москве, с именем научного руководителя в начале, со ссылками на труды Геббельса в конце. Оформлена работа по всем правилам. Правда и правило – однокоренные слова.

Стоит изучить правила языковых игр прежде, чем кого-либо обличать. Полвека назад отец сказал после игры: «Когда выходишь на поле, не делай лишних движений». А после смерти, во сне добавил: «Сколь мизерны ни были бы шансы, играть следует красиво». Не зная правил игры, не увидеть поле.

Первая лекция на журфаке начинается со слова «сегодня». И пять лет на пяти континентах студентам напоминают, что значит это слово для газеты. Привилегия журналиста – он первым узнает, что случится завтра. Что будет послезавтра, ему не говорят. Для сознания, заточенного на «сегодня», прошлое и будущее разделены, разведены, факультативны.

Сознание журналиста и его читателей – коллективное сознание (collective conscience). Измененное сознание разводимых и разводящих. Передающееся миру состояние. Отчасти это тема «Призраков Гойи» (2006) Милоша Формана – калейдоскоп различных «правд» и их отражений в «большом времени».

«В отличие от газетных сенсаций истинное событие приходит на голубиных лапках». – Фридрих Ницше


Мифологии: 21-й век. Глава 1. Sex & Military – http://proza.ru/2020/05/20/704


Рецензии