Цветаева и Фет

Прогресс - это новое, которое лучше старого. Для меня новое совсем не обязано быть лучше, оно в искусстве и не может быть "лучше" или "хуже", если мы говорим о настоящем (по крайней мере, в моем понимании) искусстве. Но наличие чего-то нового, чего-то другого, нежели столько-то лет назад, для искусства, по-моему, обязательно - не потому, что новое/другое лучше, а потому что без нового/другого настоящего искусства просто нет. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку... Правдивым воплощением другого входящего и другой реки и становятся те другие компоненты искусства (в т.ч. искусства слова), которых не было в предыдущие времена.

При этом не обязательно введение каких-то абсолютно новых элементов, возможно изменение или развитие функций уже существующих элементов/характеристик: скажем, Цветаева со своим безглагольным и "безсубъектным" "По холмам - круглым и смуглым" http://klassika.ru/stihi/cvetaeva/po-xolmam-kruglym.html развила и перефункционировала фетовскую "безсубъектность" ("Прозвучало над ясной рекою") или его же безглагольность ("Шепот, робкое дыханье"). Тут Цветаева не лучше и не хуже Фета, она - другая, поэтому подлинная ("сама себе верна"), при этом ее другое/новое явно выросло на основе старого.

Компетенция читателя, его чуткость, основанная на опыте чтения, позволяет увидеть эти связующие нити между разными стилями. Новое по отношению к классикам на деле оказывается генетически связанным с ними, их законным наследником.

(постинг под рецензией http://stihi.ru/rec.html?2020/05/25/8634)


Рецензии