Путешествие в Великий Ростов

На часах 5.30 утра. За окном - темно. Шторы в комнате открыты.

Охватывает совершенно необычное чувство проснуться таким ранним утром 2 января. Весь город словно вымер после Нового года. Но только в моем окне горит свет. За окном выпал снег. Он отблескивает белым светом в темноте.

Я выхожу на улицу. На улице совсем замело. Неужели пришла зима? От подъезда отходят следы, я не первая, кто выходит так рано. Я замечаю женщину, проходящую мимо моего подъезда. Мы удивленно смотрим друг на друга. Удивительно встретить людей так рано утром в первый по-настоящему зимний день. Вероятно, эта женщина возвращается домой с работы или от гостей.

Я иду к автобусной остановке. Следую в темноте, в полнейшей тишине. Машин нет. Дома выглядят словно огромные корабли, плывущие в тумане. Особенно контрастно выглядят в этом царстве тьмы ярко горящие одинокие окна.

До прибытия автобуса остается 11 минут. Нас на остановке трое. Мы также удивленно смотрим друг на друга, а потом отворачиваемся к себе, к смартфону, изредка поглядывая на пустую дорогу в ожидании автобуса.
Люди медленно прибывают из закоулок высотных домов. Приезжает автобус, громыхая так оглушительно в этот тишине. Свет ярко горит  в салоне. Я замечаю много людей, сидящих в креслах. Я задумываюсь, куда они направляются в такую рань. Их спины согнуты от постоянного тяжелого труда, очевидно, в 6:30 утра 1 января они отправляются на работу.

На платформе метро нас всего двое. До кольцевой линии поезд едет сонно. Люди в вагоне сидят, прикрыв глаза.

Но на кольцевой линии все  резко меняется. Здесь начинается жизнь. Толпы людей шагают по станциям. Верно говорят, что Москва никогда не спит. Создается чувство, будто в метро остановилось время - постоянный дневной час. На улице время течет по-другому, по- настоящему. Все спят в собственных квартирах, в теплых постелях, видят сны. А в подземке люди снуют из вагона в вагон, с лестницы на лестницу.
Выйдя на улицу, я не могла не поразиться переменам. С неба крупными хлопьями падал снег. Все вокруг было белым-бело. Я очень обрадовалась снегу. Мне захотелось побыть ребенком, ловить снежинки языком.

Я подошла к экскурсионному автобусу. Экскурсовод поставила галочку напротив моего имени и показала рукой, где мое место.

Рядом со мной сидела молодая женщина в ярком желтом пуховике. Позже из ее разговора по телефону я узнала, что путевка ей досталась в качестве новогоднего подарка.

Мы тронулись в путь. Предстояла долгая дорога, почти 215 километров по Ярославскому шоссе. Мы ехали в Ростов.

Неумолимо клонило в сон. Автобус приятно раскачивался. Экскурсовод рассказывала про путевые дворцы, что-то про Кощейково - такое забавное название. Мы преодолевали расстояние, я слушала про Плещеево озеро. Его глубина достигает 25 метров. Когда как глубина озеро Неро, на берегу которого находится Ростов - всего около 3 метров. Раннее здесь проживали финно-угорские племена. Они и дали название озеру- Неро. В переводе означает илистый.

Через 3 часа мы прибыли в Ростов. Въехали в город по одной из радиальных улиц прямо к центру- к Кремлю. Из окна автобуса меня поразила архитектура - соседство старинных деревенских домов с бетонными зданиями.

Ростов встретил нас заснеженным. Мы попали прямиком в зимнюю сказку. Перед нами раскинув свои руки - стены, стоял красавец Ростовский Кремль. Белоснежный, с красивейшими круглыми башнями и с поражайшей воображение церковью на переднем плане. Перед входом в Кремль стоял снеговик с табличкой "Зима в Ростове". Снеговик задорно нам улыбался, приглашая войти внутрь.

Больше всего меня поразили две вещи.
 Первая-это Успенский Собор. Я питаю особую слабость к древнерусским церквям. У меня перехватило дыхание, когда мы вышли из перехода между частями Кремля. Монументальное сооружение. Внутренняя часть церкви была на реставрации. Каждый,  кто заходил внутрь, невольно останавливался около входа и поднимал взор на вверх.
- как будто в другой мир попал,- прошептала женщина рядом.
Все стены церкви было в деревянных лесах. Они поднимались до самого потолка, помогая нам, зрителям, оценить их высоту. Как будто 10этажный дом.
После оценки высоты потолков взор опускался ниже и на этот раз застревал на самих стенах. Сначала не можешь понять, что не так, но потом понимаешь, в этой церкви - нет икон и религиозных росписей. Часть икон вынута из стен на реставрацию, некоторые росписи в ужасном состоянии - сохранились только лики. Другие иконы заклеены клейкой бумагой - видимо, законсервированы. И в сером пространстве, где со стен на тебя не смотрит ни один лик святого, боковое зрение ощущает сплошные серые пятна, взгляд устремляется вперед - к иконостасу. И тут у меня перехватывает дыхание. Ничего подобного я не видела в своей жизни. Иконостас – пуст. Остались только полые ячейки под иконы.
У меня закрадывается мысль. В церкви, где нет ни одной иконы, ни одной росписи - где в этой церкви искать Бога? Напротив кого совершать молитвенные таинства?

У входа молодой парень продавал свечки. Он читал книгу. Его взгляд выражал сосредоточие и вовлеченность в текст. Я у него спросила, какую книгу он читает.
- "Мертвые души".

Я немного прогулялась по территории Кремля, зашла в Аптекарский огород. Островок природы. Незамерзающий пруд, в центре которого бьет проточная вода. Дети, кидающие туда снежки.

Прошла мимо засыпанных снегом грядок. Снег скрипел под ногами.
Это время создано для размышлении о самом себе. За искусственной изгородью, которая указывает место нахождения предыдущей стены Кремля, в большой беседке, я хожу по кругу, наслаждаясь шелестом снега под ногами.

Затем нас ждали обед, экскурсия в музей самого богатого человека Ростова в 19 веке. После своей смерти он завещал городу все свое имущество- около 500 миллиардов рублей в пересчете на нынешние деньги. Благодаря ему в городе построили школу, провели водопровод, осуществили масштабную реконструкцию Кремля.
Выходя кто-то сказал: да, были раньше люди.

В конце дня мы приехали на территорию монастыря. Солнце клонилось к закату, окрашивая все вокруг в синие тона. Я за все время поездки еще ни разу не видела озеро Неро. Проезжая по узким улочкам , нам часто говорили, что прямо за этими деревянными старыми домами начинается озеро Неро. Но мне ни разу не удалось его рассмотреть. Поэтому первым делом я отправилась на смотровую площадку.
Узкая крутая лестница, ведущая под углом почти в 90 градусов наверх. Пройти немного вперед по горизонтальной поверхности, обдуваемой ветрами, по верху стены, и опять крутые ступеньки. На самом верху встречает скользкая наледь на полу. Дует сильный ветер. Немножко боязно подойти к краю и схватиться за ограду. Подошва скользит. Но открывшийся передо мной вид притягивает меня и я делаю шаг вперед. Озеро Неро. Огромное. Заледеневшее. Простирается почти до самого горизонта. В отдалении горит множество огней. Они напоминают мне мое детство, когда мы с родителями ездили на юг на машине, и ночью, когда темнело, в отдалении от трасс меркали отдельные огоньки- свет в окнах. Также напомнило произведение Великий Гетсби, где главный герой стоит на крыльце своего дома и протягивает руку, словно пытаясь дотянуться до маленького огонька на другом конце залива.
Озеро Неро не одиноко. Стоя на своей башне, я замечаю множество людей, гуляющих по глади озера. Мне подумалось, как же здорово встретить новый год именно в таком месте.

Ростов встретил нас снежной погодой, добрыми людьми, любящий свой город и его историю. Мне очень милы сердцу подобные малые города нашей Родины. Такие города не идеальны. Население в 3000 человек. Узкие проселочные дороги. Деревенские дома. Но неожиданно за поворотом виднеется необыкновенной красоты здание - гимназия, похожее на замок. Подобное здание легко представить стоящим где-нибудь на Тверской. А за дворцом необлагороженный пустырь - место проведения известной ростовской ярмарки в былые времена. Проехать дальше по улице и начинаются торговые ряды - центр города. Никакого намека на сельский быт. И уже подъезжаем к белоснежному Кремлю.

Поездка закончена. Отправляемся домой.
Всегда очень печально возвращаться домой. Так хочется остаться здесь подольше.
Уезжаю с обещанием вернуться сюда вновь.
До свидания, Великий Ростов!

(P.S. аудиоспектакль доступен на Youtube- канале)


Рецензии
Как проникновенно написано.Читал с наслаждением и на какое то время мысленно перенёсся в Ростов.Все так подробно и бесподобно написано ваше произведение,что хочется вновь перечитать,не упуская не малейшей детали.Успехов вам во всём.

Марат Галимов 2   28.03.2021 20:23     Заявить о нарушении
Спасибо большое за добрые слова!

Виолетта Мерцалова   31.03.2021 03:49   Заявить о нарушении