Мой бизнес в лихие 90-е. Часть 3

НОВЫЙ ВИДЕОПРОКАТ.
 

(на фото - типовой универсам Москвы в конце 80-х- начале 90-х)



          Незадолго до прекращения моей аренды в овощном магазине, я познакомился с молодым человеком, который тоже имел свой видеопрокат не так далеко от меня. В большом универсаме в спальном районе рядом с кольцевой дорогой он арендовал небольшой закуток при входе между стеклянной двойной витриной со стороны улицы, стеклянным тамбуром входной двери слева и внутренней стеной магазина справа.  Он отделил это помещение  от торгового зала стеклянной перегородкой с входной дверью и откидывающимся окошком , как  у городских журнально-газетных  киосков  тех лет. Получился небольшой киоск с прозрачными стенками.
      Занявшись к этому времени более выгодным делом,  это место за небольшую сумму, которую, по его словам, заплатил за оборудование перегородки, он предложил мне. Из журнала выдачи в прокат видеокассет было понятно, что у него там была неплохая посещаемость и, судя по всему, я мог окупить эти деньги за пару месяцев работы. А если удастся ещё и повысить эффективность точки, то и раньше.  Заместитель директора магазина- П., который фактически сам руководил универсамом и решал все финансовые вопросы лично, (директор – женщина, выполняла обязанности формально и во всем слушалась своего зама) определил арендную плату такую же.  как и в овощном -   1000 рублей в месяц в кассу, плюс тысячу неофициально, лично ему в руки.   Мы подписали договор  аренды. Дело было летом и я решил вместо поездки, как обычно, на отдых к морю, в Крым,  заняться вплотную организацией  работы нового пункта видеопроката.      
         Разумеется, первым делом, как и в первый раз, разместил на всех близлежащих подъездах и столбах во дворах района рекламу о  его открытии.
Чтобы определить как повысить доходность места,  решил первое время поработать непосредственно на выдаче кассет сам.  Нужно было определить оптимальные часы работы и подумать,  как ещё,  кроме проката кассет и продажи книг,  можно было бы использовать арендованную торговую  площадь. 
             Особенностью этого универсама было то, что он находился в относительно отдаленном и уединенном микрорайоне, рядом с кольцевой дорогой.  Других продовольственных магазинов в поблизости не было. До метро, где стояло много частных ларьков, общественный транспорт там  ходил редко, а пешком нужно было добираться  минут 10 – 15 .   
        И вот в первые дни работы я обратил внимание, что посетители магазина очень часто спрашивали, нет ли у нас в киоске Явы*.
         Эти сигареты тогда были в Москве самыми распространенными и дешёвыми.  Но, как я уже говорил,  купить их в магазине по госцене  было невозможно, их продавали  только  в частных киосках, но   намного,  более, чем в два раза, дороже  государственной цены,  или оптом от одной коробки (несколько десятков блоков, в блоке – 10 пачек сигарет) через газету бесплатных объявлений, или на мелкооптовых рынках. 
       В этом универсаме конечно же продавали сигареты, но только болгарские, ещё более дорогие, которые к тому же не всем нравились.  Замдиректора, видимо, несмотря на большой опыт работы в торговле и своим связям, доставать «Яву» не мог. 
   
        И тогда я провел небольшой эксперимент: купил несколько  блоков и выставил в розницу их по цене чуть-чуть дешевле, чем в частных киосках у метро.  Результат превысил самые смелые ожидания:  все сигареты расхватали за пару дней. Оказалось, что курильщики в этом районе, вечером, после работы дома, когда у них внезапно заканчивались сигареты, вынуждены были идти за ними до метро и тратить на это 30 минут. И конечно им было удобнее покупать их впрок у меня. 
     За ними к моему киоску вечерами даже уже стали появляться очереди, что было по тем временам редким явлением.  А я стал закупать «Яву» уже коробками  по объявлениям в «Из рук в руки».

         Возросло и количество клиентов проката, так как покупая сигареты, курящие часто брали посмотреть и кассеты. Разумеется, вырос и доход.

          Конечно же, на это сразу обратил внимание и мой новый шеф – П., замдиректора универсама.  Он не знал точную сумму моей ежедневной выручки,  но видя у киоска постоянно толпящихся людей,  сделал выводы. В магазине торговлю он организовывал сам, занимался  поставкой продуктов, нанимал и увольнял продавцов, устанавливал им и лично выплачивал зарплату и т.п.  И ему, видимо, понравился мой подход к работе, так как даже  некоторое время спустя, предложил мне  взять на себя  пивную бочку, стоявшую недалеко от входа в магазин и состоявшую на его балансе. Я ещё при советской власти  слышал, что директора магазинов обычно отдавали такие бочки на откуп продавцам, реально не платя им зарплату. Те только расписывались за неё в ведомости,  а деньги зарабатывали себе сами, кто сколько сможет, за счет недолива, или, наоборот,  доливая в бочку воду. При этом продавец имел в месяц намного больше, чем зарабатывал по ведомости официально.  Так обычно делали и директора ресторанов, которые заставляли официантов зарабатывать себе самим за счёт чаевых, обвеса, обсчёта и других махинаций.   
         
          П. конечно даже не догадывался, что я служил в армии, был коммунистом, ярым борцом с подобным обманом покупателей и раньше , если бы узнал о таком случае,  не задумываясь,  немедленно сообщил бы о нём  в ОБХСС.*  Теперь же подобные действия преступлением  уже не считались, а обман покупателей  распространился повсеместно во всей торговой сети в государственном масштабе. 
          Высоко оценив мои организаторские способности, он  видимо не довольный работой своего продавца, хотел, чтобы я, взяв на себя  ещё и торговлю пивом, платил ему в месяц оговоренную сумму, занявшись полным контролем  работы бочки,  от поставки пива, до расчета с продавцом, конечно,  «кое-что»   ещё  имея и себе. Он даже назвал мне ориентировочные суммы, которые при умелой организации, я мог бы получать лично.  Но пойти на это, конечно, я не мог и, не задумываясь, отказался. 

    На работу в прокат я принял молодую женщину, Ирину, мать двоих детей детсадовского возраста.  Первое время отношения у нас не сложились.
Исходя из небольшого уже моего личного опыта и обобщения методов  работы видеопрокатов в других районах, я установил время открытия пункта в 10 часов утра. Работникам это было  тоже удобно  -  не нужно было рано вставать.

    Но каково же было моё удивление, когда спустя некоторое время мне на работу пункта посыпались многочисленные жалобы. Оказалось, что Ирина  хронически опаздывала на работу, причем, как правило на 15 минут.  Естественно моим клиентам, особенно, постоянным, это очень не нравилось. Они, приходя в 10 утра, и находя киоск закрытым, вынуждены были или ждать неизвестно сколько, или приходить второй раз, неизвестно, когда, что всем было крайне неудобно.  За просрочку сдачи кассет на каждые новые сутки клиенты платили дополнительно и просрочка не по их вине, естественно, им очень не нравилась.  Люди стали выражать крайнее недовольство. Я поговорил с Ириной, объяснил ей важность обязательного и строгого соблюдения распорядка работы киоска.  Оказалось, опаздывала она из-за  детей, которых не успевала вовремя поднять, накормить и собрать в детсад.    Тогда я предложил сдвинуть начало работы киоска на 15 минут позже, то есть на 10.15.  Она согласилась, но спустя пару дней всё повторилось с начала. Теперь приходила она уже в 10.30.  Разумеется, мириться с таким нарушением, я не собирался  и сразу бы, не задумываясь, расстался с такой работницей, но тут она, видимо, пытаясь загладить свою вину,  сделала, как потом оказалось, очень выгодное предложение, которое позволило в дальнейшем очень значительно повысить доходность  пункта проката.. 
     Оказалось, её муж работал в ОБХСС.  То есть фактически контролировал работу торговых  предприятий.   Нарушений я не допускал, действуя в точном соответствии с законом, и это меня не смутило.   Ирину принял на работу по трудовому договору, зарплату платил официально. Разумеется, она рассказывала мужу о том, чем мы занимаемся и, что помимо проката, торгуем ещё и сигаретами. И вот теперь вдруг сообщила, что тот предлагает мне помочь с закупкой сигарет по фабричной отпускной цене.  Он служил в отделении милиции в другом, не нашем районе,  был капитаном и, судя по всему, уже опытным работником.  Подъехав к нему  на работу, для лучшего взаимопонимания я признался,  что тоже офицер, служу в военном представительстве министерства обороны, а бизнесом занимаюсь по совместительству в  свободное от службы время. В этом не было ничего необычного, тогда уже очень многие офицеры Вооруженных сил занимались предпринимательством, и это всем было известно.

      Чтобы не смущать и не сковывать полезной  инициативы капитана,  я  не стал уточнять своё воинское звание: пусть считает, что оно где-то такое же, как у него.  Тем более, что и внешне я  всегда выглядел на 10 лет младше своего возраста,  то есть вроде бы был где-то его ровесником.
        Оказалось, что он контролировал работу как раз продовольственных  магазинов и директор одного из них, будучи  чем-то видимо ему сильно обязанным,  согласился  продавать мне оптом, коробками периодически «Яву»  по государственной цене .  Это было  очень интересно. Тогда,  даже увеличив цену ровно  в два раза, то есть имея 100 % прибыль, я продавал эти сигареты всё равно  немного дешевле, чем их продавали бизнесмены в киосках у метро.

       При этом муж Ирины сам для себя, никаких процентов от продажи, подарков, или единовременных выплат, не просил. Возможно рассматривал,  своё предложение, как компенсацию за постоянные опоздания жены.
        Разумеется, я сразу согласился.

         С этого времени моя ежемесячная прибыль значительно возросла, о чем по наплыву покупателей, конечно догадался и П.  Это безусловно не давало ему спать спокойно. Как же так, он опытный торговый работник, проработавший в советской торговой сети всю свою сознательную жизнь, уступает в организации бизнеса какому-то  инженеришке (я, заключая договор,  сказал ему, что работаю в НИИ ), который на его торговой площади получает огромные прибыли.

     И вот через неделю он  вдруг объявил, что с прошлого месяца, то есть задним числом, повышает мне арендную плату на 1500 рублей, причем наличными, ему на руки.
               Обращаться куда-то с жалобами, требованиями соблюдения договора в то время было совершенно бесполезно, как и пытаться с ним как-то договориться. Законные методы решения споров между юридическими лицами тогда совсем не работали и, зная это, он делал в магазине, все что хотел.
     Все вопросы решал лично, совершенно игнорируя директрису, которая  только числилась на своей руководящей должности.   По рассказам  продавцов, грузчиков, товароведов с которыми я успел познакомиться и был в хороших отношениях,  в магазине он был настоящим деспотом, не только обращался с починенными грубо, а постоянно  оскорблял и даже часто распускал руки. Придираясь по любому поводу,  многих лишал части заплаты,  а тех, кто пытался сопротивляться,  увольнял. Его все, включая директрису,   боялись и ненавидели, но молча терпели.  С одним из пострадавших от придирок П., товароведом, я и разговорился как-то. И, естественно, сам глубоко возмущенный требованием   увеличить  арендную плату,  да ещё и задним числом, довольно эмоционально выразил ему сочувствие, даже употребив  нелестные выражения в адрес замдиректора.
 
   На моё несчастье, я  не учел, не обратив внимание, на одну бытовую особенность помещения.   Мой киоск примыкал слева к стене, за которой был кабинет замдиректора, а в месте соединения стены и уличной витрины,  была  тонкая, закрашенная под цвет стены,  фанерная перегородка и видимо всё,  что я говорил в киоске возможно  было  слышно в кабинете П.  Услышал ли он мои слова о нём, или решение выгнать меня и использовать прибыльное место самому у него созрело самостоятельно, после того, как заметил мои успехи, но в тот день он вдруг внезапно  ворвался в киоск  и начал орать, сбрасывать с полок книги и кассеты и даже пытался броситься на меня с кулаками.  И хотя П. был по комплекции намного больше и выше, я был вынужден дать физический отпор, которого тот, естественно, не ожидал и даже немного опешил, остановившись. 
Он ведь не знал, что в то время я ещё с середины 80-х поддерживая себя в нормальной физической форме,  посещая тогда ещё подпольную секцию карате* и немного уже научился махать ногами и руками.

      Придя в себя, П. грубо потребовал, чтобы я немедленно убирался из магазина, Его не волновало, что несколько десятков кассет были выданы в прокат и находились в то время у клиентов. Они должны были,  их ещё сдав,  получить назад залоги по 100 рублей.  Все мои попытки объяснить, что люди могут обратиться с жалобами на пункт проката в милицию, оказались бесполезны.  Потом, уже в милиции, на следующий день, когда я обратился туда с заявлением о происшествии, участковый объяснил, что сейчас такими мелочами у них не занимаются и на подобные  жалобы внимания не обращают.  Поэтому мне  беспокоиться нечего,    недовольные клиенты вынуждены будут смириться со своими убытками. А мой конфликт с замдиректора и претензии к нему по поводу нарушения договора аренды  в компетенцию милиции не входят. Мол, у нас с магазином обычный  спор двух  юридических лиц, в  который милиция не имеет права вмешиваться. Отстаивать свои права  мне нужно  в  суде.  Так это было, или нет, возможно  замдиректора просто давно уже  хорошо прикормил местное отделение милиции, разбираться не имело смысла, как и  вместо зарабатывания денег, терять время в суде. Ничего, кроме нервотрёпки и упущенной прибыли, это не дало бы.
 
        Знакомых, которые могли бы помочь оперативно мирно решить вопрос  у меня не было.  На  всякий случай  я обратился к капитану, который наверняка мог бы просто позвонить своим коллегам в наш районный отдел ОБХСС. Формально была и причина вмешаться - пострадали клиенты пункта проката.  Он обещал разобраться и помочь. 
        Но, через  пару дней,  позвонив, объяснил, что замдиректора поддерживает влиятельная московская этническая  преступная  группировка, вступать с которой в разборки и рисковать в моих интересах ему было не интересно.  Вот если бы я включил его жену в число учредителей моего ТОО,  то есть сделал бы её моим партнёром, тогда он попытался решить вопрос, а так,  увы.
 
      Такое предложение было уже не интересно мне.  Ни его жена, ни он сам,  реально работать в моем предприятии не стали бы. Он, постоянно был занят на службе в милиции, а она постоянно была загружена  бытовыми домашними  проблемами, да и склонности или желания заниматься  предпринимательством не имела.   То есть мне пришлось бы впредь делать всё самому, но при этом  отдавать половину всей прибыли номинальному партнёру, что на мой взгляд  было не совсем справедливо. Да, капитан мог бы возможно периодически оказывать какую-то помощь, например, в закупке  каких-то товаров, или решении  текущих бытовых вопросов , например, с арендой,  которые могли всегда возникнуть, но и то,  только пока занимал свою должность в милиции  и как долго,  неизвестно.   
     Я сам, продолжая служить,  тоже не мог уделять деятельности предприятия необходимого времени, а значит на успешное развитие бизнеса рассчитывать пока не мог, не имея даже возможности использовать какие-нибудь новые перспективные предложения.  Ведь как раз незадолго перед этим,  капитан  предложил за приемлемую для меня сумму взять  выгодное место в торговом павильоне рядом с самым тогда большим и популярным рынком  Москвы –  «Лужей»*.  Павильон находился на самом проходном месте, и прибыль там была очень большая. Но заниматься им по совместительству, конечно, было невозможно. А уходить ради этого со службы без пенсии, отслужив больше 20 лет не имело смысла.
        Пришлось отказать капитану.
    Использовать в конфликте с замдиректора знакомых и друзей , в том числе и афганцев с их радикальными мерами я тоже не стал. Это могло привести к крутым силовым разборкам с непредсказуемыми последствиями, которые могли бы вполне возможно иметь негативные влияние на мою безукоризненную служебную репутацию и привлечь  ненароком внимание  начальства к моей предпринимательской деятельности. Да и к сожалению заместителю директора был известен и мой домашний адрес.   
    Оставалось только молча уйти из магазина, а так как в моем районе других подходящих мест для открытия нового пункта проката  не было, пришлось расстаться и с видеопрокатом.  Через некоторое время, правда,  меня познакомили с молодым человеком, который взял у меня в аренду все видеокассеты для организации в Подмосковье , где он жил, видеопроката в помещении местного кинотеатра.  И до тех пор, пока такие услуги пользовались у населения спросом, я ещё получал ежемесячно небольшую плату за аренду кассет. 
 
  В целом же за те три месяца, что я успел поработать в магазине, мне удалось заработать очень приличную сумму, которую хватило не только на покрытие всех расходов, а и на приобретение подержанного автомобиля. Новый, не имея необходимых навыков вождения и эксплуатации машины в Москве, я не стал брать, для начала решив получить в этом необходимый опыт.   
   Ну, а  мои эксперименты с предпринимательством продолжались. И об этом дальше.

______________________________________________________   
Примечания:

*- сигареты «Ява» — первые российские сигареты с фильтром международного стандарта Кинг Сайз (King Size), появились в стране в 1966 году. Сигареты «Ява» выпускались  в твердых и мягких упаковках по соответственно 40 и 30 копеек.
* - ОБХСС - Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности,  занимался борьбой с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также по борьбе со спекуляцией.  Существовал в 1937—1946 гг. в составе НКВД СССР, в 1946—1991 гг. в составе в составе МВД СССР. В феврале 1992 года в составе МВД России ГУ БХСС был заменен Главным управлением по экономическим преступлениям (ГУЭП)
*- «Лужа» - обиходное в народе название торгового вещевого рынка в Москве на территории  спорткомплекса «Лужники». Он был создан по решению Лужкова- мэра Москвы в начале 1992 года первым  в России.  В первые годы существования был самым популярным рынком в Москве,
*- "подпольная секция Карате"  - 10 ноября 1981 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа: «Об административной ответственности за нарушение правил обучения карате» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР (статья 219. «Незаконное обучение карате»). Согласно указу, нельзя было даже в частном порядке обучать карате, скажем, своего друга. Статья 219 гласила: «Нарушение установленных правил открытия секций спортивного каратэ или набора в них граждан, либо обучение в секциях приемам, запрещенным спортивными правилами, а также самовольное, без разрешения соответствующих органов, обучение приемам каратэ, совершенные после применения административного взыскания за такие же нарушения, – наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом до пятисот рублей.» Поэтому карате в стране занимались под прикрытием занятиями Самбо.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.