Семь радуг детства. Часть 19

              Проверка на выживаемость.
     Первый день занятий  после весенних школьных  каникул  начался с общей линейки. Все ребята выстроились в общий ряд, а учителя – напротив, у окон.  Выступал директор, он сказал, что в школе много новых учеников, и все должны подружиться. А потом под музыку ребят развели  по классам. Я пошла в  четвёртый, а  Ядя - в шестой , мы так  и учились у себя в городе.  Ядя позже пошла в школу из-за войн.
 Наш класс располагался в маленьком коридорчике. Парты  в классах  были такие  же, как и у нас в  Краславской школе и  стояли в три ряда. Учительница представила меня ребятам.

   Меня посадили на первую парту в среднем ряду - прямо перед учительским столом. Там уже сидел мальчишка, да такой красивый - как артист! Мне он очень понравился. А я ему, видно, не очень: он нехотя отодвинулся, разложил тетради перед собой и отвернулся.
Начался урок чтения. Я тихо радовалась: мы   уже прошли сказки Пушкина, значит, я не отстала. Вскоре учительница вызвала к доске и меня. Я стала бойко отвечать. И вдруг все ребята дружно засмеялись! э

- Не рибак, а рыбак, - поправила меня учительница. Моё мягкое произношение таких слов, как «рицарь, риба, рибак»,  неизменно вызвало смех у ребят. А всё дело в том, что многие слова в латышском языке произносятся мягко. А мы как раз в четвёртом классе стали его изучать.
  За свой ответ я получила четвёрку. Это было несправедливо, я же ответила на вопрос учительницы! А то, что у меня такое произношение, я не виновата! Так хотелось понравиться ребятам, показать им, что мы такие же, как они, а не какие-то плохие люди – «переселенцы», как пренебрежительно называли некоторые приехавших в посёлке.  А тут ещё этот смех! Конечно, я обиделась и с испорченным настроением  уселась за парту.  Тут и прозвенел звонок на перемену, но я  осталась сидеть за партой.


   Задержался на месте и мой сосед – Юрка,  так его звали. Он достал из холщовой сумки книги и тетради для следующего урока, широко разложил их на парте, в том числе и на моей части.
   Я отодвинула его книги. Он снова передвинул их в мою сторону. Так повторилось несколько раз. Наконец я толкнула его руку, он в ответ ударил меня.. Я шлепнула его по щеке. В ответ он тоже ударил, да так больно! Тут уж и я  шлёпнула по его щеке как сумела. Так мы и лупили друг друга все пять минут перемены, а ребята, опешив от происходящего, сгрудились вокруг нас. И никто не пришёл мне на помощь!
   Со звонком мы сразу прекратили драться,  вот только слёзы из моих глаз потекли рекой – не остановить! Да и щека, по которой шлёпал Юрка, горела, как в огне.
Учительница сразу обратила внимание на мои слёзы.
   - Что случилось? Почему ты плачешь?


   Я молчала, но слёзы всё ещё текли  да и нос мой не остался в стороне и, сочувствуя  мне,  тоже прослезился! Ну кто же мог знать, что потребуется носовой платок, если я не болела! Скоро рукав моего платья стал мокрым\. Лицо всё обильней орошалось влагой, тем более что именно в голосе учительницы я уловила наконец-то  искреннее  сочувствие.
  - Что тут произошло? – Ещё строже спросила она, обращаясь теперь к ученикам. Но класс молчал. И тогда я прошептала:
   - Ударилась…
  Учительница помолчала, но потом, ещё раз оглядев притихший класс, сказала:
    - Ударилась. Ну да, в другой раз будь осторожней.
    И  продолжила урок.
     По-моему, то, что я не сказала учительнице о настоящей причине слёз, ребята оценили. Скоро я подружилась со многими девочками, да и с Юркой таких конфликтов больше не было. Может ему тоже понравилось, что я не выдала причину слёз?
   Каждый день я не один раз проходила рядом с дверью с заветным для меня словом «Библиотека», а войти не решалась. И всё же как-то на перемене, увидев открытую дверь и толпу ребят в помещении, я  робко переступила порог. Взгляд скользнул по книжным полкам. Как много книг! У нас в Краславе даже в районной библиотеке столько не было.
 
  Я прошла мимо толстых томов, остановилась у полки, на которой стояли книги для детей. Глаза выхватывали яркие корешки, хотелось все книги на полке схватить в охапку и унестись с ними в какое-нибудь тайное местечко и читать, читать. Звонок призвал нас всех на урок, и ребята гурьбой поспешили в классы.
   После уроков я снова зашла в библиотеку и оказалась там одна. Ко мне сразу обратилась Екатерина Михайловна, её я уже знала, ведь она наша старшая пионервожатая.
  - Любишь читать?
 - Очень! – выдохнула я.
 - Выбирай! А я пока тебя запишу.
   Она спросила у меня  имя, фамилию и класс и… произвела меня в читатели!
  - Выбрала?
Я покачала головой.
  - А какие любишь читать?
  - Все, - выпалила я, нисколько не кривя душой, обводя руками  полки. Екатерина Михайловна рассмеялась.
- Ну, значит, будем дружить. Я люблю тех, кто много читает. А какие книги ты уже читала?
  Я перечислила то, что вспомнила.
  - Та-а-к, - протянула она, раздумывая, что предложить- Значит, и про путешествия любишь. А «Робинзона Крузо» читала?
   Я покачала головой – нет. Она подошла к одной полке и выбрала книгу с яркой обложкой.

   - Почитай эту, а потом мне скажешь, понравилась она тебе или нет. У нас библиотека богатая, от помещика досталась. Так что жду!
  Зажав книгу в руке, я на крыльях вылетела из библиотеки. Такой замечательный день! Такая замечательная Екатерина  Михайловна, такая удивительная книга, от одних картинок голова идёт кругом! И день такой весёлый -  даже снег как будто смеётся тысячами блёсток, радуясь солнцу, весне. И мои крылышки несут меня домой, чтобы быстрей-быстрей отправиться в такое таинственное путешествие, которое обещала книга.

   Книгу я «проглотила» за два дня, она меня захватила, заворожила, мне было не до уроков. К тому же мамы дома не было, с работы она  пришла  усталая, а  ей ещё надо было накормить нас.
   Я была на седьмом небе от счастья. Ядя  меня не выдала – сама была рада заняться  своими делами. У неё уже появилась подружка – та самая Галя Бразевич, у которой врачиха тоже нашла  перед началом учёбы в этой школе  страшную трахому, да и с Тамарой Бахаревой они  очень   подружились. Мы гурьбой выкатывались  за ворота  каждое утро  и бежали по центральной дорожке парка  в школу – Тамара  и Ядя  впереди, а я с первоклашкой Андреем - за ними.

  У  меня как-то не получалось завести подруг, все девчонки жили ближе к школе или в другом конце посёлка, а я боялась ходить вечерами одна по парку.
    Через два дня я снова появилась в библиотеке.  Екатерина Михайловна удивилась:
  - Что, не понравилась книга7
  - Очень понравилась! А ещё такую можно? Про путешествия.
  - Ты очень быстро читаешь, - как-то задумчиво произнесла Екатерина Михайловна -  А чем закончилась книга?
  Ага, она не поверила, что за два дня можно  книгу  прочесть! И я взахлёб стала рассказывать о событиях, изложенных на последних страницах.
 - Ладно-ладно, хватит! Тогда бери Джонотана Свифта. Тоже приключения, только особые.

   Так началось моё путешествие не только по страницам книг, но и по карте мира. Я одну за другой брала в библиотеке  книги знаменитых путешественников – видно помещик тоже увлекался такими изданиями – и сидела с раскрытой книгой допоздна. Мама и папа вначале ругали меня за это. Но я оказалась упрямой, и вскоре  они махнули на  мою страсть рукой.
   - Книги читать – это всё же полезное дело, - заключил как-то папа во время обеда.  Это его глубокомысленное изречение решило мою судьбу.
 Продолжение следует


Рецензии