Владивосток - Стамбул. Впечатления

Из Золотого рога в Золотой Рог. Стамбул - Владивосток
 
Побывав в Стамбуле, я посмотрел на акваторию Владивостока новым взглядом. Пробегая по делам через нашу Спортивную набережную, я снова увидел панораму Амурского залива от Русского острова до побережья Хасанского района, горизонт Японского моря с кораблями, облаками и чайками. Мне показалось, что я вижу или чувствую что-то очень напоминающее из того, что я видел на берегах Босфора. Я думаю, это «что-то» – морской дух, морская динамика, ощущение того, как море соединяет пространства.

Как мне показалось в результате беглого знакомства, Стамбул в первую очередь – это морской город. Несмотря на обилие мечетей и древностей, его больше характеризуют морские образы – корабли, изрезанная акватория, чайки, течения, ветра, горизонты, рыбаки, мосты, маяки… И несмотря на свой тяжелый «культурный багаж», Стамбул в первую очередь – это международная морская столица. В этом есть сходство между двумя далекими городами, и, может быть, особый морской дух Стамбула и стал причиной масштабных сравнений, и принятия таких громких названий в акватории Владивостока, как Золотой рог, Босфор Восточный, Тихоокеанский Константинополь?..

Спустя несколько месяцев, вспоминая виды Стамбула и рассматривая фотографии с прогулки на катере по Босфору, я могу видеть какое-то сходство. Такие же морские коридоры, которые на первый взгляд кажутся лабиринтами, формы и высоты холмистого побережья (50-250 метров) и легкая дымка от влажности также похожи. А вид азиатского побережья Мраморного моря со стороны Султанахмета (исторического центра Константинополя) чем-то напоминает западный берег Амурского залива с его силуэтами Восточно-Манчжурских гор.

Да, можно сказать, что морские виды Стамбула и Владивостока напоминают друг друга, благодаря сходству ландшафтов, рельефа и изрезанности береговой линии. Но что важно уточнить: не в Стамбуле вспоминается Владивосток – там не до того. Это во Владивостоке вспоминается своеобразная география великой евразийской столицы, ее особый морской дух и эпические впечатления, связанные с мировой историей и политикой.


Стамбул становится современным азиатским мегаполисом

Старый Стамбул давно известен туристам и путешественникам. Но этот город постоянно развивается и за последние годы приобрел новый облик. В 2019 году я открыл для себя современный Стамбул – город небоскребов и гигантских строительных проектов.

Наша туристическая группа прибыла из Даламана в аэропорт Сабихи Гёкчен, что в азиатской части Стамбула. И когда автобус повез нас в исторический центр, по дороге мы увидели много современных стильных высотных зданий. Уже в ходе экскурсии с берегов исторического центра Султанахмед и со стен дворца Топкапы передо мной открылась вполне завершенная картина современного нового Стамбула на азиатском берегу Босфора.

Эта сторона имеет традиционные названия Юскюдар и Кадыкёй, и долгое время считалась периферией. Даже в путеводителе 2012 года говорится, что это место отличается спокойствием и считается спальным районом. Теперь здесь возникли кварталы новеньких блестящих небоскребов, а доминантой стала оригинальная телерадиовышка Camlica высотой 369 метров. Здесь же построена новая мечеть Чамлыджа – самая большая в мире, вмещающая 63 тысячи человек. Завершение этих проектов было намечено на 2019 год, и уже сейчас видно, как на азиатском берегу Стамбула растет новый «гонконгчик» или «дубайчик». Кстати, как сообщила наш турецкий экскурсовод Ирина, эти районы строятся на инвестиции из Дубая.

Строительство этого района может поставить Стамбул в ряд современных азиатских мегаполисов, таких как Токио, Шанхай, Сингапур или Дубай. Учитывая экономическую мощь Турции, это ей вполне по силам и даже необходимо. Ведь в Стамбуле живет около 20 млн населения, и он фактически является самым большим городом Европы. И сегодня у нас есть замечательный шанс увидеть, как в очередной раз в своей истории возникает новый город на Босфоре, как столица Восточной Римской империи, центр христианского мира эпохи Средневековья, а затем столица исламской империи превращается в глобальный город будущего, в одну из экономических столиц мира.

А если вспомнить, что в прошлом году в Стамбуле (в европейской части) открыт крупнейший аэропорт в мире, то совсем уже грандиозная картина получается.


Стамбул на вкус

А был ли я в Стамбуле? На этот вопрос ответить не так просто для критически мыслящего путешественника. И все-таки, пожалуй, был. Потому что в ходе однодневной экскурсии в этот знаменитый город мне удалось вкусить Стамбул, и по-своему почувствовать его. Я расскажу как.
 
В программе экскурсии был проезд из азиатской части города по мостам в исторический центр, Голубая Мечеть, площадь-ипподром, Храм Святой Софии, дворец Топкапы, и прогулка на катере по Босфору. Все это было благополучно пройдено в ходе 8-ми часового маршрута, благодаря хорошей погоде и счастливому отсутствию пробок в 20-миллионном городе. Но не менее замечательными мне показались завтрак и обед, включенные в программу тура.

Благодаря стараниям организаторов, наши перекусы проходили в ресторанчиках с видами на Мраморное море, прямо под главными достопримечательностями Стамбула. Еще на завтраке я прихватил несколько кусочков лукума и обратил внимание на его удивительно приятный вкус. Как сейчас помню, там были роза и бергамот, - такие ненавязчивые, деликатные и настоящие. А во время обеда я получил на десерт порцию медовой пахлавы. Я с удовольствием ее распробовал, накалывая кусочки на маленькую вилочку, и запивая чаем из турецкого стаканчика. И в этот момент ко мне пришло откровение: вот что нужно делать в Стамбуле. Его нужно кушать. Нужно взять немного сладостей, и с крепким турецким чаем, не торопясь, наслаждаться им в ресторанчике с видом на море. Так я вкусил Стамбул, и значит, действительно побывал в нем.

2019-2020 гг.


Рецензии