52. Нитки. Стереометрия

О том, как я сдавала экзамены в институт, который стал моим самым любимым место на ближайшие пять лет,  стоит упомянуть  отдельно. Русский язык  и даже химия не вызвали у меня практически никаких затруднений. Ведь я целых два месяца постигала все задачи, какие только могут быть на экзамене. Разбиралась в каждой детали. Вычитывала кучу информации, которую надо знать, чтобы решить что-то самой.

В итоге на реальных экзаменах мне было достаточно легко —  набрала почти максимум того, что было возможно. Экзамены в РГУНиГ я сдавала лениво, расслабленно, но с каким то внутренним чувством уверенности и неотвратимости хорошего финала. 

Однако, прочитав задания по математике, испытала шок. В задании было две, самых «дорогих» по баллам задачи. И обе — по стереометрии. Это был крах. Ещё в школе я ненавидела стереометрию – для меня было просто катастрофой решить задачу по ней. Даже такие простые условия задач, в которых фигура была расписана на плоскости, вызывали панику. Нет, я знала все эти правила и теоремы, применив которые должно было получаться решение. Проблема в том, что я не могла ни нарисовать эту самую фигуру правильно, ни уж тем более представить в уме те линии или плоскости, которые её то пересекали, то соприкасались с ней.

Наверно именно этой «стереометрической тупостью», объясняется тот топографический кретинизм, которым я страдаю и по сей день. Находясь в своём любимом и таком родном городе, я чувствую себя, словно мышь в лабиринте. Вот моё любимое место в Москве – Третьяковка и Новокузнецкая – вот все дома, что окружают эти станции. Но, свернув чуть вправо от центра этого островка, я попадаю словно в другую реальность – я не могу представить, куда мне надо идти, чтобы попасть на соседнюю станцию метро, я не знаю, куда выведет эта дорожка, я не запоминаю ни одного названия улиц.

Иногда я останавливаюсь, долго изучаю то, что вижу вокруг и вспоминаю диалог из Алисы в Стране чудес:
- Скажите, куда мне надо идти?
- Это зависит от того, куда вы хотите попасть.
- Но я не знаю, куда я хочу попасть…

Итак, решив из листа с заданиями все задачи, кроме стереометрических, я с безнадёжностью и отчаянием уставилась в экзаменационный лист. Он выглядел несколько обнадёживающе – на самом деле, это было похоже на тест – рядом с каждой задачей красовались три варианта ответов.  Два из шести. Мне нужны были только две цифры из шести. Я стала чертить  трапецию (во второй задаче речь шла о пирамиде, её я отсекла сразу). В трапеции было дано одно из оснований и что-то ещё. Надо было найти второе основание. Неизвестное основание было меньшее, поэтому один из ответов с большей цифрой, отпал сразу. Я зажмурилась. Попыталась написать решение. Получился ответ: 42. В бланке с ответами не было этой цифры, зато была другая – 38. Её я и обвела.

Позже, идя с отцом по Ленинскому проспекту, рассказывая ему условия задачи и наблюдая, как он чертит палкой по земле ненавистную трапецию, я замирала, в надежде, что он получит этот же ответ. Но, условия я запомнила неверно, восстановить решение не удалось.

Через несколько дней я, замирая от ужаса и ожидая ругань и порицание (ещё не зная, что экзамены в Менделеевку и Институт тонкой хим. технологии сданы успешно) подходила к стеклянным дверям РГУНиГа, на которых вывесили списки принятых. Моя фамилия была среди них, в голове закружилось. Потом были ответственные хлопоты – мы с мамой на такси перевозили мой аттестат, сданный изначально в  Менделевку, чтобы быть принятой в Керосинку (как называется мой Университет в народе).


Рецензии