Всюду деньги, деньги, деньги. Охота на слова

Роман в стихах «Евгений Онегин» Александра  Пушкина начинается  с обстоятельной характеристики главного героя, который был увлечён работами  английского экономиста, автора классической теории о природе и причинах богатства народов Адама Смита (Adam Smith, 1723-1790), а потому про Онегина написано:
Он был глубокий эконом
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
       И чем живет, и почему
       Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Эти слова я и сам много раз повторил, и от других слышал. А однажды услышал их от Виктора Алексеевича Ефимова, одного из разработчиков Концепции общественной безопасности (КОБ). Слово ЗОЛОТО было заменено словом ДОЛЛАРА. И сказано это было в то время, когда весь мир, казалось, помешался на долларе. Рубль был неустойчивым, много раз обваливался, потому всё считали на доллары, именно ДОЛЛАР казался тогда скалой нерушимою.  Даже ценники в магазинах и на рынках указывали на доллары, а не на рубли, вопреки требованиям закона.

А ведь действительно, Не нужно золота/доллара/ ему, Когда простой продукт имеет.

Вспомнилось раннее детство. Денег у нас почти никогда не было, но в сравнении с некоторыми нашими соседями, мы жили не хуже. У нас всегда была картошка, морковь, свёкла, тыква, была солёная капуста в бочках, солёные огурцы и грибы, была мочёная клюква и брусника, были грибы сушёные. Было всегда молоко, а на деньги от его продажи мы покупали хлеб, сахар, макароны, муку. Насколько мне известно, некоторые соседи и некоторые одноклассники питались  намного хуже нас, хотя и работали на заводах.

Дефицит продуктов и товаров повседневного спроса советской эпохи был искусственным, вызван он был или вопиющей безхозяйственностью, или неумением чиновников, или преднамеренным вредительством. На последний фактор часто нажимали и моя мать, и многие соседи ещё во времена Никиты Хрущёва, когда в конце 50-х годов выросли очереди за хлебом, а крупы и мука почти исчезли из магазинов и стали продаваться по талонам и спискам.

Я учился в школе, в институте, работал в школе, в горкоме комсомола, на заводе в газете. И всегда что-нибудь из самого необходимого было в дефиците. И поиски дефицитного  постепенно сформировали убеждение  о преднамеренном вредительстве. И если прежде я считал этот дефицит ошибкой в работе управлений, то потом стал считать это диверсиями, хотя самих диверсантов в лицо не видел и даже не знал, где они могут находиться. Где-то там, на верхних этажах власти.

Мои догадки подтверждались. Вот несколько примеров.

Я любил кататься на велосипеде с ранней весны до поздней осени. Мать мне всегда напоминала, чтобы к покосной страде велосипед был на ходу. Денег у нас было мало, потому запас сделать было невозможно. Как-то летом проколол колесо. Разбортовал, камеру заклеил и понял, что покрышку надо менять. Покрышки можно было купить в двух магазинах, но мне сказали, что в том году они не поступали, посоветовали съездить в соседние города. На  поезде доехал до Верхнего Уфалея, нашёл нужный магазин и жутко удивился: на верхней полке во всю длину, а это не менее семи-восьми метров,  плотно стояли  покрышки. Мне две покрышки с камерами принесли со склада. Я удивился, и мне сказали продавцы, что им каждый год привозят намного больше, чем они продать могут.

- А в Кыштыме три года не привозили совсем, - сказал  я.

На следующий год я поехал за покрышками опять в Уфалей и не купил: не было, не привезли. На автобусе доехал до Каслей, там увидел гору покрышек. И пришёл к выводу, что дефицит создан искусственно. Кстати, в магазинах Каслей я увидел такие марки папирос и сигарет, которых никогда не было в магазинах Кыштыма.

Учился я в Магнитогорске. Город металлургов снабжался на порядок лучше, чем Кыштым или  областной Челябинск. Во всяком случае, с дефицитом я там не сталкивался. Там покупал одежду, обувь, книги. В наше общежитие приходили иногда хорошо одетые молодые фарцовщики, предлагали красивые вещи, но ни я, ни мои товарищи по комнате таких вещей не покупали и не носили: на стипендию много ли купишь, а других доходов у нас не было.

И ещё один эпизод, примерно, из 1981 года. Я работал замредактора заводской газеты и участвовал в закрытом совещании по качеству выпускаемой продукции. Меня предупредили, что столь откровенный разговор не для печати. Я записи не вёл, только слушал. О деньгах никто не говорил, но говорили о кадрах,  ресурсах, лимитах, поставках. Чаще всего поставки металлопроката  срывались из-за металлургического завода в Рустави, это в Грузии. В окрестностях Тбилиси на берегу реки Куры в 1941  году был построен металлургический завод на рудном месторождении в Азербайджане. В большой стране всё было общее. Зарплата у металлургов Рустави была выше, чем в Челябинске, но грузины избегали работы на заводе. Чтобы заготовки поступали вовремя, на ЧТЗ формировали бригады для работы в Рустави вахтовым методом. Был случай, когда несколько человек уволились с  ЧТЗ, чтобы  уехать на  работу в Рустави. Но вскоре с завода ушли, перешли на другую работу, на меньшую зарплату, но не у доменной или мартеновской печи.
На том совещании меня поразил ещё один факт. У тракторного двигателя был узел из двух деталей сложной конфигурации. Одну деталь делали в одном цехе, другую – в соседнем. Местный умелец внёс  рацпредложение – делать узел цельным, на одном участке, но нужна другая, легированная марка стали. Он назвал её. Такой металл использовался в двигателях для спецтехники, и главный конструктор, Герой Соцтруда,  разводит руками и говорит, что этот металл нам не дадут для серийного трактора, металл экспортный, на него серьёзные заказы, за него валюту дают.
Кто-то напомнил, что для спецтехники дают. И Главный объяснил, что для спецтехники даже из золота можно детали делать, надо только обосновать. А для тракторов –  нельзя, ни –ни.

Кстати, когда я переехал жить в Германию, обратил внимание, что вышки ЛЭП выглядят изящнее, тоньше, чем в России. Мне объяснили, что прокат для них поступал в основном из России, он прочнее и почти не ржавеет.

К чему это я тяну? А к тому, что так сложилось, что всё лучшее из России идёт на продажу,  за границу. Вот и газ мы продаём в Европу, которая подобно капризной барыне в модной лавке роется: то не так и это не эдак. А наши власти унижаются.

Что делать?  А не лучше ли послать Евросоюз куда подальше и заняться газификацией собственной страны? Пусть европейцы фыркают.

В начале 80-х годов к нам в молочный магазин привезли несколько сортов сливочного масла, давали по четыре пачки, и я взял две пачки импортного из Баварии, и две вологодского. Тесть, а он из немцев Поволжья,  тогда сказал, что нужно было только вологодское брать. Я удивился, а он уточнил: «Я немцев, особенно из Германии, хорошо знаю. В отличие от русских, они лучшее оставят себе. Что похуже, то на продажу другим.» С маслом он угадал. Почему мы так не можем?


Вспоминаю ещё один случай. Зимой в конце 1941 или в начале 1942 года, по рассказам матери, у них занемогла корова, её пришлось заколоть, а мясо на рынке стоило по 200 рублей за килограмм, а хлеб на рынке – по 400 рублей, хотя в магазинах и на предприятиях хлеб продавали уже по талонам и по госцене. Но не всем этой нормы хватало. Свёкор моей матери настаивал продать мясо, а отец моей матери говорил: «Ешьте сами. С килограмма мяса сытее будете, чем с килограмма хлеба. Только не жадничайте, а то дристать начнёте». Много тогда моей матери пришлось потрудиться, чтобы часть мяса засолить, что-то закоптить, что-то сложить в ледник.

Прав был Евгений Онегин: не надо золота тому, кто простой продукт имеет. Но отец его думал по-другому, ему нужны были деньги, а потому он земли отдавал в залог. Это его и разорило.

Много лет приглядываюсь к современной действительности. Во главе России находятся люди, которые не только Адама Смита не читали, но и первую главу романа Пушкина не осилили, и все последние  десятилетия в стране такая финансовая система, которая разводит нищету и держит людей в полурабском состоянии. Всё на Запад. Всё за границу. Центробанк даже прибыль забирает и отправляет куда-то в какие-то забугорные фонды. За семь лет рубль подешевел в три раза. Вдумайтесь только. Я оставил заначку несколько лет назад,  а она обесценилась и я вообще ничего на неё купить не смогу.

Уже названный Виктор Алексеевич Ефимов сравнивал наш «плавающий» курс рубля с «плавающим» аршином в магазине ткани. Принцип «на свой аршин мерить» в действии.  Вы, допустим,  в магазине тканей узнаёте, что сегодня аршин – один метр 20 сантиметров. Вы посмотрели, прикинули, а у вас денег недостаточно. Вы приходите вечером, а аршин уже другой – 78 сантиметров. Вы удивлены. Вы не в состоянии спланировать свои доходы и расходы, а вам говорят: «Приходите завтра, аршин будет метровый».

Скажете, что это фантазии? Но финансовая система десятки лет на таких принципах держится.

В течение одного дня на биржах цена рубля меняется. А потом удивляемся, почему розничные цены растут? Откуда берётся инфляция? А можно ли добиться благополучия с нашим постоянно тонущим рублём? Мошенничество в гигантских, в космических масштабах.

И никого за это не посадили, никого не расстреляли.

После распада СССР Россия оказалась полуколонией Западного мира, и если сперва об этом раздавались робкие голоса одиночек, то со временем уже, похоже, не осталось никого, кто бы ни ругал американцев. Да не они виноваты, а те, кто во властных структурах России сидят, но смотрят на Запад, завидуют жизни на Западе, там обучают своих детей, там приобретают недвижимость, там выстраиваются в очередь на elimination, eradication, abolition, liquidation или Zerst;rung, Vernichtung, Ausrottung. Фамилии  таких можно найти в интернете одним кликом.

То, о чём несколько лет назад говорили  создатели КОБ, сейчас говорят во всех социальных сетях. Про газеты и журналы говорить не могу, я их давно не читаю. А в нынешнем, 2020 году,  да на фоне коронавируса об антироссийской финансовой деятельности центробанка не говорят только цветы на подоконниках.

И если 15 лет назад шла весьма робкая речь о возможности продажи нефти и газа на рубли на отдельных биржах в России, то пять лет назад на совещании в  Ялте перед депутатами Государственной Думы РФ и членами Правительства президент России Владимир Путин заявил, что Россия нацелена на продажу нефти и газа за рубли, а глава ВТБ  (это второй по размеру банк РФ)  Андрей Костин  предложил в ответ на санкции Европейского союза перевести расчеты за газ и нефть в рубли РФ, также с членами Таможенного союза и с Китаем. Назывались тогда российские компании «Газпром», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт». Они  должны перейти на расчеты за рубли, но и сейчас, похоже, ситуация в той же  точке. Тогда была надежда, что рубль укрепит свои позиции. Но вспомним слово САБОТАЖ.

А на фоне саботажа – других причин нет, на мой взгляд, - рубль снова упал на ровном месте, снова подешевел, и мне непонятно, почему ни премьер-министр, ни президент, ни прокуратура, ни следственный комитет  не поймают руководителей центробанка на лжи. Или они все в доле и им выгодно такое масштабное мошенничество?

Средства массовой дезинформации давно говорят о кризисе мировой экономики и особенно американской, что доллар подешевеет и все накопления России в долларах потеряют свою ценность…  А я слежу ежедневно за курсом рубля, а он падает и падает…

Что растёт, так это уровень недоверия россиян к той лжи, которая льётся  относительно финансовой системы, как говорится теперь,   из каждого утюга.

Теперь  в сети можно найти текст стратегической записки доктора экономических наук Сергея Глазьева с курсом на дедолларизацию российской экономики. Комментариями и мнениями об этих предложениях одного из руководителей экономикой Евроазиатского союза наполнены все социальные сети. Но когда общественное мнение перерастёт в реальность? Предложение о продаже нефти и газа за рубли было выдвинуто в 2006 году, но только сегодня Сергей Глазьев предлагает начать это постепенно делать. Нужно увеличить запас золота в золотовалютном запасе до 55 процентов за счет продажи долларов. Вести торговлю с Китаем за рубли и юани не на словах, а на деле. Кто мешает?

Когда произойдёт ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ  российской  экономики?

Прав Иосиф Виссарионович Сталин, сказавший в последней своей речи на XIX съезде КПСС 14 октября 1952 года:

«Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой "свободы личности", - права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять.»

В борьбе за власть правящие верхушки не прислушались к  тому, что говорил тиран, озабоченный судьбой народов, а не набиванием резаной бумагой своих карманов.

Завершить эту растолковку хочу призывом Николая Алексеевича  Некрасова «ПОЭТУ»

Где вы - певцы любви, свободы, мира
И доблести?.. Век «крови и меча»!
На трон земли ты посадил банкира,
Провозгласил героем палача…

Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!»
И нет певцов… Замолкло божество…
О, кто ж теперь напомнит человеку
Высокое призвание его?..

Прости слепцам, художник вдохновенный,
И возвратись!.. Волшебный факел свой,
Погашенный рукою дерзновенной,
Вновь засвети над гибнущей толпой!

Вооружись небесными громами!
Наш падший дух взнеси на высоту,
Чтоб человек не мертвыми очами
Мог созерцать добро и красоту…

Казни корысть, убийство, святотатство!
Сорви венцы с предательских голов,
Увлекших мир с пути любви и братства,
Стяжанного усильями веков,

На путь вражды!.. В его дела и чувства
Гармонию внести лишь можешь ты.
В твоей груди, гонимый жрец искусства,
Трон истины, любви и красоты.
1874 г.


Рецензии