Зум-зум-зум! Зачем же пропадать?

Ветхая старушонушка, судя по возрасту, по манере говорить и смотреть, личность законопослушная. Выйти в разгар самоизоляции для таких  дело не из простых. Тем  паче, вынести  на продажу, быть может, последнее из своего по-советски благополучного прошлого. Эта мысль не оставила равнодушной мою старшую дочь. Леночка купила у неё «детгизовскую» книжку «Рассказы и сказки русских писателей».
Это же, сколько мне было в год выпуска этого издания?!
В 1962 году я уже перестал читать такие книжки. Но они были в доме, потому что подрастала Света, братья сами тогда еще не умели, и сестра читала им вслух.
Когда-то я знал этот сборник наизусть.
Знала бы Леночка, какой она вернула в мою жизнь бесценный предмет!
Всё в этой зачитанной книженции мне знакомо.
Я и открыл её, словно семейный альбом, где с пожелтевших карточек смотрят полузабытые лики родных. Буквально каждая страница и картинка вызвали во мне острейший приступ ностальгии по невозвратному моему детству, по нашей многодетной бедной семье, в которой, однако находились копейки, что бы купить ребёнку книжку.
Дети должны не только уметь, но и читать. Непреложный этот закон царил не только в нашем тесном домике.
.
В верхнем левом углу второй стороны обложки написано: «Дорогая Таня, поздравляем тебя со вступлением в пионеры» Ниже – дата  1963.2.20
Кто они, эти «мы?»
Подружки, семья… никто не скажет, кроме бабушкки-старушки.
Но искать её я не пойду. Не хочу разрушить иллюзию сведениями о пионерке Тане, и тех, кто так обыкновенно для тех дней  поздравил девочку.
Вдруг жизнь этих людей сложилась не так счастливо, как бы  им хотелось. Живы ли они, и что с ними сейчас происходит?
Поразительны для меня стали ещё две приметы того времени. Тираж 300 тысяч экземпляров и фраза, которую я, непостижимо почему, помню всю жизнь:
« – Зум-зум-зум! Зачем же пропадать?» – так  отвечали мухе весёлые пчёлки. – Мы повеселимся, пока светит солнышко, а как  наступит непогода, спрячемся в тёплый улей, где у нас за лето много мёду припасено».
Книжка, едва очутилась у меня в руках, открылась именно на той странице.
Что такого в этой фразе из рассказа Ушинского, что она запала мне в душу навсегда? И теперь, спустя 60 с лишним лет, зачем напомнила о себе раньше других? А ведь сборник открывается рассказом Льва Толстого «Филипок», который мне тоже нравился. И не только потому же , что он был первым, который я прочёл своей  сестрёнке. Само имя  казалось необычным, неслыханным для меня в ту пору.
А опять же имена, имена-то какие у писателей чудные! –
Горький, Мамин-Сибиряк!..
А названия произведений как притягательны! – «Лев и собачка», «Серая шейка», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост…»
Как такое не прочесть?

Книги для детей когда-то и сочинялись, и составлялись так, чтобы, взяв её с полки, начинающий книгочей не смог бы оторваться, пока не прочитывал от корки до корки…
Издательство работало с детьми. Были придуманы и продуманы  целые серии, например, «Мои первые книжки».
Этот сборник из «Школьной библиотеки»…
Редакция в каждом из своих изданий непременно помещало предложение. «Просим отзывы об этой книге присылать по адресу…»
Книги имели свои рубрики. Эта помечена такой «Для школьного возраста». Нашу книгу готовили пять редакторов: ответственный, художественный, технический и два корректора…
Книжки для детей щедро иллюстрировались как внутри, так на внешних сторонах обложки.
И стоила такая затратная книжки всего ничего. За эту надо было заплатить лишь 27 копеек.
Великобритания взяла на вооружение Советскую систему школьного образования.
А мы жалуемся на то, что современные дети не хотят читать.
Не цифра виновата и не повальная компьютеризация…
Виноваты все. Невежественные родители, гремучая государственная машина, и неравнодушная,  но только к себе самой, власть.
А вот бабушка, продающая книги, которые читала своим детям и внукам, достойна уважения и сочувствия. Ведь она  не жалуется на то, что ей  платят столь ничтожную пенсию, что ей приходится распродавать своих «Амуров и Зефиров» оптом и поодиночке.
28.05.20


Рецензии