Тайна первого похода через Урал

Тайна первого похода через Урал,
или расколдованный маршрут похода Ермака
концепт историко-географического экспедиционного проекта,
а также прокладывания туристического маршрута

1. Историко-реконструкционные предпосылки
История России и территорией соседних стран как следствие ее физической географии – береговые очертания континентов, климат, полезные ископаемые, флора и фауна – возможна ли такая постановка вопроса? Если возможна, то для каких эпох?
Еще один концепт историко-географического экспедиционного проекта по мотивам произведения В.Т.Поляковского «Рыцари Гипербореи».
Плавания западноевропейцев по т.н. северо-восточного проходу, который мы сейчас называем Северным морским путем, имели ярко выраженную системную цель: предпринять попытку найти путем плавания в водах северных проход к теплым тропическим странам. И по пути своего следования они неизбежно открывали устья рек, впадающих в Северный ледовитый океан.
При этом:
- соображения их выживания могли приводить к тому, что они путем подъема по ним находить как можно более удобное место для зимовки,
- соображения наиболее безопасного возращения обратно в Европу могли им подсказать обратный путь по более южным широтам с их более продолжительным сезоном безопасных перемещений,  без полярного экстрима,
- соображения как можно более четкого очерчивания крайнего рубежа географических познаний могли проявиться в том, что могло быть зафиксировано его название, и оно могло превратиться в символ своего рода «края света», за которым лежат земли неизведанные, terra incognito,
- соображения экстремальности полярных широт могли внести коррективу в итоговую затею прокладывания желанного северо-восточного пути сугубо по морю, и могла появиться идея разведки (по крайней мере) пути типа «море + река». При этом, опять же романтика неизведанного, а также запасы продовольствия, могли в определенный момент исчерпаться, и вышедшие на первый план соображения выживания могли породить решение о скорейшем возвращении домой или достижения уже тех мест, которые были как минимум известны.
Тем самым у них как у мореплавателей была заранее разработано два варианта: основной, который должен был бы завершиться их проходом по северному морскому пути, пустила бы их природа, и запасной, связанный с переключением их усилий на маршрут «море + река».
При этом было бы очень интересно смоделировать их поведение после открытия ими Обской губы или устья реки Обь. Обь как река наверняка на них произвела должное впечатление, и путешественники, столкнувшись с невозможностью преодоления льдов и торосов Северного Ледовитого океана, будучи изрядно уставшими и измотанными, наверняка бы приняли решение пойти вверх по ее течению в южном направлении.
Этот поход носил одну закономерную особенность: продвигаясь на юг, они искали наиболее удобный способ поворота на запад. Расспросы местных жителей убедили путешественников в том, что идеальным местом для такого было устье Туры в Тобол.
И именно там путешественники на запад и должны были повернуть. И именно в верховьях Туры они должны были найти место для зимовки. И, худо-бедно, где-то там, или в другом месте Урала перезимовав, должны были двинуться дальше на запад, попав тем самым в бассейн мало-мальски известной Камы, и оттуда дорогой проторенной домой.
В изложении обращает на себя внимание несколько моментов:
- название реки «Тура» – на редкость похоже на немецкое «Tor» – ворота, гол, радость ( :)).
- река Тобол в этом повествовании легко может олицетворять край света, дальше которого на восток путешественники идти не стали. Иными словами своего рода границу познаний. Кроме того, название этой реки весьма созвучно имени одного из сыновей библейского Иафета, имя которого на страницах русской Библии фигурирует в двух формах: «Фувал» и «Тубал», а на страницах латиноязычной Вульгаты как «Thubal».
-на просторах Океании, примерно 2000  км на восток от Соломоновых островов, можно найти небольшой архипелаг с названием Тувалу. Тоже своего рода олицетворение края света.
- при  изложении материала делается акцент на то, что путешественников в горах Урала ожидала неизбежная зимовка. Это навевает воспоминания о несколько нелогичном начале похода Ермака, начавшегося 1 сентября, как раз в начале осени, а не весны, как это диктовала логика начала экспедиционных походов. Все легко объяснимо, если сформулировать гипотезу о том, что этим днем может датироваться старт похода наших путешественников в обратном направлении.
Все эти гипотезы сформулированы в книге автора этих строк «Рыцари Гипербореи», https://www.facebook.com/rycari.hyperborei .

2. Непосредственно концепт историко-географического экспедиционного проекта,
а также прокладывания туристического маршрута

Теперь давайте попытаемся адаптировать этот материал к формату экспедиционных, туристических и кинематографических проектов. Как представляется разработчику концепта, принципиальным было бы участие зарубежных партнеров из стран «Золотого миллиарда», интерес которых к разгадкам тайн и подлинным открытиям традиционно высок. При этом можно отталкиваться от такого ПИАРовских козырей, как таинственность и контроверсийность, что идеально подходили бы для компаративного  историко-географического экспедиционного проекта.
В таком случае план разворота был бы следующим: сперва компаративный  историко-географический экспедиционный проект с попыткой сделать его ПИАРовски громким, затем туры в формате массового туризма. Сам маршрута следования участников может варьироваться: старт в Салехарде, Ханты-Мансийске или Тобольске, далее устье Туры, далее подъем к верховьям этой реки или других, пара-тройка дней на ознакомление с достопримечательностями Урала тех мест. Завершение в Перми или Соликамске.
По итогам экспедиции отчетно-репортажный фильм с элементами художественных вставок. Фильм будет обиловать пейзажами Урала, Сибири, Русского Севера, а также регионов мира, исторически связанных с эпохой ВГО.
Еще по итогам не исключена попытка разработки сценария художественного фильма.
На следующий сезон можно ставить вопрос о массовом туризме.



Автор концепта: В.Т.Поляковский,
wlad@df.ru, wladmoscow@mail.ru


Рецензии