Участок
Володя Стрельцов давно перерос свой охотничий участок ,который представлял собой несколько кварталов тайги,половину которых составляли чистые березняки,в которых соболь жил неохотно. Вся надежда была на проходного соболя и когда миграции не было,приходилось туго. Но не было случая ,чтобы охотник не выполнил договор на сдачу пушнины.
Как-то при очередной сдаче пушнины охотовед заикнулся ,что освободился участок сезонного охотника.Работал Володя в лесхозе и хорошо знал эти угодья,полтора десятка кварталов в бассейне двух речек вдоль болота…Места заболоченные ,но продуктивные,соболь охотно селился в хвойной ,захламлённой упавшим осинником тайге.
Охотовед охотно согласился на просьбу Стрельцова выделить ему участок.Не мешкая составили акт закрепления, по которому охотнику отходили кроме пятнадцати основных кварталов,ещё десяток кварталов леспромхозовских вырубов. Правда оборудован участок слабо,всего две избушки ,путики не прорублены.Но это было и большим плюсом ,охотник должен сделать всё своими руками и это несколько не расстраивало Стрельцова.
Со временем Володя обустроил участок,новые путики позволяли осваивать всю площадь угодий. Места были захламлённые упавшим перестойным осинником и очень заболоченные ,тяжёлые для охоты с лайками.Поэтому основная надежда была на самоловы. Были пробиты четыре путика ,протяжённостью 25-30 километров,для удобства проверки которых в зимнее время Володя поставил небольшие проходные избушки, позволявшие отработать каждый маршрут за два дня с ночёвкой.
С каждой из построенных избушек были связаны интересные истории.Рубили избушки с подросшим сыном Сергеем.Первую избушку рубили в вершине речки,для того,чтобы туда добраться,нужно было перейти большое топкое четырёхкилометровое болото.
До первой промоины их добросил лесхозовский «Урал» ,дальше около сорока километров шли пешком.Загруженные продуктами ,палаткой ,пилой и другими вещами добирались два дня,с ночёвкой на базовом зимовье.По низинам ещё лежал снег,тёмный от воды ,местами путь преграждали целые озёра воды.Речка перед центральным зимовьем встретила их высокой водой.Чтобы перебраться,срубили берёзу,упавшую удачно поперёк русла. Вырубив слеги и удерживая с помощью их равновесие,осторожно перешли на другой берег.Молоденькая рыжая лаечка ,по кличке Охта ,долго металась перед импровизированным мостом,жалобно повизгивая ,но увидев ,что хозяин уходит ,отчаянно поползла по стволу.Косясь на потоки мутной воды,сиганула на берег.
- Смелая, это уже хорошо… - отметил про себя Володя.
Переночевали в избушке и утром отправились дальше. Охта,впервые попавшая в тайгу нарезала круги ,гоняясь вокруг луж за куличками. На переходе через болото она обнаружила змею .Серая гадюка спешно убиралась с дороги ,угрожающе шипя и делая выпады в сторону собаки.Лайка отскакивала ,вопросительно поглядывая в сторону хозяина.
- Нельзя… ! – прикрикнул на неё Володя и Охта оставила змею в покое.
К вечеру добрались к месту постройки избушки, привязали собаку ,чтобы не шарахалась ,скоро время гнездования птиц и излишнее беспокойство ни к чему.
Сын разжигал костёр и ставил палатку ,а Володя спустился к ручью за водой .На грязи чётко отпечатался след медведя,чуть ниже по течению маленькие следы,медвежата перепрыгивали через поток.
- У нас соседи,медведица с малыми – сообщил он сыну,вернувшись к костру.
- Рубить начнём,уйдут – уверенно ответил Сергей ,он был в тайге уже не новичок.
Но медведица не спешила уходить.Только улеглись в спальники , Охта подала голос.Поджав хвост она напряжённо втягивала носом воздух,вглядываясь в темноту. Медведица проверила непрошенных гостей и удалилась ,а лайка всё не унималась,мешая спать уставшим охотникам.
Работали споро и жёлтый куб сруба рос на глазах .Место было красивое,на берегу речки у кромки молодого кедровника .По утрам радовали душу звуки тетеревиных токов на ближайшем болоте. Под эти звуки пили чай и принимались за работу. На четвёртый день всё было готово ,весенняя работа сделана.Остальное после просушки сруба,осенью.
За два дня выбрались домой.
В октябре ,после заезда,отправились доделывать зимовье.Загрузились продуктами под завязку. Основных собак оставили на избушке на попечение парней,приехавших из города пострелять птицу,с собой взяли старую сукУ и самую молоденькую,чтобы не мешали строительству и переходу.Ночью выпал снег и собаки распорядились по-своему .Через час старая уже лаяла соболя.Скинули рюкзаки и сын отстрелял зверька.Двинулись дальше и снова старушка подала голос ,на этот раз она нашла соболя в дупле ,далеко от тропы.
Оставили вещи на тропе и отправились на призывный лай. Соболь не желал вылазить и охотники долго провозились ,прежде чем добыли зверя.
К срубу добрались под вечер. Пока ставили палатку и разжигали костёр ,пошёл снег большими хлопьями .Стало сыро и неуютно .Подбросив дров в костёр,стали готовить себе ужин и корм собакам,которых привязали возле сруба.
Сумерки опускались на тайгу . Жарко горевший костёр освещал берег речки за спиной Володи. Сын сидел напротив и рассказывал про новый фильм,изредка помешивая варево в котелке.Его ружье стояло у кедра на расстоянии вытянутой реки.
Подняв голову в очередной раз ,он тихо выдохнул :
- Волк…!!!
Володя медленно повернулся в сторону берега. Невероятно, но в полутора десятках шагах на грани света от костра действительно стоял волк,не обращая внимания на людей и стреляющий искрами костёр.Внимание матёрого зверя было приковано к собакам,которые яростно лаяли,натянув поводки.
- Бей…! – прошептал Володя сыну…
Чуть замешкавшись, Сергей потянул к себе ружьё и волк повернувшись всем телом исчез в темноте под берегом.
Схватив свою «ижевку» ,Володя кинулся к берегу,но зверя и след простыл.Стрельцов выстрелил дважды в воздух…нужно было хотя бы напугать,чтобы уберечь собак в последствии.
Первое,что пришло на ум… зверь не встречался с людьми никогда и на табор наткнулся случайно.
Но каково же было удивление Стрельцова,когда он с помощью фонарика обследовал берег.Оказалось ,что зверь около десятка раз подходил и отходил от костра ,пока не решился приблизиться вплотную.Подсвечивая себе фонариком, Володя отправился по следу …волк почуяв преследователя перешёл с рыси на мах . Выстрелив в сторону хода зверя,охотник вернулся к костру….
Мокрый снег шёл всю ночь,палатка промокла и к рассвету охотники сидели уже у костра ,пили горячий чай ,обсуждали вчерашнее происшествие.
Времени на раскачку не было ….наспех позавтракав, отправились добывать мох.Сгребали снег с моховых кочек ,мешками таскали мох к срубу.Сруб собрали быстро, накидали потолок сходили к брошенному вагону за печкой.Завешали вход тряпкой затопили ,установленную печурку.
Как-то остро почувствовали разницу между даже недостроенной избой и промокшей палаткой.День потратили на то,чтобы сладить крышу,нары,столик,двери и довольные сделанным,отправились на центральную избу.
Место под вторую избушку выбирал сын и сначала оно не понравилось Володе.Это был островок почвы на краю огромного рямового болота.Узкая чистина ,поросшая клюквой тянулась от болота к избушке.В последствии оказалось,что и само болото богато клюквой и активно посещается глухарями и тетеревами.По кромке порхали рябчики.
Строили в майские праздники,сразу после схода снега. Утомившись,сели вечером отдохнуть. Лёгкий шорох привлёк их внимание.
Крупный ёжик семенил между кочек мимо их.Почуяв неладное,свернулся клубком,выставив иголки и недовольно фыркая.Сын отрезал кусочек несолёного сала и положил около неожиданного гостя.
К удивлению охотников ,ёжик сначала показал нос,затем принялся за угощение,ничуть не смущаясь присутствием людей.
Полюбовавшись на забавного зверька, Володя с сыном принялись готовить ужин ,а зверёк ушлёпал по мокрому мху своей дорогой.
Осенью доделывали избушку «под ключ». Сидели ,тихо переговариваясь,когда снижаясь по чистине,на болото сел глухарь.За ним ещё и ещё , так около десятка птиц.Птицы кормились клюквой,пока их кто-то не потревожил. Несколько петухов взлетели и прилепились на раскидистую сосну у избушки.Ружья были под рукой и одна из птиц после выстрела с шумом рухнула на мох.
Главным недостатком этой избушки был дефицит воды, но уже по снегу Володя обнаружил бьюший из мха ключик незамерзающей воды. Расширив и углубив ямку,соорудил колодец,который укрывал в морозы куском коры и засыпал снегом.
Место всё больше и больше нравилось Стрельцову,особенно после того,как он в течении дня набрал в сотне метров от избушки пару мешков клюквы за день. Соорудил лабаз для ягоды.
Володя всё больше и больше сживался с участком,который стал для него вторым домом. Каждый путик имел свое название: Большой,Малый, Новый,Южный… Правда Малый уже давно не соответствовал названию,став после доработки чуть ли не длиннее Большого.
Сейсмические профиля тоже были названы : Косой, Домашний, Старый , Северный,Центральный, Сырой, Восточный…
Четырёхкилометровое чистое болото между вершинами речек Володя назвал «тундрочкой» за сходство ландшафта с настоящей тундрой.
Угор, где каждую осень волки прокладывали тропу,назвал Волчьим.
Получили своё название и безымянные ручьи и речки : Чёрная, Светлая, Топкая, Северная, Змейка…
Участок леса , где пропали лайки на пять дней, Стрельцов называл «Бермудами». «Мёртвый лес»… «Кедровый привал»… «Косогор»…всё это места,связанные какими-либо событиями с его охотничьей биографией…
Участок постепенно приобрёл статус промыслового,когда Володя оставил работу в лесхозе и стал уходить в тайгу до весны.
Когда он написал первые строки и с чего всё началось,Стрельцов не знал,наверное от недостатка в общении начал писать стихи…Хотелось передать людям красоту окружающей тайги,свои ощущения от одинокой жизни в зимовьях.
А летней порой он скучал по своим избушкам…по тайге…какая-то неведомая сила влекла его и не было сил ей противостоять…
27.05.2020 г.
Свидетельство о публикации №220052800470