Материнское сердце

   (рассказ- быль)
Люблю, когда снег идет большими хлопьями! Настроение, хоть куда -  восторг!  На душе становится светлее, чище, в небытие уходят все житейские неурядицы.. Будто этот  идущий белый -белый снег " отбеливает " все,-печальное, грустное ..  Жизнь, с чистого листа!
   Первая половина  февраля, до закрытия охотничьего сезона осталось совсем нечего. А сходить на охоту, побродить по любимым полям никак не получается - учеба. В такую погоду, сырую и теплую, следы на снегу отпечатываются четко, как на глине художника.." Рвану - ка на охоту, - подумал я, стоя на остановке, - пропущу денек, а потом поднажму ,наверстаю ".
Учился я тогда в училище, в районном центре, куда ежедневно ездил, и бывало ходил пешком за пятнадцать километров..
   Пришел домой с  остановки, выпив горячего чая, заглянул за печку, где на гвоздике, под выходной одеждой отца висело ружье, которое купил по случаю у одного деревенского любителя выпить, за стипендию в 10  рублей. Вот оно, моё хорошее то !  Напихал в карманы сухарей, сахара комкового, и вышел во двор. Мать, увидев меня, запричитала:
- Это почему же ты не в училище?  Хочешь, чтоб мы краснели за тебя?...
- Мам, давай за скотиной уберу и сена надергаю, - понял я обстановку.
- Тебя ждала, иди уж, топай бессовестный.. Все равно не послушаешься.. А потом, немного смягчившись:- Есть то хоть взял?
..Снег был липкий. Время от времени приходилось останавливаться и чистить тяжелые лыжи. Сразу за деревней, на пологом левом берегу речки обнаружил заячьи следы. Они тянулись от колхозной фермы, где стояли скирды сена и соломы ,к лесопосадкам. " Русак ",- заметил для себя. Здесь же пунктиром, параллельно заячьему тянулся и лисий переход. Эти следы показались мне более свежими, и я пошел по ним.
  Лиса шла медленно, не торопясь, каждую кочку, кустик обходила, оставляя свои метки. Чувствовалось, что она хозяйка этих мест. Волки в начале 70 х у нас были редкостью - численность регулировалось. Лиса поэтому наверное вела себя свободно, конкурентов ей не было. Лиса все то шла параллельно заячьим следам. ." Села на хвост ",- подумалось мне. Может косого уж и в живых  нет. Бывает, что лиса и днем охотиться в основном на мышей, а тут вышла на крупную добычу..
   Лесопосадки на полях образуют большие квадраты. Следы направились на угол одного из квадратов. Дойдя до полосы посадок, из за разветвленного от самого корня клена начал осматривать местность, -" куда же ведут следы.. "? Среди валунов, оставленных после снегозадержания увидел что-то похожее на заячью шкурку, или хвостик.. В голове круговерть от мыслей: что если заяц не расслышал, как подошел, дремлет после ночных похождений.. при такой погоде это возможно.. и расстояние для ружья плевое, и заяц уже мой..! Прицелился, но стрелять в неподозревающего опасность зайца не хотелось. Я топнул, но заяц не поднялся, не подавал признаков  жизни. Держа ружье наготове, пошел к валуну. И очень был разочарован, увидев вместо зайца клочки шкуры его. Стал осматривать место борьбы. Вдруг что-то мелькнуло впереди.. Боковым зрением заметил ,как лиса от меня  " драпает " .. О, лиса, перепрыгивая валун за валуном уносилась от меня! От неожиданности и забыл про ружье.. Отбежав, она резко остановилась, повернувшись в мою сторону, уставилась на меня, наверное думала ,откуда это  " чудо невиданное "..? Она так стояла, не шелохнувшись, даже не моргая глазами, будто, если она так будет стоять, я его может и не замечу.. Я тоже стоял, "остолбенев ". А она изучала меня, а я её.. Она была большая, мех красно- рыжий, а глаза блестели любопытством, с оттенком недовольства.. Стоять столбом конечно, долго не мог, выстрелил, и это только прибавило лисе скорости. За ней было не угнаться. точности выстрела говорить не приходится - от волнения руки ходили ходуном..
   Решил посмотреть, где же она лежала, где лакомилась зайчатиной.. За следующим снежным валом увидел ещё одну лису, свернувшуюся "калачиком"! Неужели их было две, и я убил одну из них первым выстрелом, шальной дробью?  Лиса не шевелилась. Подошел к ней и увидел, что шкура на ней припорошена снегом.. Рядом с ней лежала передняя часть зайца, почему-то без головы.. Лисенок был мертв уже давно. На закоченевшем теле его я ничего не обнаружил, никаких ран.. Позже, дома, при снятии шкуры, заметны были многочисленные следы укусов на теле.. - Кто же его так? Может взрослые сородичи ? Похоже от них и умер лисенок - а Мать продолжала его кормить, таскать добычу к этому месту, где он " почивал ".. Мать- лисица не могла наверное смирится.. Продолжала надеяться,  что встанет, поднимется её чадо..
 
- Валуны - в советское время на полях проводили работы по снегозадержанию.. Трактора таскали за собой гусеничные траки, делая траншеи на снегу.. При поземке, ветре, снег заполнял их оставаясь на полях..
    1985 г.


Рецензии