Арктические конвои Второй мировой войны
Гость Олимпиады 2012 года, приехавший на соревнования яхтсменов в Веймаут и случайно забредший в музей Форта Нот, чрезвычайно удивился, увидев там советскую бескозырку. Это подарок музею от местного жителя Эрика Элли. А он получил бескозырку в подарок в Армении в 1989 году, когда работал там в составе группы ООН по ликвидации последствий страшного землетрясения.
На ужине в последний день пребывания Элли в стране принимавший его хозяин спросил, бывал ли он в Советском Союзе прежде. «Да, в 1941-м», - ответил он. После короткой паузы хозяин сказал: «Но это было во время Великой Отечественной войны. Где вы были?» Элли в этот момент своего рассказа улыбается. «В Мурманске», - ответил он. «Ага, - сказал хозяин, все поняв, - арктические конвои». С того момента Элли стал его другом навеки. Ему вручили бескозырку и сделали почетным моряком советского военно-морского флота.
Арктические конвои не изучают в школьной программе в британских классах. Но в русских школах после окончания войны все ученики знакомятся с историей о том, как британские моряки и силы союзников по антигитлеровской коалиции храбро отправлялись, как сказал сэр Уинстон Черчилль, в «самое страшное плавание в мире».
Организовать конвои предложил именно он, сделав это после начала операции «Барбаросса», как называлось вторжение Германии в Россию. Черчилль пообещал снабжать Сталина «во что бы то ни стало», зная, что если падет Россия, Германия всей своей военной мощью обрушится на Запад. В документах военного кабинета, хранящихся сегодня в национальных архивах, написано о необходимости «направлять в Россию максимум того, что страна может себе позволить». «Мы должны снабжать ее боеприпасами столько, сколько можем, на пределе наших возможностей. Согласиться на меньшее – значит увеличить опасность заключения Россией сепаратного мира».
Первые конвои
Элли, который родом из Престона, что в графстве Ланкашир, был в составе первого арктического конвоя, получившего кодовое название «Операция «Дервиш»». Он вышел из исландского Хваль-фьорда 21 августа 1941 года. К тому времени Норвегия и балтийские страны были захвачены Германией, и единственным местом, куда можно было доставлять грузы, были российские порты Мурманск и Архангельск, находящиеся за Полярным кругом.
Элли с начала войны дважды пытался попасть на флот, но его приняли лишь тогда, когда ему исполнилось 18. Он согласился на первую подвернувшуюся специальность, и после трехнедельного обучения попал в качестве радиолокаторщика в экипаж эсминца «Инглфилд» Королевских ВМС. С августа 1941 по март 1943 года Элли на своем корабле 15 раз ходил в составе конвоев в Россию с базы в Исландии.
Во время первого похода в Архангельск «Инглфилд» действовал в составе сил сопровождения конвоя. «Торговые суда большей частью были очень старые», - вспоминает Элли. Их первый судовой груз включал 10 000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, а также 15 истребителей «Харрикейн». Тем летом погода была хорошая, и они пришли в Архангельск 31 августа.
«Операция «Дервиш» была очень простой и легкой, - вспоминает Элли, перебирая коробки с памятными вещами в кабинете своей квартиры в Веймауте. – Не было штормов, не было боев, и 24 часа в сутки было светло. Немцы просто не поняли, что мы делаем. И все мы подумали, что и дальше будет так же легко».
«Однако после «Дервиша» немцы очнулись и осознали, что происходит. Они перебросили в северную Норвегию самолеты Люфтваффе и подводные лодки, в связи с чем проводку конвоев приходилось осуществлять как можно севернее».
Крайности погоды
Затем условия начали ухудшаться. Зимой конвои шли почти в полной темноте, а холод был такой, что кожа прилипала к металлу корабля, если кто-то касался его голыми руками. Такое произошло и с Элли, когда он ухватился за поручень трапа.
Он вспоминает штормы с волнами высотой с гору, на гребень которых корабли взбирались как на американских горках. Ледяными волнами захлестывало палубы, и каждую свободную минуту вне зависимости от погоды приходилось скалывать лед с корпуса, поскольку из-за него корабль мог перевернуться и пойти ко дну. А в воде человек погибал в считанные минуты. Четыре грузовых судна пошли ко дну исключительно из-за плохой погоды. Рассказов о пожарах, ужасной гибели людей и случаях чудесного спасения существует великое множество. Некоторые истории повествуют о моряках, которым было в то время всего по 14 лет.
Даже когда не было боевых действий, жизнь с задраенными люками и иллюминаторами казалась весьма неуютной. «Нам в нашей рубке локаторщиков было тепло, но на жилых палубах было ужасно, - говорит Элли. – С момента выхода из Исландии в русский порт мы держали свои подвесные койки свернутыми, а в сетках коек хранилась еда и одежда. Они были везде – под столами в кубрике, в офицерских каютах, даже в машинном отделении. Жилые палубы воняли, там стояла вода, в которой плавал сушеный горох, мука и прочие вещи. И практически все на корабле курили».
Когда пришла беда
Работая в радиолокационной рубке, Элли за боевыми действиями особо не наблюдал, хотя и мог кое-что услышать о происходящем по радиосвязи. Самой ужасной оказалась судьба конвоя PQ-17, крупнейшего из числа отправленных в Россию. В июле 1942 года, когда «Инглфилд» искал немецкий линкор «Тирпиц», PQ-17 получил приказ рассеяться, потому что появились сообщения о дозаправке немецких боевых кораблей, которые затем должны были выйти на перехват конвоя. Немцы уничтожали оставшиеся без сопровождения корабли один за другим, и это стало самой страшной неудачей за всю историю конвоев: было потоплено 24 из 35 грузовых судов.
«Мы слышали, как моряки зовут на помощь, но сделать ничего не могли, - горестно вспоминает Элли. – Мы должны были выполнять свою задачу».
В марте 1943 года, после полутора лет постоянной работы по сопровождению конвоев, «Инглфилд» отправился в Средиземное море, где был потоплен немецкой планирующей авиабомбой неподалеку от итальянского Анцио. Элли спасся, но 33 его товарища погибли. Их тела остаются в корпусе героического корабля, сопровождавшего арктические конвои и до сих пор лежащего на дне Средиземного моря.
Потери
Британские арктические конвои, корабли из состава которых базировались в Исландии и в шотландском Лох Эве, продолжали свои походы до мая 1945 года. В общей сложности 78 конвоев доставили более 4 миллионов тонн грузов, в том числе около 7 тысяч самолетов, 5 тысяч танков и машин, а также медикаменты, топливо и сырье. За это время потонул 101 корабль. Более 3 тысяч моряков из состава торгового флота и ВМС погибли от взрывов, пожаров и в ледяной воде.
Потери на торговых судах были меньше, потому что там были более малочисленные команды. Они имели легкое вооружение с расчетами из военных артиллеристов. Королевские ВВС выделяли им летчиков и самолеты, которые можно было катапультировать с палубы. Но сесть обратно они уже не могли.
«Нам было особенно тяжело видеть гибель военных кораблей, потому что там на борту было особенно много людей», - вспоминает ветеран полярных конвоев Джок Демпстер, умудрившийся попасть в торговый флот в возрасте 16 лет. В то время он был совсем еще молод, однако, по словам Демпстера, «все хорошо понимали ту огромную опасность».
Взаимная благодарность и признательность
Демпстер, который сегодня является председателем Ассоциации русских конвоев (Шотландия), получал большое удовольствие от встреч с русскими. «Как-то раз в Мурманске мы раздали все, что у нас было, оставшись ни с чем. Нас не просили, просто мы хотели помочь».
Взаимное чувство благодарности сохраняется, и недавно из Санкт-Петербурга в Лондон прибыла группа из 11 специалистов, чтобы отремонтировать мачты корабля «Белфаст» - знаменитого участника арктических конвоев, который выжил, и сегодня является экспонатом Музея войн за Британскую империю. Проект стоимостью 250 тысяч фунтов стерлингов финансируется за счет пожертвований российской стороны в знак признательности за конвои, хотя Британия получила от них не меньше пользы, чем сама Россия.
Памятные мероприятия
В Англии не было официальных мероприятий в честь 70-летия первого арктического конвоя, но в Шотландии десяток ветеранов отметил годовщину поминальной службой у мемориала в Лох Эве, которую организовал Демпстер. На ней присутствовал принц Майкл Кентский и российский консул из Эдинбурга. Затем был дан обед в красивом отеле Pool House в Пулью, где размещался штаб военно-морской базы Лох Эве. Сегодня номера отеля названы в честь кораблей ВМС. В деревне Олтби на восточном берегу залива рядом со зданием местной администрации скоро построят музей, посвященный полярным конвоям.
Год от года число ветеранов арктических конвоев уменьшается. Когда-то их было 17 тысяч, а сегодня осталось лишь около 200. Как и многие его товарищи, Элли не смог приехать в Лох Эве. Давно уже уйдя на пенсию со своей должности офицера по планированию действий в чрезвычайной обстановке, где он за свою службу был награжден Орденом Британской империи, Элли не теряет присутствия духа. Однако после перенесенной недавно операции на ноге ему трудно совершать долгие поездки. Плюс к тому, его жена Пегги, которая была сотрудницей женской вспомогательной службы ВМС, когда они познакомились во время войны, страдает от болезни Паркинсона.
Но погружаясь в воспоминания о своих арктических походах, Элли пишет книгу о пережитом. На Рождество он получает все меньше поздравительных открыток от своих российских знакомых, но Элли с теплотой вспоминает о своих поездках и живо интересуется современной Россией. Он может найти информацию о конвоях в интернете, в том числе, видеокадры своего корабля «Инглфилд», которые начали появляться на YouTube. «Многие дети и внуки ветеранов интересуются тем, что мы делали, и они сохраняют память о тех днях, - говорит Элли. – Приятно думать о том, что об арктических конвоях будут вспоминать и говорить еще долгие годы».
Медаль в память о мужестве британцев
Каждые десять лет с 1985 года Россия чеканит памятную медаль, которой награждает ветеранов британских арктических конвоев, официально признавая ту важнейшую роль, которую они сыграли в обеспечении России жизненно важными грузами.
В октябре 2006 года британское правительство учредило знак «Арктическая звезда», которым наградило ветеранов в знак признательности за их героизм, проявленный перед лицом неимоверных трудностей. Этот знак можно носить на лацкане, но не с боевыми наградами за военные кампании.
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Шотландии (Гринок) и оккупированной Британией Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. Арктические конвои доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.
Первое время конвои отплывали из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться с базы Лох Эве в Шотландии. Путь конвоев лежал мимо Гебридских и Фарерских островов в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск (СССР), и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды. Конвой проходил маршрут в 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч.
Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.
«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и трёх противолодочных траулеров.
Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал.
Конвой мог состоять из 7-35 грузовых судов и 5-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы («Аргус»), крейсеры («Лондон», «Эдинбург»), эсминцы («Электра», «Кения») и тральщики. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек». В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий» и «Куйбышев»).
В Советский Союз везли каучук, бомбы, разобранные самолёты Харрикейн, шерсть и ботинки. Обратно конвои везли лес и золото.
Стоит отметить четыре конвоя:
*30 мая 1942 года уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
*В июле 1942 года конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.(153 человека погибло)
*Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
*Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Дюк оф Йорк» и кораблями эскорта.
Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате действий ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению, что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.
Успех рейдов в Атлантике линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст» в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радио-пеленгационного оборудования. оснащением самолётов сантиметровым радаром на основе резонансного магнетрона и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.
Тем не менее, на дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.
Для борьбы с арктическими конвоями немцы использовали базирующиеся во фьордах Норвегии (базы Алта-фьорд, Тронхейм и Нарвик) корабли:
линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст»,тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер», эсминцы «Герман Шерман», «Фридрих Экольдт» и «Ганс Лоди», подводные лодки типа U-134 (1941). В атаке на конвои задействовались «стаи» по 10 подлодок. Всего у берегов Норвегии действовало до 40 немецких подводных лодок.
Также в борьбе с конвоями немцы задействовали 5-й воздушный флот (500 самолётов типа Junkers Ju 88). Авиация обеспечивала воздушную разведку. Когда конвой обнаруживали, с баз поднимались бомбардировщики (около 40) и, разделившись на звенья, атаковали суда.
Роль разведки
Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, зашифрованные Энигмой.
Конвой PQ-17
В августе 1941 года финские войска захватили городок Сортавала и создали там пункт радиоперехвата. В начале июля 1942 года этот центр перехватил шифрованную телеграмму, переданную кодом Морзе с советской авиабазы в районе Мурманска. Дешифрованный финнами, текст телеграммы содержал полное описание большого конвоя PQ-17 с военными грузами, направляющегося из Исландии в СССР. Финны передали эти материалы немцам, которые вначале планировали использовать для атаки конвоя надводные корабли. Однако, английские подлодки обнаружили попытку выхода в море линкора «Тирпиц», и немецкие надводные корабли вернулись в базу, а удар по PQ-17 был нанесен авиацией и подлодками.
Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Кроме того, танкер «Азербайджан», повреждённый торпедой, потерял через пробоину часть груза льняного масла, а большая часть груза «Уинстона Сэйлема» была выброшена за борт на Новой Земле.
Помимо транспортов были также потоплены спасательное судно «Зафаран» и эскадренный танкер «Олдерсдейл». Таким образом, общее количество потерь PQ-17 составило 24 судна. Потери экипажей судов составили 153 человека. Из них только 7 погибли до момента роспуска конвоя.
Об арктических конвоях было рассказано в нескольких литературных произведениях и кинофильмах. Особенно впечатляющим выглядел сериал про конвой PQ-17, поставленный по мотивам произведения Валентина Пикуля. Пока не было этого сериала, я прочитал «Реквием каравану PQ-17», поэтому смотрел сам сериал и вспоминал прочитанное. Не так давно познакомился с материалом на эту тему английского адмирала, который так же обвиняет свое Адмиралтейство за то, что отозвало крейсерское охранение этого конвоя, приказало ему рассредоточиться и оставило торговые суда один на один с немецкой авиацией и подводными лодками. Это и привело к таким огромным потерям этого конвоя.
В 2012 году президент России Владимир Путин совершил кратковременную поездку в Лондон на Олимпийские игры. Он нашел возможность лично вручить памятные медали оставшихся в живых морякам из состава арктических конвоев. Это свидетельство глубокого уважения нашего народа к английским морякам, рисковавших своими жизнями в холодных водах Арктических морей.
Свидетельство о публикации №220052800574