Пол Дэвис о наивном реализме и квантовом холизме

 
                Целое больше, чем сумма его частей

                Аристотель, «Метафизика»


               
                Вещи черпают своё существование и природу во ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ,
                и не являются ничем сами по себе.


                Нагарджуна, основатель буддийской школы мадхъямаки


 

«Некоторые ученые подчеркивали, что квантовая физика рисует картину мира, в котором отдельные частицы материи не существуют сами по себе как первичные объекты. Статусом “реальности” обладает здесь только ансамбль частиц, рассматриваемый как единое целое, в том числе и частиц, из которых состоит измерительный прибор.

Совершенно иначе выглядит традиционное представление о реальности, основанное на классической ньютоновской физике. Согласно Ньютону, вещество состоит из частиц, которые рассматриваются, однако, просто как “строительные блоки” для более крупных конструкций. Такая картина, несомненно, привлекательна, поскольку позволяет наглядно представить мириады “элементарных частиц” наподобие твердых шариков, которые, сцепляясь друг с другом, образуют обычные тела, такие, как камень. Все свойства камня в этом случае можно приписать атомам или любым другим элементарным “строительным блокам” в зависимости от последних веяний моды. Камень построен из элементарных частиц, а те в свою очередь – простые части камня и ничего более. Немецкий физик Отто Фриш, открывший деление ядер, так описывает классическую картину мира:

           "Считается, что заведомо существует внешний мир, который состоит из частиц, обладающих местоположением,
            размером, твердостью и т.д. Чуть больше сомнений возникает относительно того, имеют ли частицы цвет и запах;
            однако все они вполне “добропорядочны” и существуют независимо от того, наблюдаем мы их или нет".

Квантовая физика ниспровергает столь упрощённую классическую взаимосвязь целого и его частей. Квантовый подход требует рассматривать частицы только в их ВЗАИМОСВЯЗИ с ЦЕЛЫМ. Поэтому было бы неверно считать элементарные частицы вещества материальными ОБЪЕКТАМИ, которые, соединяясь в ансамбли, образуют более крупные объекты. При более точном описании мир выступает как совокупность ОТНОШЕНИЙ.

С точки зрения “наивного реалиста” Вселенная представляет собой совокупность объектов. Для специалиста по квантовой физике это подвижная единая ткань, состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой “ткани” не существует независимо от целого, а это целое включает и наблюдателя» (Пол Дэвис, «Суперсила» (“Superforce, Touchstone”) 1984)


Автор (на иллюстрации) – знаменитый британский физик-теоретик, космолог, астробиолог, писатель и популяризатор науки, член Королевского литературного общества, лауреат Темплтоновской премии.


           *************************************


"ХОЛИЗМ (от греч. HOLOS – целый, весь) – в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. <…>

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое время холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были:

ВИТАЛИЗМ, настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам;

теория эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей;

гештальтпсихология, признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям.
<…>
…с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В настоящее время холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем" (Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия » ХОЛИЗМ).

               
                май 2020


Рецензии