Литературный экскурс в творчество Поленова

Наше знакомство с творчеством Поленова начнется с его самой знаменитой картины - "Московской дворик".

Знойное лето. Полдень. Солнце светит так ослепительно, что вы щурите глаза. Все вокруг окрашивается в яркие тона, вы словно очутились в детстве. Пейзаж поддернут невидимой, воздушной дымкой. Вдали вы видите колокольню и церковь. Благодатный колокольный звон раздается в вышине.  Слева стоит барский дом с колоннами. На земле детишки играют в траве, а один мальчик, сидя прямо на земле, громко плачет в голос. Женщина идет к колодцу, держа в руке ведро. Старая кляча остановилась пощипать траву. Она запряжена в телегу.

В 1878 году Поленов вернулся из зарубежной поездки по Европе и подыскивал себе квартиру. Именно этот вид увидел Поленов из окна комнаты.

Картина была написана сравнительно быстро, вдохновенно. Не возлагая на нее больших надежд, Поленов выставляет ее на шестой  выставке товарищества передвижников. Там она имеет неожиданно большой успех , и прямо с выставки ее приобретает  Третьяков для своей коллекции.

Эта картина обладает удивительной силой. вы будто оказываетесь внутри картины, перенесенным во времени. Церковь на заднем плане сохранилась до наших дней. Она находится почти в самом центре Москвы, на Арбате, и  носит название "Храм преображения Господня на Песках".

Лето этого года Поленов проводит у своей бабушки в усадьбе Ольшанка в Тамбовской области. Там он пишет "Бабушкин сад".

Мы видим классический дом с портиком под фронтоном, лепными украшениями и  корифинскими колоннами. Усадьба утопает в густой лесной зелени сада. Мы замечаем пару, прогуливающуюся перед домом, они буквально только что спустились с лестницы и отправляются на прогулку. Пожилая дама в чепчике и молодая девушка в розовом модном туалете. Изысканная молодая барышня – это старшая сестра самого Поленова.
Обратите внимание на особняк, старинный, построенный за 60 лет до написания картины, в 1812 году. Ступени лестницы, ведущие на террасу, местами провалились. Отвалились капители колонн и лепные украшения фронтона. Не только дом находится в упадке. сад пришел в сильное запустенье. Буйная растительность проникает прямо в центр картины.

Дом, изображенный на картине, и есть усадьба Ольшанка.  До нашего времени, к сожалению, сохранился только фундамент. Перед усадьбой находится небольшое круглое озеро, похожее на зеркало. С течением времени оно заросло.

Картина очень созвучна образам Тургенева, который воспевал в своих произведениях красоту минувших дней.

Как никто другой подобное настроение передает Тютчев в своем стихотворении:
"Ущерб, изнеможенье – и не всем
Та краткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья."

Эта картина Поленова была высоко оценена критиками и была принята на седьмую выставку товарищества передвижников. 

А мы  тем временем переходим к следующей картине, написанной год спустя после "Бабушкиного сада"- "Заросший пруд".

Центром композиции в картине является деревянный мостик, который уводит взгляд зрителя в глубину заросшего парка. Там мы обнаруживаем молодую девушку, сидящую на скамейке. Это все та же Вера, сестра Поленова. Через 3 года после написания этой картины Вера скоропостижно скончается от чахотки. 

Автор исследования творчества Поленова Юрова пишет:
-"Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова- колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов."
В 1880 году была написана картина "Старая мельница. " Здесь мы также обнаруживаем мотивы запущенности , заброшенности, которую ни коим образом не нарушает мальчик, сидящий с удочкой на берегу реки. Раннее туманное утро, ленивое течение заросшей реки, водяная мельница с множеством больших и маленьких колес с лопастями. Это, пожалуй, моя самая любимая картина из тургеневского цикла полотен Поленова. Именно она и завершает данный этап и знаменует наступление творческой зрелости живописца.

Проходит несколько лет. Поленов много путешествует по Палестине. В большей степени, как никогда раньше, его интересует жизнь Иисуса. Он создает множество картин на христианские сюжеты. Поленов писал:

-"Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий , или как Он постоянно Сам Себя называл , а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ , каким он был в действительности ."

В 1888 году Поленов пишет одну из своих значительнейших работ- "На Тивериадском (Генисаретском) озере", в которой он изобразил Иисуса Христа. Спокойная бирюзовая гладь озера , бескрайнее голубое небо, пологие склоны скалистых гор вдалеке создают атмосферу безмятежности и одухотворённости.  Спаситель бредет вдоль берега. Какие думы его посещают?

В том же 88 году Поленов заканчивает свое монументальное произведение, дело всей его жизни, картину под названием "Иисус и Грешница", или "кто из Вас без греха". Она занимает центральное место в творчестве Поленова.

Иродов придел Иерусалимского храма спускается уступами широкой лестницы. Косые лучи света падают на порфировые колонны и  стены храма, заливая пространство теплым желтоватым светом. Стоит знойный летний день. Густые тени спускаются на камни. Мы видим несколько фигур, изображенных на заднем плане. Многие сидят на ступеньках лестницы, спрятавшись от жары.  Двое старцев выходят из храма, один поддерживает другого под локоть.

На переднем плане слева, в затемненном пространстве уселись вокруг Христа задумчивые, внимающие его слову люди. Это его ученики и слушатели.
С первого взгляда на картину как будто даже не угадывается его главный деятель. Но рассматривая фигуры, сидящие на камнях слева, вы испытываете беспокойство, заметив одно лицо. Освещенный лучами солнца, прислонившись к камню, как будто всего мгновение назад повернувши голову и взглянувши на толпу, сидит сам Иисус?
В мирную возвышенную беседу Иисуса и учеников врывается разгоряченная толпа. Она ведет на суд молодую девушку. В боязни неизвестности, что же ей скажет этот человек, она упирается ногами в землю, а взгляд выражает испуг. Эту девушку обличают в прелюбодеянии. По старым законам, Моисей сказал, что блудницу нужно побить камнями. Слепая вера в  старые законы вложила камни в руки людей.
Но кто же привел бедную девушку к Иисусу? Фигуры, изображенные в самом центре картины, седой старец,  а рядом с ним его рыжий товарищ, оба они фарисеи. Проповеди Иисуса часто шли вразрез с ортодоксальным, устоявшимся учением Иудеи, поэтому фарисеи часто  специально провоцировали называвшего себя Моисеем, чтобы Тот вызвал недовольства у своих слушателей.

Теперь мы можем разглядеть все элементы картины. Справа- старый мир, с старыми законами. Слева – новый мир. Они сталкиваются.
Блудницу еще не довели до того места, где она должна встретиться с Иисусом. Все еще продолжается движение: мальчишки бегут, люди спускаются по лестнице храма. А слева все еще чувствуется одухотворённость и безмятежность, присущая проповедям Иисуса. Раздаются первые слова фарисея. Иисус, еще окутанный возвышенными думами, переносит свой взгляд на разбушевавшуюся толпу и несчастную деву . Едва расслышав вопрос, едва разглядев  несчастную девушку, он уже готов дать свой ответ. И вот рождаются слова, которые переживут века:

- Кто из Вас без греха? Пусть первым бросит в нее камень.

Согласно знаменитому евангельскому эпизоду, люди разошлись все по своим делам,  оставив девушку в покое.

По началу судьба картины была не определена. Ее не пропустили цензоры к всеобщему обнародованию на передвижной выставке Причиной было само изображение Иисуса. На картине Поленова Иисус – слишком похож на человека. Не каноничное изображение Иисуса вызвало многочисленные споры в обществе. В Иисусе не достаточно божественного, не достает очевидных атрибутов - нимба над головой, священного сияния. Иисус изображен обычным человеком.

 Но вскоре, проблема разрешилась. Картина была лично куплена императором Александром 3, что дало фактическое право на само существование и позволило ей экспонироваться на выставке. 

Проходит десятилетие. Зрелое творчество отмечено двумя картинами.
Первая - это "Ранний снег", написанная в 1891 году. Темно-синие тучи затянули небо. Заледеневшая река вмерзла в берега. Слегка выпал снег, покрыв местами буро-желтые растения, которые тоже будто окоченели от холода, обнажив свои ветки. Весь пейзаж пронизан холодным и влажным воздухом. Явственно ощущается чувство тоски, как будто автор наблюдал предзимнее увядание природы и изобразил его на своем холсте.

Вторая - это "Золотая осень", написанная Поленовым в 1893 году. На ней изображен залитый светом лес в разгар осени. Листья окрасились в багряные тона. Умиротворенно течет река, отражающая в себе бескрайнее осеннее небо с тонкими облаками.

В правом нижнем углу картины можно заметить сельскую дорожку. Очевидно, эта дорожка имеет двойной смысл для автора. Художник запечатлел увиденный из окна своего дома осенний пейзаж. По этой тропинке, очевидно, Поленов часто совершал прогулки. Но также эта дорога символизирует дорогу собственных воспоминаний. На заре жизни Поленов путешествует в своих воспоминаниях, словно гуляя по этой тропинке. Как прекрасно было бы погулять в подобном месте!

Мы завершаем наше путешествие. Мы проделали большой путь. Начали с "Московского дворика" и закончили "Золотой осенью". Увиденные однажды, картины Поленова запоминаются на всю жизнь. Пейзажи наполнены чувственностью, светом, воздухом, а герои его картин запоминаются надолго, как та пара, выходящая из особняка в картине "Бабушкин сад". А изображение известного  евангельского сюжета заставят заново вспомнить о милосердии и сострадании, которые проповедовал Иисус.


Рецензии