Дядя Костя из серии Герои Великой войны

ПОЛЯКИН КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ 1910 г.р., Чебаркульский ГВК, мл.с-т 367 пап, умер 13.01.2002, Чебаркульский р-н п. Мирный.
С какого возраста я помню дядю Костю, маминого брата? Получается, что лет с трех, если не раньше. Впрочем, мои воспоминания могли закрепиться благодаря маминому рассказу.  Хотя зрительная картинка у меня есть – где стояла кровать, и как он сидел на стуле.  Кровать с панцирной сеткой, внизу привязана петля. Здоровой ногой он и качал меня. Мама рассказывала, что стоило ему перестать качать, как я с закрытыми глазами говорила: «Качай, качай».
Дядя Костя вернулся с фронта из-за ранения. Был связистом. Это сколько же пришлось проползти с катушками телефонного провода, часто под обстрелом! Он дошел до Польши, где и был ранен в ногу. Демобилизовали. Рассказывал мало.
А потом я его помню уже на подсобном хозяйстве Копейской горбольницы (в разговорах просто «подсобное»), где мой отец был директором. На всё лето его отправляли от «подсобного» рыбачить. Зимой готовили снасти (и я в том числе): вязали сети, сооружали «косцы» (так их у нас называли) – это связывали три полотна из «дранки», какой обивают стены снаружи под штукатурку. Потом два из них ставятся в воде вертикально каждый крУгом,   между концами  остается щель небольшая,  а третий между ними – перегораживает путь рыбе. Рыбак на лодке подплывает, шестом закрывает щель и сачком вычерпывает рыбку, какая внутрь заплыла.
Приезжала старенькая полуторка, увозили рыбу ночью, когда не жарко. Косили камыш, осоку, укладывали рыбу, сверху тоже накрывали осокой. Довозили еще живой.
Я уже училась в младших классах, и меня отправляли летом к дяде Косте на рыбалку. Там я научилась грести. Лодка рыбацкая тяжелая. Ладони в кровь натирала. Но проверять снасти ездила самостоятельно.
Когда уже училась в институте, то часто приезжала к ним в деревню. Дядя Костя любил ходить по грибы.  Были у него свои заветные места, о которых не рассказывал.
Помню, как мы с ним косили сено. На железнодорожной станции был магазинчик, где продавали разливное вино. Он брал банку, потихоньку его тянул и целый день махал косой. У меня уже тоже был опыт косьбы, и косьба доставляла мне удовольствие, хоть и нелегкое это дело. Но какое удовлетворение!
Однажды он собрался с удочкой на рыбалку. До  Миасса километров десять. На велосипедах. С ночевкой. Я напросилась с ним. Впечатление осталось незабываемое.   На рассвете мы отправились на берег. Выбрали место. Долго пришлось ждать.   Вдруг у меня  поклевка. И кто-то сильно потянул. Я издала радостный вопль, чуть сама в воду не свалилась,  думала, крупная рыба попалась. Оказалось небольшой ершик.  Дядя Костя долго надо мной смеялся.
Работал он электриком. Ему было уже за восемьдесят, когда у него обнаружилась на груди опухоль. Поехал в больницу. Какая опухоль- не сказали. Но операцию делать на стали. Спросили: «Тебе два-три года хватит?» Он сказал, что хватит. Но прожил еще больше десяти лет.
Его внучка Наталья приняла участие в акции «Бессмертный полк».


Рецензии