C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

По ту сторону тайны

                «Мудростью устраивается дом
                и разумом утверждается»
                Притчи Соломона, гл.24

Толстые высокие стены с зубцами - мерлонами, грозные башни с бойницами - печурами, все из дикого камня. Именно таким представляется нам облик средневекового замка. А вот что там внутри, за стенами? Многие, упрощая действительность, представляют только «огромный мрачный зал с узкими, почти не дающими света витражными окнами, освещенный горящими факелами или свечами. Вдоль одной из торцевых стен – невысокий подиум с креслом хозяина замка...» На самом деле за неприступными стенами замка скрыт определенный порядок, который вырабатывался столетия, эволюционировал как живой организм. И был нацелен на полную хозяйственную независимость, а в тяжелые времена - на продолжительное автономное существование без утраты какой-то из сторон жизнедеятельности.

Типология

Как было замечено в первом материале, крепость-дворец Фест на острове Крит можно считать протозамком, так как, возможно, от него пошла культура замкового строительства вообще. Устройство Феста, как и средневекового замка, появившегося много позже, можно сравнить с большим и сложным организмом. Где внутренний широкий двор с террасами окружающих зданий - его легкие, колоннада галерей - бронхи, тронный зал с большим камином - сердце...

Однако, если замки коронованных особ в Западной Европе являют собой разновидность роскошных резиденций, так как располагались из-за соображений пущей безопасности и по исключительному усмотрению полновластных владык внутри территорий так, что стенами, защищавшими их, были, скорее, границы самих княжеств и государств, охранявшиеся регулярными войсками, то замки их вассалов, то есть дворян, несших кроме воинской повинности много других, сооружались с хитроумными оборонительными и хозяйственными комплексами. Значит говорить можно о двух основных типах замков (дворцов): Schloss – это просто замок или дворец и Burg – укрепленный замок. Кроме них еще есть Festung – крепость. Но это уже тема другого разговора.

Австрийские хорошо подходящие для примера, укрепленные замки Розенбург и Шаллябург, например, не имеют такого разнообразия построек, как средиземноморский Фест, но они опосредованно позаимствовали от него все самое лучшее, а в чем-то пошли еще дальше. Уже с давних пор были в них независимые источники воды, продуманные системы канализации и вентиляции, основательные хранилища съестных припасов, мастерские, где вырабатывалось все необходимое для благополучной жизни хозяев и многочисленной дворни, были разбиты чудесные фруктовые сады и огороды, устроены разнообразные места для развлечений, для духовного и физического совершенствования.

Доспехи

Тот и другой замок на моих примерах поставлены на скальные уступы, поэтому, образно говоря, имеют хорошее «зрение». С уступов, обрывающихся с северной стороны (что характерно), открывается великолепный вид на поля и пожни обширных владений. С юга словно армированными доспехами тела замков защищены комплексами фортификационных сооружений.

В Шаллябурге - стрельбище - вытянутая площадка, обнесенная высокими стенами с бойницами, линия каменных построек (конюшни, кузница, мастерские) и небольшой замок играли роль щита и меча, которые на расстоянии вытянутой руки в случае атаки неприятеля могли принимать на себя первые удары и разить его в спину, когда тот оказывался у стен самого замка. Кроме этого, противник, очутившийся под этим «щитом», словно острыми копьями, пронзался несколькими идущими от замка стенами – «каблуками» (в первоисточниках), обрывавшимися на склонах естественных террас в чащобе леса. Очевидно, что совсем не случайно один из этих каблуков был назван Капканом.

Между стрельбищем и замком, на широкой ровной площадке пониже, находился двор для рыцарских турниров. Позднее, в ХYII веке на его месте был разбит сад. Этот манерный в прошлом сад нынче восстановлен вновь (надеюсь, нам представится еще возможность познакомиться и с ним, и с замком поближе). Из сада в замок можно попасть через калитку в каменной ограде, спустившись по крутой лесенке к неширокому каменному мосту, перекинутому через крепостной ров. Когда-то этот ров заполнялся водой.

Примечательно, что с этой стороны «мышцы» Шаллябурга (стены) укреплены двумя башнями и круговой мощной стеной – Bering. Стена имеет длину чуть больше ста и среднюю высоту пятнадцать метров. Ее терраса предназначена для тяжелого вооружения. На Bering есть один единственный вход, и тот идет через Малый двор замка. Так вот, чтобы попасть в замок, с моста надо войти в парадные ворота в большой башне со сторожкой, далее миновать двор – ловушку. Это проходной двор – тамбур, окруженный высокими стенами с машикулями. Из него есть только два выхода: вперед, во внутренний двор замка или назад, через башню к мосту.

- прим. машикуль (франц. m;chicoulis от ст. франц. macher укрытие и coulis – бежать) – в архитектуре крепостей и замков выступающая верхняя часть стены и башен, закрытая галерея с бойницами.

Большой двор

Непременным атрибутом любого средневекового замка является его внутренний, так называемый большой двор. Он бывал довольно просторным, размеры его были расчитаны на то, чтобы могли въезжать и без труда разворачиваться повозки хозяйственной службы, с продовольствием, строительными материалами и, конечно, кареты аристократов.

В центре двора, словно пуп на животе, обыкновенно, располагался колодец с питьевой водой (небольшой бассейн). Так, в числе первых сооружений Шаллябурга, начиная уже с XII века, значится и водоем. Прямо во дворе была сделана попытка выкопать колодец. Толстые стены его были выложены из камня. Но скорее всего из-за возросшего с годами потребления он не справился с потребностями двора и тогда рядом с ним был сделан новый колодец, вода в который поступала по деревянному водопроводу из источника, расположенного в двух с половиной километрах от замка. А старый превратили в цистерну и стали использовать как неприкосновенный запас. Во второй половине ХIХ века действующий колодец декорировали на итальянский манер. Восьмиугольную чашу сделали из белого мрамора и поставили на подиум с двумя ступенями. Вокруг разбили сад роз и обнесли его кованой оградой. Можно легко себе представить, какое восхитительное зрелище представлял двор с разросшимися в некоторых местах по стенам и колоннам галереи виноградом и плющом. Хотя из-за нерадения человека в беспокойном ХХ веке растения завяли, а кованая ограда осталась только на отдельных рисунках в старинных книгах. Хочется думать, что все еще вернется на круги своя.

Двор, где всегда было оживленно, защищен двойным-тройным защитным кольцом капитальных зданий и крепостных стен. По периметру, на уровне его отмостки располагались сторожка (сразу у вьездных ворот), за ней помещения охраны и прислуги, под высоким парадным крыльцом с лестницей на галерею находится вход в подвал с арсеналом и в винный погреб. Далее следуют помещения дворни, кухня, столовая прислуги, складские помещения, дровеник, каретник, амбар с овсом, стойла для пары хозяйских лошадей и для экипажей желанных гостей, рядом с ними находилась слесарка с кузнечным горном.

На втором уровне, возведенном значительно позже (XVI-XVII вв.), насчитывалось двадцать семь помещений. Тут располагались приемная, кабинет, коллекция оружия, библиотека, гостиница и пр. Наверх можно попасть по двум великолепно отделанным лестницам, парадной, напротив въезда во двор и по второй, в юго-восточном углу. На фасаде северной стены южного прясла двора расположен небольшой балкончик. Он принадлежит большому дворцовому, так называемому Кассетному залу. Это помещение, предназначенное для торжественных церемоний, имеет сравнительно высокие (4,55 м) деревянные потолки кассетной конструкции. Окна его, как и в бывшем Зале собраний на четвертом уровне Жилого замка (Wohnburg), обращены по соображениям безопасности на север, то есть в Большой двор. Над Кассетным залом когда-то располагались аппартаменты хозяйки и детская половина.

Карниз крыши на зданиях юго-западной части двора имеет кривую линию и вынесен необычайно далеко, местами на два-три метра. Кроме того, что это красиво само по себе, были этому, оказывается, и другие веские причины. Во-первых, это был хороший карниз над упомянутым балконом; во-вторых, для того, чтобы независимо от погоды можно было переходить по разным надобностям в соседние здания; во-третьих, он до сих пор защищает многочисленные богатые настенные фрески и гризайль. И это не все, он был нужен еще и для улучшения аккустики. Благодаря каменной мостовой, в замкнутом пространстве двора с большими карнизами на зданиях хозяева через специальную раковину в стене одного из своих помещений на втором этаже или просто при открытых окнах без труда подслушивали разговоры ничего не подозревавших об этом дворни и приезжих.

Для того, чтобы улучшить сообщение между помещениями на втором этаже, по северному и восточному пряслам зданий была сделана чудная крытая галерея с воздушными крестовыми сводами с нервюрами.
- прим. нервюры  (франц. nervure – ребро, складка, прожилка от лат. nervus - жила, сухожилие) - каркасное ребро готического свода; то же, что гурт.

Галерея великолепно украшена колоннами с кариатидами, скульптурой, барельефами, маскаронами и другими декоративными деталями из терракоты, характерными для эпохи Ренессанса. Здесь представлено такое разнообразие и великолепие, что право, стоило бы об этом поговорить как-нибудь отдельно.

Малый двор

Дворцовая часть с покоями и известная нам башня бургфрид (донжон) по традиции удалены от парадных ворот более других построек. Малый двор перед дворцом, как сердце в грудной клетке, скрыт от глаз непосвященных.

В Шаллябурге в Малом дворе находятся две самые старые постройки, которые по сути и были в XII веке самим замком. Упомянутая выше стена беринг (Bering) и рядом, на самом высоком месте ландшафта, так называемый Жилой замок – Wohnburg. Жилой замок девятнадцать метров высотой, в основании имел «двойной квадрат» - 11,5х23 + 11,8х23м. Толщина его стен внизу - 2,17 метров, наверху - 1,3 метра. В первых двух уровнях когда-то давно находились склады, арсенал, помещения прислуги. Хозяйские помещения располагались на третьем уровне, на высоте около семи метров от земли. Зал собраний занимал весь четвертый этаж и имел потолки 3,75 метров высотой (типично для общих залов замков того времени). Выше находились молельня, детская, хозяйские помещения, арсенал, кабинет, библиотека и пр.

Чуть позднее во дворе появились романская часовня и главная башня. Башня усилила защиту с двух возможных сторон нападения, позволила осуществлять контроль подъездных дорог и просто удовлетворяла желание любопытных, поэтому, кстати, и называется гукер, что в переводе с немецкого означает зевака.

Из-за развития военной техники, возросших требований к комфорту и изменившихся эстетических вкусов в XY-XYII веках замок претерпел кардинальные изменения. Среди прочего и Малый двор получил свой настоящий вид. На галерее его второго уровня, например, появилась великолепная аркада с каменными колоннами тосканского ордера (модуль ее оси - 348,5см - был использован позже при строительстве аркады большого двора), фасады двора были декорированы в белый и темносерый цвета в манере псевдо сграффито. Западное прясло из-за великолепной отделки интерьеров было названо Великолепным.

Из-за того, что появились новые, отлично отделанные удобные помещения, а безопасность стала обеспечиваться стенами других построек, функции Жилого замка изменились, его стали использовать для хранения зерна...

Кстати, если в Шаллябурге во внутренний двор у Жилого замка из большого двора можно попасть через небольшую арку или по переходу с галереи, то в замке Розенбург во дворец и внутренние покои попасть можно только через ворота в отдельной башне и далее по мосту над глубоким рвом. В этой же части перед дворцом в Розенбурге находятся затейливый ряд красивых лестниц, смотровые площадки с балюстрадами и большой бассейн с рыбками. Тут же когда-то находился небольшой сад, а в печурах крепостной стены его был размещен питомник для ловчих птиц.

Подводя итог, можно смело сказать, что описанные здесь замки, Шаллябург и Розенбург, являются хорошими иллюстрациями для представления основных принципов, которыми в средние века руководствовался зодчий при разработке плана строительства укрепленного замка.


Рецензии
Алекс, в стройном и выдержанном тексте сокращение "НЗ" выглядит чуждо - лучше дать полностью. Н.С.

Наталия Сафронская   21.07.2020 16:44     Заявить о нарушении