Рязанские кошки

Это лето было холодным и дождливым.
Худший вариант из всех возможных.
Было бы холодным, но солнечным, можно было бы гулять, путешествовать, исследовать мир, как обычно летом, только одеваться потеплее.
Было бы дождливым, но тёплым, можно было бы бегать в сапогах и плаще по мокрым дорожкам и мерить глубину всех попадающихся по дороге луж.
Про солнечное и сухое лето, можно вообще ничего не говорить.. Это счастье!
Утром просыпаешься, всё вокруг сияет и сверкает солнечным светом.
Звенят птичьи голоса. Одуряюще пахнут цветы и травы.
Солнечные тропинки манят в путешествия, а яркая зеленая листва радостно приветствует новый замечательный день.
Но.. это лето было другим..
Солнце показывалось редко, как неожиданный подарок, чтобы люди не забыли, что оно вообще существует. Дождь присутствовал в жизни каждый день во всех возможных вариантах. За это лето можно было наглядно изучить все форматы дождя!
Дождь проливной, моросящий, с градом, сильный, постоянный и нудный.
За два месяца лета при такой погоде было уже переделано всё, что только можно сделать в доме. И настольные игры, и пирожки-оладушки-кексики (это был особо любимый вариант), потому что запах ванили и корицы, хоть немного восполнял потребность летом чувствовать аромат цветов.
Но, в какой-то момент всё уже надоело и стало таким невыносимым, что надо было принимать каке-то радикальные меры. Тем более, что долгосрочный прогноз погоды обещал ещё месяц дождей,
И нам с девочками одновременно пришла идея отправиться в путешествие.
Однако, здравый смысл подсказывал, что в такое лето, путешествовать можно только по гостям - друзьям-родственникам.
Мы надеялись, что выстроив цепочку из пяти - семи друзей, и гостя у них по три-четыре дня, мы продержимся.
Три дня ушло на созвоны, сборы, веселую кутерьму, которая заставила забыть о ненастье за окном и принесла веселую радость жизни, больше соответствующую летнему настроению.
Первой на карте нашего путешествия стояла Рязань. Точнее - Луховицы.
Там жили наши родственники с детьми возраста девочек.
Они были очень рады нас видеть и с нетерпением ждали.
Мы прыгнули в электричку и поехали.
Три часа мы ехали до Луховиц и три часа за окном то сильнее, то скучнее шёл-моросил нудный дождь.
Но, как говорил Чебурашка, мы ехали-ехали и, наконец, приехали.
То же серое небо, тот же противный дождь, но совершенно другие ощущения.
После пропитанных влагой суглинков северного Подмосковья, с тяжело поникшими травами и темными елями, мы оказались вот уж действительно «в краю березового ситца», в совершенно другом по настроению и цвету.  Хоть и мокрые, но светлые и радостные березки и одуряюще пряный аромат влажных трав, в котором перемешивался запах мяты, душицы, полыни и еще каких-то цветов.
И началось наше радостное лето, с пирогами, разговорами, театральными постановками, поздними и ранними завтраками и вечерними песнями под гитару.
Погода за окном уже никакого отношения к нашему лету не имела,
Лето стало солнечным изнутри.
Конечно, ни о каких трёх днях речь уже не шла.
«Минимум три недели!» - радостно вопила разновозрастная компания.
«Ну три, так три», не менее радостно подумали мы со своячницей и невесткой, потому что готовить, тремя умелыми женщинами, на всю ораву, было легче, чем по отдельности их  развлекать. Но, самое прекрасное было в том, что в этом краю, даже при дожде и холоде, можно и прекрасно было гулять! Песчаные тропинки были чисты, березы давали ощущение простора, а цветы под дождём были так же прекрасны и благоухали ещё сильнее. «Недаром Есенин так любил эти места..- каждый раз говорил свояк, в восхищении оглядывая просторы: «Понимал человек в красоте природы. Поэтому и стихи у него такие вольные, светлые, задушевные»  И, хотя говорил он эти слова каждый раз, когда мы выходили на прогулку, они не надоедали. Потому что под этот его вздох восхищения, ты сам начинал точнее и ярче видеть эту ширь и эту даль, и это безграничное многотравье, и ощущать подлинность древнерусских просторов..
Однако, что-то меня эти воспоминания увели в лирическое настроение..
Мой рассказ о другом..
Прожили мы так весело уже три дня, как вдруг, однажды утром, наша Таня, зашла с улицы в кухню и грустно сказала матери: «Знаешь, а котята всё-таки опять есть.»
«Да что ты! - вскинулась мама Галя: «Как же так, вроде не было.., почти месяц уже на даче живём»
«Так она их видно месяц назад и родила. А в старом курятнике спрятала»
А надо вам сказать, что эта дача, только так называлась. На самом деле, это была заброшенная деревня, принадлежавшая когда-то процветающему колхозу.
Было время, жизнь в деревне бурлила, кипела. В каждом дворе было хозяйство, коровы, козы, а уж куры, так непременно.
Потом времена изменились, колхоз захирел, молодежь в город потянулась, старики стали слабеть, сворачивать хозяйство и остались только петухи-куры. Петухи для радости, а куры - для пользы)) А потом не стало ни стариков, ни кур.
Замерла деревня на несколько лет.. Сгорбилась под старыми крышами, почернела пустыми окнами. Но.. жизнь переменчива и в ней часто происходят неожиданные повороты!
Вот и произошло удивительное возрождение деревни. Только не в крестьянском варианте, а в дачном. Вспомнила повзрослевшая молодежь о бабки-дедкиных домах.
Потянуло их обратно в родные места. И опять застучали молотки, затюкали топоры, завизжала пила. Приободрились дома, приукрасились новыми крылечками, дверьми, а кто-то так даже и окошками. Повеселела деревня. Правда пока, только на лето.
Зимой она засыпала до следующего дачного сезона..
А летом в деревню приезжали не только люди. Привозили они с собой и домашних питомцев. Кошек, собак, морских свинок и черепах.
Правда морские свинки жили тихо и чинно, в клетках на своих участках.
Жевали своё сено-траву и магазинный корм.
А вот остальные гуляли вольно. Правда черепах тоже старались держать дома.
Но её разве удержишь.. Кто скотчем через панцырь к столбику привязывает, чтобы погуляла она по травке, но не убежала-потерялась. То клетку без дна на землю ставят, чтобы ощутила он землю живую и попробовала травку свежую. Но, черепахи животные умные, хитрые и быстры.. Не успеешь оглянуться, как она уже под клеткой подкоп сделала, или скотч перетерла и ушла себе гулять-бродить. Некоторые возвращались домой. Походят-побродят по окрестностям пару дней, глядь, а уже лежат на дорожке перед домом, камешком прикидываются))
А другие уходили совсем. И зимовали, глубоко зарываясь в землю.
Но это уже другие истории..
Так вот.. Привезли как-то в деревню небольшую кошку.
Осмотрелась она и решила, что жить ей здесь нравится и уезжать отсюда в городскую квартиру она не хочет. Больно по душе пришлось ей вольное житьё. И мышек-птичек она тоже очень любила))
Поэтому, когда хозяева решили осенью вернуться в город, она просто спряталась, исчезла и не показывалась, пока все не уехали.
Как она прожила свою первую зиму в пустой деревне, никто не знает.
Правда место на себе облюбовала хорошее - старый курятник.
Там и сена много и пуха-пера от старых хозяев, а самое главное, этот курятник за прошедшие годы облюбовали себе на зимовку мыши! Поэтому и корм у неё всегда был рядом, под носом. И ходить далеко не приходилось.
А может и ещё что добывала в полях..
Так или иначе, но прожила кошка благополучно ту зиму..
А когда снег сошёл и в апреле приехали первые дачники, им на удивление, кошка уже вышла их встречать, как хозяйка деревни. И как не пытались прежние хозяева её вернуть, кошка игнорировала все попытки. Так и осталась она просто кошкой, отвоевав своё право на личную жизнь.
А личная жизнь у кошки тоже по всей видимости была богатой.
Уже где она находила кавалеров, или они её находили, кто знает..
Кошки существа загадочные.
Но потом, каждую весну она выходила встречать дачников, уже с целым выводком котят. Котят обычно было пять-шесть и рождались они, вероятно, в марте.
Потому что в апреле выходили с мамой уже на своих ногах, точнее - лапках и были весьма активны и пронырливы.
Кто-то из них за лето находил себе хозяев, так как котята были всех мастей, окрасов и шерстистости. Все могли выбрать себе котенка по душе..
И первые годы, проблем с устройством котят - не было. Кошка регулярно поставляла по весне котят, котята находили дом. Но с годами всё стало сложнее. Уже практически у всех жителей летней деревни были кошки и коты местного происхождения.
И никто не спорил, котята были очаровательны, воспитаны и здоровы, так что и вторым кругом, то есть друзьям и родственникам жителей деревни, удавалось ещё несколько лет малышей пристраивать. Котята разъехались по всей Рязанско-Московской области. Короче, по всем трём столицам Рязанского определения (Как гордо считают жители этого края, в Росии есть лишь три столицы - Москва, Рязань и Луховицы..))
Вот в этих столицах и окружающих их регионах и селились котята почти десять лет..
Но, все емкости когда-нибудь заполняются, а кошки живут долго и котят приносят много.. Пришло время, когда, как ни старались сочувствующие кошке жители деревни, ни одного котёнка больше пристроить не удалось. Это было в прошлом году.
В начале октября, как обычно, дачники разъехались.. Провожали их кошка и четыре котёнка. А встречала по весне, только одна кошка. Что стало с котятами, так и не удалось узнать. То ли их, всё-таки, кто-то подобрал, то ли убежали в другую деревню, то ли сгинули..
Одному Богу известно..
Но жители деревни переживали..
Но ни в мае, как обычно, ни в июне, никаких новых котят больше не было.
Постарела кошка, решили жители и на этом успокоились.
Я слушала этот рассказ с большим вниманием, но отвлеченно.
Кошки дома меня не привлекали. Да и был у нас уже дома кот. Огромный, ленивый, самодостаточный, очень интеллегентный и очень трусливый черный кот.. Правда, любил обниматься и иногда снисходил до того, чтобы погладить тебя бархатной лапой по щеке. Сам гладил, правда редко, а вот чтобы его гладили - не любил. Сразу прижимал уши и втягивал голову, всем видом говоря: «Ах оставьте ваши нежности! Не до них мне сейчас». Зато любит лежать рядом, когда кто-то работает.. Это ему никогда не надоедало. Бывало подойдёт и просит: «Ну пойди, поработай, так полежать рядом хочется» Приходилось идти, садиться за ноутбук. Благо и на диване с ним работать можно. А коту только и надо, тут же рядом пристроится.
На столы не лазит, на шкафы не прыгает, мебель не дерёт, а интеллегентно точит когти о березовый чурбачок. Просто не кот- мечта.
Ну куда к таком коту ещё кого-то. А ведь ещё и собака есть. Правда в два раза меньше кота, но тоже любимая..И свинка морская, любимица девочек, и рыбка золотая..
Нет, у нас полный комплект, нам точно нового котенка не нужно.
Но об этом я даже не думала, слушая жизнеописание простой Рязанской кошки.
Просто слушала и сочувствовала этой истории.

Прошло дня три спокойной, размеренной дачно-дождливой летней жизни..
Как вдруг, на четвёртое утро, когда мы только собирались завтракать, влетела на террасу Таня, держа на руках малюсенького белого котёнка.. «Смотрите! Видали?..»
«Принесла всё-таки» - всплеснула руками Галя. - Видно увидела людей и опять поверила, что не бросят котят!»
«И что мы теперь будем с этим делать?» - поинтересовалась Таня.
«Сначала накормим, видишь какой тощий. Потом найдём и посчитаем остальных, чтобы определить масштаб бедствия. Потом всех будем кормить, пока мы здесь и думать, что  со всем этим делать» - подвела итог мама Галя.
Так мы и сделали. За два дня познакомились со всеми остальными котятами и посчитали их. Сделать это было довольно трудно, потому что котята, хотя и маленькие, были достаточно дикие и шустрые. Умели моментально разбегаться и ловко прятаться.
А так как они могли пролезть в любую, даже самую узкую щель, то наши попытки их сосчитать были просто по алгоритму Винни Пуха: «Мёд - это очень странный предмет. Только что был и его больше - нет» Вот так же было и с котятами.
Вроде открываешь дверцу в старый курятник, вот они, все лежат пестрой кучкой.
Только моргнёшь, как уже ни одного.
Но, доброта, ласка и полные мисочки вкусной еды скоро помогли котятам перестать бояться и привыкнуть к людям. Они уже знали время завтрака, обеда и ужина и сами выскакивали навстречу еде. Правда в руки давались не все. Котят оказалось семеро, а людей не боялись только трое, беленький, серенький и черненький. Они позволяли протянуть к ним руку и обнюхивали её. Взять себя позволял только беленький. Остальные четверо, ели быстро, осторожно и были готовы в любой момент дать дёру.
Так прошли ещё две недели. Котята подросли, окрепли, похорошели и привыкли, но всё равно, трое были доверчивы, а четверо - дикие.
Все две недели мы активно искали им хозяев.
Но..безрезультатно. Только одна бабушка сказала, что будет жить в деревне долго, до снега и уедет только когда зима совсем ляжет. А если будет малоснежная, так и вообще перезимует в деревне. Уезжая, так и быть, возьмёт с собой одного котёнка, а до отъезда будет кормить, но не больше троих. «Пристраивайте остальных пока..»- говорит.
Ещё, с большим трудом, пристроили одного голубоглазого блондина из ручных.
Не устояло сердце сердобольной поварихи. «Слабость у меня к голубоглазым, - засмеялась она и прижав его к необъятной груди, унесла куда-то в даль светлую..
Методом несложных арифметических вычислений, мы опять подсчитали размер бедствия. Из семи двое точно пристроены, двое - будут накормлены, а вот что делать ещё с тремя?
«Точно погибнут,- качала головой Галя, - слишком маленькими в зиму пойдут. А если зима суровая?»
Думали мы думали и, решили забрать этих троих в нашу подмосковную деревню, которая уже давно стала коттеджным посёлком и люди в ней жили круглый год.
«Пристроятся как-нибудь, у кого-нибудь, - рассуждала Галя - они живучие, лишь бы еда зимой была, да какая-нибудь крыша над головой»
Сказано-сделано. Нашли мы корзинку, стали котят ловить.
Да не тут-то было..
К себе подпускают, а в руки не даются. Около миски с едой вьются, а как только приблизишься, стремглав убегают.
Но было у нас в запасе несколько дней и мы стали котят к себе приучать. Теперь каждый раз, когда мы им накладывали еду, кто-то из нас сидел рядом и ласково с ними разговаривал.
Первым доверился абсолютно чёрный котёнок. Уже на второй день он стал тянуться носом к кусочку курицы, который на ладони протягивала ему Таня, быстро хватал его, мгновенно проглатывал, но уже не убегал, как раньше, а мурлыча, как старый советский холодильник, опять тянулся носом к ладони.
Глядя на него осмелели ещё двое. И ещё через пару дней, уже все трое давали себя погладить. Остальные трое по-прежнему дичились и к себе не подпускали.
И, когда мы уезжали домой, в корзинке, тесно прижавшись друг к другу с нами, в новую жизнь, уехали три разноцветных котёнка.

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок...
                Сергей Есенин 1925 г

А может быть и вам нужен рязанский котёнок?)))


Рецензии