Фея, 2020
«Фею» мне посоветовала подружка Даша, которая по специальности великий и ужасный практикующий психолог.
Я как раз пребывала в состоянии творческой лени, но тут появилась Даша со своей «Феей», и Галя устыдилась праздности да пошла смотреть.
Сюжет
Честно, давно так не делала: села смотреть кинцо, не читая синопсис. Если своими словами, то сюжет такой: главный герой Евгений Войгин *Константин Хабенский* - владелец компании, создающей популярную в России игру о русском супергерое – Коловрате. Вышло уже две части, и к моменту начала фильма в запуск готовится третья. Неожиданно в центре Москвы происходит зверское убийство гастарбайтеров, которое сняли на видео и выложили в сеть члены фашистской организации под названием «Коловрат». Они даже скопировали традиционный жест героя игры и его символ. Войгин, вопреки мнению коллег, радуется происшествию и хочет использовать его для пиара третьей части игры. Но ВНЕЗАПНО жизнь сводит его с активисткой Таней *Екатерина Агеева*, удивительно быстро нашедшей общий язык с дочерью Войгина от первого брака: замкнутой Машей *Александра Дишдишян*. Обстоятельства складываются так, что Войгин вынужден продолжить общение с Таней, и два разных мира столкнутся, чтобы оба героя поняли: далеко не всё в нашей жизни поддаётся контролю, и чья-то прихоть или чьё-то заблуждение может стать точкой отсчёта для фатальных событий.
Плюсы
«Фея» поначалу очень напоминает *лично мне* стародавнюю комедию «В ожидании чуда». Тон очень лёгкий, героиня Екатерины Агеевой – эдакое прибабахнутое лучезарное очарование. Но потом стараниями режиссёра и сценариста Анны Меликян зритель уходит вместе с героями в лабиринты современной жизни. Предательство, хайпожорство, неумение слушать и слышать, оскорбление тех, кто беднее, некрасивее тебя и так далее. Это дерьмо сплошь и рядом, но, видимо, отечественные киноделы считают, что мы должны смотреть на скотство ещё и на экране.
Нам показывают, объясняя, как дурачкам, механизм возникновения фашистской организации, разрастающейся из-за равнодушия и паскудного желания накрутить популярность на чужой беде. И персонаж Хабенского – Евгений Войгин, - своим поведением иллюстрирует фразу: «Кому война – кому мать родная», желая продвинуть игрушку, используя зверские убийства безвинных людей. Но потом, как водится, всё превращается в хаос и идёт через задний проход, ибо нельзя управлять некоторыми аспектами этой жизни сообразно своей зажратой хотелке. Так оно и бывает не только в гейминдустрии – ради бизнеса люди идут на любые средства.
Есть и классика драматических конфликтов: мать-политик *Ингеборга Дапкунайте*, которая не вникает ни в проблемы общества, ни в жизнь своего сына, ВНЕЗАПНО ставшего членом фашистской группировки. Параллельно протащили чиновничье скотство и пофигизм, так сказать, отвесив им мимолётный джентельменский поклон. Есть в «Фее» конфликт отцов и детей, показанный классическим холодным батей и обиженной на него дочуркой. Столкновение чистой любви и низменных страстей – это тоже есть. Она – одухотворённое создание, влюблённое в него по самые уши. Он - циник, убеждённый в том, что «любовь» - слово иностранное, а удовольствие в виде отсоса можно прикупить за сто тысяч ботов для инстаграма факабельной бабы.
На самом деле, конфликтов хоть отбавляй: борьба за феминизм, природный активизм, вопросы поиска себя, религиозные темы, общество и человек в отдельности – Меликян прямо-таки сама себя превзошла.
Про Хабенского говорить – не переговорить. Ну, молодец. Я никогда не фанатела от Кости как, скажем, от Джонни. Тем не менее, многие работы Хабенского запали в душу, и «Фея» точно станет одной из них. Основное достоинство Хабенского-актёра: он играет легко, проживая перед камерой жизнь своего героя. *В отличие от Меньшикова или Петрова. Один вечно таращит глаза, а другой орёт, пока фейс не покраснеет. И оба уверены, что это – передача эмоционального накала. Станиславский, вставай, отшлёпай их. Да, вот такая я злая.*
Особенно Войгин интересен через призму взаимоотношений со своей дочерью. В некоторых эпизодах «Фея» сильно напомнила *опять же – лично мне* фильм «Квадрат». *Можете, кстати, его тоже глянуть, там в главной роли Клас Банг, сыгравший в новом сериале BBC «Дракула».*
Юра Борисов в роли лидера фашистской организации – это просто нечто. По жизни он клёвый малый, замечательный отец и муж, *а также очень годно сыграл конструктора стрелкового оружия – Калашникова*. Но можно серьёзно так напрячься, глядя на бритоголового Юру, чапающего впереди внушительного отряда мужичков в балаклавах. Серьёзно, он великолепен в этом образе, и добавить нечего – смотреть надо.
Очень вкусная операторская работа. Она именно вкусная: всё снято сочно, красочно и именно так, как это необходимо. Когда снимают в храме, будто чувствуешь запах извёстки, сладковатые ароматы восковых свечей, а в ушах гудит эхо приглушённых голосов. Когда показывают обезличенную студию, где создаются игры: принтеры, стопки бумаг, работающие компьютеры, снующих сотрудников, - хочется настроиться на деловой лад и тоже пойти работу работать. Молодцы. Вот молодцы.
Психология также играет важное значение в «Фее». В некоторых эпизодах подробно описаны особенности регрессивной терапии. Работа мозгоправа представлена прямо-таки радужной каруселью, которая вылечит все твои проблемы, а в качестве приятного бонуса поможет выяснить, что в прошлой жизни ты был какой-нибудь великой личностью. Ну прямо праздник какой-то! Это хорошо для демонстрации развития конфликта и художественных особенностей «Феи». А плохо… А про плохо – в разделе «Минусы».
Обычно подобное нехарактерно для современного российского кино, однако в «Фее» есть-таки несколько ВОТЭТОПОВОРОТов.
Тут нет Саши Петрова. И Данилы Козловского – тоже. *Это я так, на всякий случай. Кому-то всё равно, а мне приятно было с ними не увидеться в «Фее». Надо сделать добрую традицию – как можно реже встречать их на экранах. Только по острой необходимости.*
Зато ближе к концу появляется офигенный щенок корги. Люблю коржиков, поэтому, когда Хабенский начал почёсывать пёселя за ушком, мой мимиметр чуть не каратнул от запредельного показателя умиления.
Минусы
Долго. Долгие-долгие проезды камерой по местности, долго-долго снимают сражённую смертью сына героиню или рефлексирующего Хабенского с милым щеночком на ручках. Задержка камеры обусловлена взглядом на происходящее во внутреннем мире героя. То есть, приём применён целесообразно. Но… Иногда это было реально очень долго.
Медленно. Конфликты развиваются медленно, к середине начиная ползти со скоростью раненой улитки, иногда впадающей в кататонический ступор. Да, это опять-таки обусловлено сюжетными ходами и характерно для триллера, который заявлен в жанре «Феи»*если верить Кинопоиску*, но всё равно – иногда становилось слишком скучно ждать поворотов событий. И, когда эти повороты случались, они происходили слишком поздно и не возымели должного эффекта. *А вот «Джокер», например, тоже триллер, и тоже нудно начинался, но к середине разогнался и смотреть было интересно! Да, я знаю, что нельзя впихнуть невпихуемое и сравнить несравнимое, но я должна была это сказать! И не надо мне тут. Не умеют у нас триллеры снимать!*
Нудно. Пипец, какая нудятина на самом деле. Чтобы разрулить основные конфликты, благодаря которым корабль «Феи» дрейфует на волнах зрительского внимания, понадобилось бы от силы час и сорок минуточек. *Ну, хорошо, берите все два, Галка сегодня щедрая.* Но смотреть, как два с половиной часа размазывают то да сё по хронометражу – всё равно что слушать скрежет кусочка мела по доске в школьном кабинете математики: сидишь, морщишься, но терпишь, потому что иначе никак. *В моём случае вырубить фильм было нельзя, ибо Даша взяла меня на слабо, а Галя не привыкла пасовать в подобных вопросах. Когда дело касается кинопросмотров, я имею в виду.*
Вот по поводу психологии – она Сказочная с большой буквы «С». Терапевт в кратчайшие сроки сумела «раскрыть» скептика Войгина и за парочку сеансов смогла вытащить из него историческую личность, которой он-де был в прошлой жизни. Понятно, зачем так сделано: для ускорения развития драматического конфликта, ведь регрессивная терапия в «Фее» - средство, а не цель. Но для тех, кто после просмотра воодушевится и тоже захочет вытащить из себя Наполеона или Клеопатру: обычно такая терапия занимает от 10 сеансов, по одному в неделю. И как правило просят за них нормальные такие бабки. Учтите это, Нострадамусы вы мои: после подобной глубокой психологической работы, выйдя из кабинета психолога, можно поехать не домой, а кукухой. *И тут уже вряд ли вам кто-то поможет, ибо психиатрия в Нашей Необъятной похожа скорее на пыточный институт, нежели на медицину.*
Ближе к концу фильм сдулся, и раз я зевнула так, что челюсти мои чуть не разошлись нахрен. В лучших традициях российского кино попёрли безнадёга, твисты ради твистов, ущербные поступки персонажей, перерубание кабелей сюжетных линий и прочие нямки.
Финальный эпизод короткий и даже куцый, выглядит как «Сорян» за всё предыдущее говно, произошедшее на полчаса раньше. Ну, невнятная концовка. Ну, вот совсем невнятная. *Мудацкая, если быть точной. Верните мне два с половиной часа моей жизни!*
Итого
Самое страшное – посмотреть кино от начала до конца, а потом сесть и сказать: «Ну и чё?». Это значит, что киноделы жидко обделались и забрызгали сценарным поносом аудиторию, не понявшую их посыл и идеи *если таковые вообще были*. Это значит, что человек посмотрел фильм, словно побывал в макдаке – пожрал, потом сходил в сортир, и ничего не осталось. Это значит, блин, что весь хронометраж – не более, чем потраченное время.
Что думаю про «Фею» лично я? Блёкло, серо, но за старания что-то там изобразить и за актёрские таланты можно одним глазком глянуть. Ибо чувства у героев мертворождённые, ненастоящие. Диалоги и побуждающие происшествия притянуты за уши. Персонажи то проявляют верх благородства, то ведут себя как мудацкое быдло, попирая законы нормы, морали, а заодно – нещадно истязая мою нервную систему. За два с половиной часа я растеряла все аксоны и дендриты, которые отрасли с момента просмотра, мать её, «Великой». В «Фее» все ходят какие-то квёлые, пыльным мешком ударенные, то хотят лучшей жизни и вместе строят светлое будущее, то орут друг на друга и посылают по известному адресу. И если зритель сперва умилился, поверив в лучшую жизнь для героев, то в конечном итоге он сидит с кислым хлебалом, глядя на реализацию фразы: «Все люди – мрази».
Из активисток сделали полудурков, зато показали несколько ночных клубов с обдолбанными дебилами, а фашистов, в общем-то, благополучно слили. Хотя именно на этом строился базовый замес фильма, имеющий все шансы стать первопроходцем в этой области жанра. Сперва создатели замутили годную идею возникновения фашизма и использования насилия в своих целях, но потом начали сдуваться, а под конец – робко пёрнули неубедительной мотивацией персонажей, отвратным сюжетом и безбожной нудотой.
Актёры играли божественно. Оператор сработал блестяще. Локации выбраны качественно, цветовое решение тонко подчёркивает нарастающую драму конфликта, которая в итоге не получила никакой кульминации. Замутили фантастическую *даже фэнтезийную* линию, а потом – слили и её, свалив всё на ошибку навигатора главной героини. *По ходу просмотра разберётесь, о чём я. Галя слишком зла сейчас, Галя не может вдаваться в подробности, а то материться начнёт.*
Ну, что сказать тебе, Даша? Посмотрела я твою «Фею» от начала до конца.
Ну и чё?
Пост с картиночками по традиции в моём ЖЖ блоге
https://galka-zheglova.livejournal.com/12089.html
Свидетельство о публикации №220052901354