Папенька. Продолжение 3

  Предыдущая часть http://proza.ru/2020/05/29/1170



  Этот снимок сделал мой отец  после возвращения из армии в 1956 году  с колокольни сельской церкви. Это наш дом построенный в середине девятнадцатого века. По воспоминаниям под фундамент подложен медный пятак, что бы дом стоял вечно. Вот, стоит и сейчас.
  Прадед мой  и прабабка родились  в селе Малое Яковлевское, что на берегу реки Костромы. Луга и поля до революции по весне заливало водой. Это неподалеку жил тот самый Мазай со своими зайцами. Деревни Шунгенской волости, расположенные на возвышенности назывались мысом.  Село кормилось промыслами. Там где сейчас расположена конюшня до революции была артель по производству замков,цепей и прочей металлической нужной в хозяйстве продукции.Семья прабабки (Железовы) имела землю и кирпичный завод. Мужчины семьи прадеда  издревле были речниками.  Река Кострома была судоходной от Волги аж до Буя.
  Родился мой прадед в 28 декабря 1880 года по старому стилю  в доме, в котором с 1847 года по 1970 год  жили поколения моих предков по отцовской линии. Дом стоит и сейчас, живет в нем чужая семья.
   Бабушка с семьей сводного брата моего отца где-то в 1970 году перебралась в город Кострому и дом продала. Дом на кирпичном фундаменте, цокольный этаж тоже из кирпича с печью, окна почти на уровне земли. Там, в цокольном этаже после того как отец вернулся из армии и перевез меня и маму мою в Яковлевское они жили почти до отъезда в город Невинномысск на Северный Кавказ. Второй этаж у дома, как у всех домов в Яковлевском,деревянный. Хозпостройки  соединяет с жилым помещением мост. Так называют лестницу и коридор, расположенный на всю ширину поперек дома и соединяющий жилые и нежилые помещения: сеновал, стойла для скота, место для повозок и хозяйственного инвентаря и скарба. Так строили дома в Костромской, Тверской областях. Южнее несколько другая планировка домов. В самые лютые морозы из дома выходить было не обязательно, можно и скотину  покормить  и к запасам пробраться. Погреб и сеновал, все под одной крышей. Говорят входные двери открывались в домах вовнутрь, чтобы из дома можно было выбраться если совсем занесет снегом. По воспоминаниям бабушки заносило под окна второго этажа.
     В глубине огорода в правом дальнем  углу стояла настоящая русская баня.
     В 1847 году из деревни Оганино, согласно ревизским сказкам, переехал в Яковлевское мой пра-пра-прадед и построил этот дом . По ревизии 1850 года в Малом Яковлевском проживал мой прапрадед Ефим Осипович Проворов , родился он 1808 году. Жена его Дарья Максимовна родилась в 1809 году. По состоянию на 1850 год у них было четверо детей: Кондрат 13 лет, дочь Акулина двенадцати лет , Василий четырех лет и Иван пяти месяцев отроду.
Сейчас тяжело представить чем жили, о чем говорили, что обсуждали жители костромской глубинки.
   «Костромские Ведомости» тех времен публиковали указы его величества и прочие мудрости для простого люда. Например, в 1840 году, оказывается, из-за запрета  драть лыко резко подорожали лапти. « Лапти сделались втрое дороже прежнего; вместо десяти копеек лыковые лапти продают по тридцать, а носятся они не более двух недель». По этому поводу в "Костромских Ведомостях"  писали, что один из Костромских помещиков «нашел средство плести лапти из льняного изгребья. Такие лапти будучи просмолены носятся около двух месяцев». Ноу хау видимо  не прижилось, но вполне могло служить прототипом знаменитой кирзы. Изобретательность русского народа это наша национальная черта. Например,  в «Костромских Ведомостях»  1850 года есть дельный совет как избавиться от мух: «  Надо взять банку из под варенья, налить в неё мыльной воды, открытую часть банки плотно прикрыть куском ржаного хлеба. В середине которого сделать отверстие величиною в мизинец, и около него, на стороне хлеба обращенного вовнутрь намазать медом или патокою. Мухи почувствовав присутствие сладкого вещества, для того, что бы достать его, будут тесниться в отверстие, сделанное в хлебе, давить друг друга и, наконец, падать в воду».  Толи голодных мух в те времена было немерено, толи мухи были круглыми дурами. Если мухам сладенького захотелось, то для этого моя бабушка ставила на подоконник блюдечко, а в нем  отвар мухомора с сахаром-более действенное средство.
 Иван Ефимович, рожденный в 1849 году – это мой пра-прадед. Женился он на Анне Лавровне. Родом она скорее  всего была из солдатского сословия. У них 28.12.1880 года по старому стилю родился сын Иван Ефимович, мой прапрадед. Ему пришлось воевать и в японскую и в первую мировую, на которой он погиб. В Японскую войну он был призван в состав Сибирского его величества полка, участвовал в бою под Мунденом. Бой длился почти две недели. От полка осталось всего сто человек. В архивах есть фотография,  сфотографированы эти сто героев, один из них мой прадед.  Приказом его величества за стойкость уцелевших солдат  демобилизовали. Жаль , что возможности сайта не позволяют публиковать больше одной фотографии, поэтому я опубликую фото в продолжении.
Продолжение http://proza.ru/2021/04/25/1152


Рецензии