Кризис постановка проблемы. Западные истоки

Прежде, чем говорить о самом кризисе, нужно различать его корни и разновидности. Поэтому я начну статью с неких ориентиров, которые дадут некое понимание или некое целое определенной картины. Сразу говорю не претендую на полноту изложения.

 Первое, что сразу следует заметить, что кризис (или в узком смысле депрессия) - это болезнь не только конкретного человека, утратившего смысл в современном мире, но и болезнь самой цивилизации, утратившей духовные корни. Когда начался этот процесс вопрос довольно спорный. Стоит вспомнить шекспировского Гамлета, у которого налицо все признаки прогрессирующей депрессии. Закономерен и финал этой трагедии смерть главного героя.

 Следует также отметить, что с гетевского "Страдания юного Вертера" и произведений Байрона страдать стало модно не только на Западе, но и в России. Но одновременно со страданием человек утратил смысл своего существования (Онегин и Печорин).

 Следует сказать, что тема выдвинутая Гете и Байроном была не нова. В средневековье существовало целое движение трубадуров, которое посвящало любви и страданию свои стихи. Примечательно и мало известно, что любящий мог быть не только мужчиной, но и женщиной.  Но, говоря о трубадурах следует учитывать, что у них женщина символизировала возвышенный интеллект и мудрость, а любовь к ней пробуждала героя от летаргического сна. (см: Мирче Элиаде История веры и религиозных идей от Магомета до Реформации. - М., 2018, с. 98) Существовал и целый ряд посвящений трубадура в вассалы своей дамы. Но с угасанием трубадурской поэзии и истреблением катаров Запад утратил все эти понятия. о возвышенной любви. Теперь воспевалось не само пробуждение и преклонение перед женщиной, а невозможность ею обладать как физическим, а не духовным объектом.

 Другим движением 19 века стало так называемое опиоманское. Его родоначальник Томас де Квинси написал книгу "Исповедь англичанина-опиомана". За ним последовали Бодлер, умерший полным развалиной, но написавший "Цветы Зла", По, Кольдридж и др.

 Бодлер же положил начало новому направлению в литературе, которые назвали себя проклятыми поэтами (Верлен, Рэмбо и др.). Как сказал кто-то из них, "поэт не может писать красивые стихи, если он не проклят". Удивительно, что пальму первенства проклятых поэтов подхватили и художники-импрессионисты.

 Но уже с приходом Ницше, который твердо заявил, что "Бог умер". Появились новые ориентиры, а именно, сверхчеловек и воля к власти. Это направление условно назвали философией жизни. Правда, Ницше и в самом деле нашел уже мертвого Бога.

 Уродливым искажением ницшианства стал нацизм, который к воле к власти добавил культ силы, в результате чего образовалась уродливая смесь из человека-арийца, низших рас и тысячелетнего рейха, который просуществовал всего 12 лет.

 Дальше в результате своеобразной культурной революции (чисто условный термин), который Запад и США пережили в 60-70 г.г. прошлого века появился интерес к наркотикам и шаманским практикам индейцев. Т.е., говоря проще Запад искал там то, что не мог найти у себя. Поворот тоже был не нов, так разуверовавшись  в собственных богах греко-римская цивилизация обратилась к восточным, в т.ч. и к египетским, в последних видели некую несменяемую веками основу, не ведая о том, что египетские культы переживали свои трансформации и изменения.

 Продолжение о России следует.


Рецензии