Экоцид божий Другое прочтение истории о Потопе

И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. <…>
Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. <…>
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге.
             
Бытие, глава 7, Библия

Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего за уклонение человека к нечестию подвергаются одинаковому с ним наказанию и животные? Так следует. Разве животные созданы сами для себя? Они сотворены для человека; поэтому, когда он истребляется – то какая и в них нужда? Затем и они разделяют (с человеком) наказание, чтобы вы знали, как силен гнев (Божий на грешника). Как в начале за грех прародителя подпала проклятию земля, так и теперь, когда угрожает погибель человеку, делаются участниками наказания и бессловесные.

Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия

Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался.
 
Амвросий Медиоланский, О Ное


Мы живём в эпоху глобального экоцида и поэтому хорошо знакомы с тем, что значит истребление с лица земли всего, в «чем есть дыхание духа жизни» (помимо человека), мы наблюдаем это зло постоянно, и именно это смертоносное явление в обозримом будущем станет причиной коллапса известной нам биосферы. И все мы знакомы с библейской историей о Всемирном потопе. Это по-прежнему популярный сюжет, который продолжают обсуждать в самых разных контекстах (но только, увы, не в том, что имеет отношение к нашей трагической действительности), число искателей остатков ковчега и тех, кто их уже «нашёл», не уменьшается, снимаются документальные фильмы на эту тему, пишутся книги, призванные продемонстрировать историчность рассказанного в Ветхом завете и т.д. Но до сих пор не слышно голосов о том, что в свете нынешней мировой катастрофы исчезновения Природы эта история действительно должна быть внимательно рассмотрена, но только под совершенно другим углом – на предмет токсичности по отношению к Земле и как повествование, содержащее в себе природоборческий миф цивилизации (миф человеческой власти и превосходства), являющийся мировоззренческой основой нынешнего глобального экоцида. Попробуем критически осмыслить эту историю в максимально краткой форме, затронув лишь некоторые из важных моментов.

Итак, мы видим бога – хозяина мира, совершающего наибольшее насилие из возможных – планетарный экоцид – так, словно ничего особенного не происходит. Совершающего его безо всяких сожалений, как нечто праведное, просто потому, что он разочаровался в созданном им мире и хочет обнулить свое творение. Никто не видит в этой истории описания экстремальной жестокости и тирании против жизни, она якобы совсем не об этом, а о том, как ловко бог перезагрузил надоевший ему мир в назидание будущим поколениям людей. Чтобы оценить этот ветхозаветный слэшер незамыленным взглядом,  представим себе какого-нибудь сегодняшнего президента ядерной державы, намеревающегося одним махом стереть с лица земли всё живое и дающего такое же, как библейский бог, объяснение: «истреблю-ка я всё существующее, кроме нескольких человек и горстки животных, потому что мне всё надоело и чтобы поняли, что надо подчиняться моей воле». Зло и безумие в чистом виде, это сбесившийся маньяк. Но бог – всеблагое существо, он не творит зла, любой его поступок является благом. Поэтому тотальное истребление жизни на суше (обитателей моря по причине физической невозможности их утопления божья бойня обошла стороной), совершенное богом, не является злом, – говорит нам библия. Экоцид – это не просто нормально, это проявление божьего могущества и справедливости, а значит, благой поступок – такой месседж транслирует веками эта популярная история. Это типичный пример нормализации зла (преподнесение зла в качестве нормы, чего-то нейтрального или даже позитивного в этическом плане). Этот токсичный идеологический приём в лучшем случае размывает границы между добром и злом, делает зло невидимым и нераспознаваемым, повседневным и обыденным, утверждает и распространяет несправедливость, ложь, неосознанность, в худшем – отключает у усвоивших его совесть и эмпатию, легитимизирует агрессию, разрушительное поведение. Любая идеология насилия, захватничества, войны и любая разновидность абьюза включает в себя нормализацию зла как важный элемент. При безальтернативности и вбивании в головы людей из века в век такого рода нормализаций (как это происходило со стороны монотеистических религий), исчезает сама возможность видеть безумие и зло в качестве таковых, и перед нами как раз самый яркий пример этого – истребление Природы как норма.
 
Но может быть, если экоцид – это не зло, то хотя бы трагедия? Может быть, это вселенская потеря, утрата, имевшая катастрофические последствия для жизни на планете? Нисколько. Ни одним словом не показано, что массовая гибель животных – это катастрофа, что мир нуждался в них, что они были его необходимой частью. Есть только бог и человек, ради которого всё и затевалось на Земле, всё остальное – лишь его ресурсная база. Истреблённые обитатели суши – это нечто наподобие списанных и утилизированных вещей, не более того. Если люди являются чем-то вроде подданных бога, и у него есть с ними какое-то общение (пусть и редко его удовлетворяющее), то с животными у него нет вообще никакой связи, их для него не существует как наделенных собственной судьбой и индивидуальностью созданий. Их роль в мире никак не обозначена кроме того, что они являются рабами либо ресурсами для человека. Соответственно, нет никаких негативных последствий и от их исчезновения – бог дал, бог взял. Во вселенной, как и в жизни человека, ничего не изменилось от их вымирания. Иными словами, практически полное истребление видов не стало катастрофой, жизнь продолжилась (по воле бога) как ни в чём не бывало. Через всё это показана нулевая ценность всего живого и отсутствие независимой от человека ценности нечеловеческого мира. Природа в этой картине мира – необязательный элемент мироздания, это воплощенная пустота, сотворённое из ничего ничто. И эта ничто-жность природного мира – а это одна из самых смертоносных иллюзий нашей природоборческой культуры – лежит в основе экологического нигилизма и экологического беспредела цивилизации. Природа не является нематериальным благом, пространством ценностей, у нее нет своей истории, нет духовного измерения, это просто разноцветное ничто, призванное удовлетворять потребности «венца творения», пластилин для лепки мира цивилизации. Ничто можно и уничтожать без проблем, тем более что не существует никаких заповедей возбраняющих это.

Далее, земной мир показан как управляемая внешней силой (богом) Машина, у которой нет своего пути, своей онтологической основы в мироздании. По отношению к ней и человек, и бог занимают положение операторов, хозяев этого одномоментно собранного механизма. Её детали не имеют значения, они могут быть заменены, но сама Машина останется в любом случае и будет обслуживать человека до конца времён. Поэтому неудивительно, что Земля не является значимым, почитаемым миром ни в психическом, ни в духовном смысле (такой взгляд – это язычество, радикально враждебная для христианства картина мира). Очень важно, что жизнь созидает и поддерживает на планете не Природа, а третирующий её бог (причем в духе полного произвола, без всяких закономерностей, захотел – создал, захотел – уничтожил). Это еще одна несущая конструкция библейского экологического нигилизма: только бог – источник и податель жизни, только от этой внемировой силы зависит выживание и благо человека, то есть источник жизни находится где-то вовне, вне Земли. Экологическая роль Природы таким образом сведена к нулю.

Что при таком взгляде должен испытывать человек по отношению к реальному творцу жизни – Природе, кроме комплекса бога? Может ли он в такой картине мира (а такой она остается и по сей день в качестве основной) хоть как-то быть связанным с ней помимо надменно-потребительского отношения? Возможно ли почтение и стремление соответствовать ей как целому, адаптироваться к ней, уважать принципы её существования, ценить созданное ею? Могут ли у него быть хоть какие-то обязательства по отношению к другим землянам, помимо себе подобных? Нет, планета, прошедшая путь в миллиарды лет к нынешней биосфере и умеющая делать самую необычную во вселенной вещь – творить и сохранять жизнь – это просто данный потусторонним богом материал для превращения в города, промзоны, бескрайние поля и товары. Человек в этой системе взглядов не является обитателем Природы, он её надмирный хозяин, он должен соответствовать не по её законам, а по законам человекообразного бога власти. Он возвышается над всем творением подобно своему тоталитарному богу, выступая в роли его заместителя на земле. И история экоцида, совершенного богом, из века в век  пропагандирует эту идею несвязанности человека с миром, его внеприродности.
 
Следующий крайне важный момент – божественность определяется в монотеистических религиях и в этой конкретной истории через власть (бог – это тот, кто властвует, и его власть тотальна), а та в свою очередь проявляется через насилие: он не был бы богом, если бы силой не навязывал свою волю, не терроризировал, не карал, не истреблял, не лишал жизни, в том числе, не творил экоцид. Он – бог, говорит нам библия, потому что бог, это тот, кто властвует надо всеми и кто может продемонстрировать власть без каких бы то ни было моральных ограничений, любыми способами, тот, кто может распоряжаться жизнью и смертью всех созданий. (Неслучайны его наименования, связанные с властью, – господь, владыка, царь, всевышний, всемогущий, всесильный). Беспредельную же власть проще всего демонстрировать с помощью беспредела, как и в человеческом мире. И в нашем случае бог устраивает беспредел в отношении всего существующего на земле – тотальное истребление всего, в чем есть «дыхание духа жизни». Иными словами, мировой экоцид является в этой истории способом демонстрации божественной власти. Власть – это возможность уничтожать, разрушать – это способность бога. Как может воплощаться в жизнь основанный на этой деструктивной идее миф – мы наблюдаем сегодня во всей полноте. 

Но какое это имеет отношение к человеческому поведению в мире? Согласно христианскому учению, человек должен уподобляться богу, он создан по его образу и подобию и должен проявлять это в своей деятельности на земле. Но как? Творить жизнь он не умеет (производство всё новых людей и антропогенных ландшафтов не создает жизнь на планете, а уничтожает её), но зато ему доступен другой важнейший аспект библейского бога – власть. Быть подобным богу – это властвовать: господствовать, подчинять, терроризировать, перемещать, грабить, контролировать, порабощать, использовать, трансформировать, убивать. Это человеку было доступно в той или иной степени со времен возникновения цивилизации, но в эпоху научно-технического прогресса появилась возможность в полной мере воплощать в реальность это свое «богоподобие». И сегодня перед нами, в реальном мире, действует поразительно похожий на библейского бога бог-цивилизация, сотворенный по его образу и подобию и ежедневно причащающийся ему через божественную субстанцию – власть. Если Природа – бездушное нагромождение сырья, если бог – это бог власти, если духом и разумом наделен только человек и вся история творится лишь для него, а тотальный экоцид – это божественно, то почему бы не жить так, как живет цивилизация – переплавляя всё живое в техносферу? Это то, что велено – уподобление богу. И человек цивилизации так же без малейшего зазрения совести, как и его небесный владыка, совершает планетарный экоцид в подтверждение своей власти, он тоже не творит никакого зла – он просто демонстрирует, что он – господин и хозяин мира, что он богоподобен.

Но в наше время заоблачный прототип уже не нужен, миф наконец захватил мир, воплотился, и теперь человеку цивилизации достаточно его собственных инструментов власти, таких как бесконечный рост, наука-техника и экспансия по планете. Теперь он чувствует себя уже не просто исполняющим обязанности бога на Земле, а самим богом.
   
Если кто-то считает, что подобные природоборческие истории живут лишь на страницах библии и в головах верующих и поэтому никак не связаны с реальностью, это не так. В IV веке н.э. христианство стало государственной религией Римской империи, и все остальные религии, культы, учения, философские школы, даже собственные «еретические» версии самого христианства, светское искусство и образование были запрещены. Для западных стран и их колоний это была тоталитарная идеология, и вся их культура веками была насквозь христианской, монополия на знания о мире столетиями принадлежала церкви. Меняться по существу что-то начало лишь в 20 веке (хотя в России в наши дни, наоборот, христианство снова стало гос. религией), но сама картина мира во всём, что касается видения Природы и роли человека, остается той же, и охарактеризовать ее можно одним словом – нигилизм. Тотальный нигилизм по отношению к Земле – это идеология цивилизации, христианство же объединило различные существовавшие и до него мироотрицающие идеи и создало из них цельное учение, остававшееся безальтернативным и принудительным в течение долгого времени.

История о Потопе – показательный элемент обширного природоборческого мифа, в ней,  как мир в капле воды, отражается его суть. Ничего, кроме глобального экоцида при таком восприятии мира происходить не будет, потому что нигилизм в сочетании с культом власти и принципом человеческой исключительности – это формула экоцида. Это миф смерти, и он порождает и воспроизводит культуру смерти, а та, в свою очередь, является движущей силой планетарной смертедеятельности цивилизации. При этом, несмотря на всю его кошмарную работу в реальном мире, он остаётся невидимым для большинства своих носителей, так как усвоен ими в качестве данности, системы мировоззренческих аксиом. Поэтому предельно важно делать его видимым, вскрывать его вредоносную сущность всеми доступными способами и создавать ему альтернативы – идеи, представления, взгляды и понятия, основанные на почтении к Земле и Природе.       

      


Рецензии